Контрольная работа по морфологии. 10 класс.
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Мазуркина Юлия Александровна

Тестовая контрольная работа, направленная на проверку теоретических знаний о знаменательных частях речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Заполните  пропуски в определении:

_________________-  это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях залога,_____________________, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прошедшего времени  и сослагательного наклонения – категорией ________________________.

2. Дополните предложение :

В _________________ наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В __________________ наклонении глаголы изменяются по временам.

В _________________наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.

В ____________________наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам.

3.Дополните предложение :

При образовании форм 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме _____________ или __________________времени.

В условном наклонении используется только форма ________________ времени.

В условном наклонении глагол не изменяется по _______________.

4. Укажите, в формах каких наклонений употреблены глаголы в приведенных ниже предложениях.

1. Снежок обильно припудрил  морщины и складки на древнем лице земли,  и она помолодела (Чудасов)_____________

 2. Ранним летним утром отправьтесь в лес, к речке, которая струится меж деревьями (Тург.)__________________

3. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (А.С.П.)________________

4. Первая зарница еще неуверенно вспыхивает далеко за гребнем лесов и пробирается ввысь по грядам облаков (Короленко)_________________

5. Дополните предложение :

__________________ - это свойство глагола, заключающееся в возможности присоединять прямое дополнение.

____________________глаголы сочетаются с дополнениями, выраженными существительными или местоимениями в косвенных падежах с предлогами.

Особую группу непереходных глаголов составляют ___________________глаголы, формальным признаком которых является постфикс_________.

6.  Выделите в предложениях глаголы. Определите, являются ли глаголы  

переходными или непереходными; обоснуйте свой ответ.

1. Нам любо, упрямым в исканьях и споре, людей узнавать по широким делам (Сурков)_______________________________________________________________________________________2. Приезжий откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову…(М.Булг.)_____________________________________________________

3. Где-то невидимая журчит вода (Наг.) ___________________________________________

4. Вместе свалились, обманутые снежным пухом, в глубокую яму (Пришв.)______________________________________________________________________

7. Дополните предложение:

_______________________ - это важнейшая категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие

8. Найдите в предложениях личные формы глагола. Назовите лицо, средство его выражения.

1. Вижу в людях во всех хорошее, в жизнь по-юношески влюблен! (Н.Рыленков)__________________________________________________________________

2. Время идет, и никак не найду я, с какого конца приступить к разговору (Ч.Айтматов)__________________________________________________________________

3. Ему хотелось пройти пешком по ночному берегу. _______________________________________________________________________________________________4. С земли еще не сошел снег, а в душу просится весна. Деревья голы, но уже живут, дышат (А.П.Ч.)________________________________________________________________________________________5.В закрытые двери стучался ветер, в печке гудело (А.П.Ч.) ______________________________________________________________________________________________ 6. Там везде пахло краской и лаком от позолоты (Пауст.)________________________________________________________________________________

9. Дополните предложение :

Глаголы _____________________вида обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.

Глаголы___________________вида образуются от глаголов _______________________вида с помощью суффиксов –ива-, -ва-, -а-.

Существуют и___________________________глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида.

10. Составьте предложения с глаголами женить, эмигрировать, отметьте вид глагола.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите из толкового словаря 5 глаголов, имеющих видовую пару, укажите способ образования видовой пары.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Заполните пропуск:

Глагол имеет следующие классы форм:

1) спрягаемые формы, т. е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прош. вр. и сослагат. накл.) родам;

2) _____________________

3) причастия и деепричастия.

13. Дополните предложение : 
Причастие – это_________________________,  которая обозначает ________________________________________, отвечает на вопрос какой?

14. Выбрать правильное объяснение каждого причастия:
Видящий- ___; убранный- ___; сказанное- ___; потрескавшийся- ___; протертый- ___
А – Это причастие действительное, так как оно обозначает признак предмета, который сам производит действие.
Б – Это причастие страдательное, так как оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

15. Укажите  номер правильного ответа на вопрос.
Можно ли образовать действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида?
1) да

2) нет

16.  Образуйте все возможные формы причастия от данных глаголов:

Видеть -_______________________________________________________________________________

Решить -_______________________________________________________________________________

Решаться - _____________________________________________________________________________

Умыться - ____________________________ _________________________________________________

17. Дополните предложение :

Деепричастие – это__________________________________, которая обозначает ___________________________________________________  и отвечает на вопросы _____________________________

18. Заполни пропуски:

Деепричастия _______________вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом - сказуемым.
Деепричастия ______________________вида образуются от основы______________________________времени глагола при помощи суффикса -а (-я).

Деепричастия ___________________________________ вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом - сказуемым.
Деепричастия ____________________________вида образуются от основы___________________или ____________________времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов
-в, -вши, -ши.

19.В следующих предложениях выделите деепричастия. Укажите их глагольные признаки:

а) вид, б) переходность,  в) возвратность.

1. Из леса выбежав березка, одна стояла на юру.____________________________________________  

2. Удара тяжкого далекие раскаты, слабея, замерли вдали (А.К.Т.)______________________________

3. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов (И.Бун.)_______________________________

4. Разорвав тоски оковы, цепи пошлые разбив, набегает жизни новой торжествующий прилив (А.К.Т.) ________________________________________________________________________________

5. Растянулся на просторе и на синих берегах, окунувши морду в море, косо смотрит Аюдаг (А.К.Т.)__________________________________________________________________

 6. Небо на рассвете плачет, росы сеючи (Гр.).

7. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале (Б.)___________________________________________________________

20. Дополните предложение :

_______________прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам, имеют__________________________и краткие формы.

Лабораторный, деревянный – примеры ____________________________прилагательных.

___________________прилагательные – обозначают_________________________ лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя.

21. Какие признаки имени прилагательного согласуются с грамматическими признаками имени существительного? 

1) Род.

2) Число.

3) Падеж.

4) Склонение.

22. Дополните предложение :

Краткие прилагательные образуются от полных __________________. Краткими называются такие имена прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют____________________,

в единственном числе женского рода – окончания_________,  в единственном числе среднего рода – окончания_________, а во множественном числе всех родов - окончания _____________. Краткие прилагательные в предложении выступают в роли____________________________________.

23. Дополните предложение :

Краткие прилагательные нужно отличать от_______________________________, которые обычно входят в состав устойчивых сочетаний: «красна девица». 

24. Образуйте, если это возможно, краткие формы следующих прилагательных; если невозможно, объясните почему. 
знойный_______________________________________________________________________________
волевой_____________________________________________________________________________

дружеский_____________________________________________________________________________

 

25. Проанализировав данные предложения, сформулируйте правило различения краткой формы прилагательного и наречия на –о в предложении.

Сегодня море необычайно спокойно. – Море спокойно билось о берег.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Дополните предложение :

____________________________________- это грамматическая категория прилагательных, которая выражает относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам.

______________________________________имени прилагательного называет признак без какого-либо противопоставления другому признаку.

_____________________________________указывает на признак, который имеется у данного предмета в большей или меньшей степени.

________________________________________ указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами.

27. Выпишите из словаря 5 качественных прилагательных. Образуйте формы степеней сравнения этих прилагательных всеми возможными способами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Дополните предложение :

Наречие - ______________________часть речи, обозначающая __________________или различные обстоятельства, при которых оно протекает, а также признак признака.

29.  Дополните предложение : 

Наречия, образованные от_________________________________________________, имеют степени сравнения.

_____________________________имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов — сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего).

Наречие в сравнительной степени, как и всякое наречие, относится к________________________.

 

30. Составьте предложения со словами легче, тоньше; в предложениях определите их частиречную принадлежность.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Прочитайте правило, в соответствии с ним измените нижеследующие предложения так, чтобы частиречная принадлежность слова «спокойнее» четко определялась.

«Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной».

Он спокойнее меня.___________________________________________________________________  

Говори спокойнее.____________________________________________________________________

 32. Укажите производящее слово к  каждому данному; определите, как называется эта группа слов.

        Вареный –

        Кованый –

        Мороженое –

        Желанный –

        Краденый –

Это ________________________________________________

 

33. Составьте предложения, в которых четко будет видна частиречная принадлежность данных слов:

организованный – организованный, мощённый – мощёный.         

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

34. Проанализировав предложения, закончите теоретическое положение:

Сыновьям всегда везло, и они были избалованы судьбой . - Сыновья были капризны и избалованны. - При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме_____________________________со значением___________________.

Студентка намерена отвечать на вопрос.  - Краткие страдательные причастия употребляются в конструкциях с зависимым____________________.

Спортсмены были уверены в победе. –  Броски баскетболистов были точны и уверенны. ________________________________ употребляются в конструкциях с зависимым дополнением.

Впереди, возле стойки, стояло пианино. Оно было расстроенно, несколько струн лопнуло, и на многих клавишах недоставало костяных пластинок. – Георгий еще вчера был расстроен неудачей, а сегодня вновь сиял надеждой и уверенностью.  -  Прилагательные и причастия, перешедшие в прилагательные, обозначают___________________признаки предметов, а причастия — признаки, развивающиеся во времени.

35. Как называется языковое явление, примеры которого были предметом заданий 25, 31,  33, 34 ? __________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по морфологии. (2 варианта)

Контрольная работа по морфологии состоит из двух частей: первая часть - тест, который проверяет усвоение морфологических норм, вторая часть - задания, проверяющие умение употреблять числительные в реч...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОРФОЛОГИИ (11 КЛАСС) В ФОРМАТЕ ЕГЭ.

Данная методическая разработка содержит 2 варианта заданий  в формате ЕГЭ для 10-11 класов с ключами по разделу "Морфология" ...

Контрольная работа по морфологии: Причастие и деепричастие

Данная работа предназначена для итогового контроля по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классах по программе М.М. Разумовской и 7 классах по программе В.В. Бабайцевой....

контрольная работа по морфологии

Контрольная работа по морфологии может быть использована для 6 и 7 классов, а также в 10-11 классах при повторении этой темы....

Контрольная работа по морфологии

Контрольная работа на закрепление понятий -  причастие и деепричастие....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...