рабочая программа по русскому языку для 6 класса Саяхова Л. Г.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Кинзягулова Гульшат Фарисовна

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (Альмухаметов Р. В., Закирьянов К. З., Саяхова Л. Г.)

Учебник «Русский язык 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

На изучение курса русского языка в 8 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю) в том числе 21 час на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА С. НОВЫЕ МАТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ  РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

Рабочая программа

по русскому языку

на  2013-2014 учебный  год

Класс  6

подготовила

учитель русского языка и литературы

Кинзягулова Гульшат Фарисовна

НОВЫЕ МАТЫ - 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (Альмухаметов Р. В., Закирьянов К. З., Саяхова Л. Г.)

Учебник «Русский язык 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

На изучение курса русского языка в 8 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю) в том числе 21 час на развитие речи.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Применение полученных знаний и умений в собственной ревой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенции, которые определяют основное содержание предмета.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Языковая и лингвистическая компетенция предполагает освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культурологическая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуро межнационального общения.

Задачи предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:

  • Усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
  • Овладение системой языка, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
  • Формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно – научной, социокультурной и деловой сферах;
  • Формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Требования к знаниям, умениям навыкам

по русскому языку за курс 8 класса

Учащиеся должны знать/понимать определение основных  изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ;

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывании одноклассника;

ЧТЕНИЕ;

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
  • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
  • создавать собственные выказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и.т.п.;
  • размышлять о содержании прочитанного и прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

ПИСЬМО:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
  • писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические,  пунктуационные);
  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
  • редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

  • анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
  • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и формы;
  • объяснять значения слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
  • определять способы образования слов различных частей речи;
  • анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
  • составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
  • с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
  • толковать лексические значения общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • пользоваться различными видами лексических словарей;
  • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания  умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильно написания;
  • аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать в письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный,  предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта ), изложение (выборочное, подробное), текст, комплексный анализ текста.

На изучение курса русского языка в 8 классе отводится 102 часов, в том числе 21 часов на развитие речи.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитыватьвсе требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Язык и речь (3ч.)

Совершенствование навыков построения связных высказываний в соответствии с требованиями образцовой речи.  Получение общего представления о многообразии и количестве языков на Земле, о группах языков, о родственных языках. Понятие о литературном языке. Развить умение правильно строить устную и письменную речь.

Текст (7ч.)

Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах.  Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.

Фразеология (4ч.)

Познакомить учащихся с особенностями фразеологии как раздела лексикологии, основными признаками фразеологизмов. Формировать умение отличать свободные сочетания слов и фразеологизмы, определять нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы,  особенности их употребления в речи.

Повторение пройденного о простом предложении ( 3ч.)

Повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях. Отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях. Повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи. Дать понятие об односоставном предложении. Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте.

Сложное предложение(1ч.)

Дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Развить умение отличать сложные предложения от простых.

Сложносочиненное предложение (8ч.)

 Отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые: определять значение сложносочинённых предложений с союзом и(одновременность- последовательность происходящих событий, явлений, действий),расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении. Развить умение правильно интонировать сложносочиненные предложения в устной речи, правильно ставить знаки препинания в них на письме.

Сложноподчиненное предложение (26ч.)

Углубить понятия о придаточных образа действия и степени, сравнительных; показать их отличительные признаки; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки. Формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели. Отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы. Определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

Бессоюзные сложные предложения (5ч.)

Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении.

Совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать пунктуационные навыки.

Сложные предложения с разными видами связи (3ч)

Умение находить части сложных предложений с разными видами связи и устанавливать виды связи между ними, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разнотипной связью.

Повторение пройденного материала о сложном предложении (3ч.)

Развить умение производить синтаксический разбор сложных предложений всех изученных типов. Совершенствовать навыки конструирования и употребления в речи сложных предложений изученных видов с правильной постановкой знаков препинания в них.

Предложения с прямой и косвенной речью (5ч.)

Познакомить учащихся со способами передачи чужой речи. Помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь». Формировать умение передавать чужую речь разными способами. Развить умение выразительно читать тексты с диалогом. Развить умение выписывать из текста цитаты с указанием автора. Дать понятие о цитатах; сформировать навык правильного цитирования и оформления цитат.

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах (10ч.)

Совершенствование навыков разграничение частей речи и членов предложения. Развить умение производить полный грамматический разбор предложений. Повторение основных грамматических признаков частей речи в процессе функционирования их в составе синтаксических конструкций. Совершенствование навыков использования в речи различных типов синонимических синтаксических конструкций.

Тематическое планирование.

№п/п

               Тема

Ко

ли

чес

тво

ча

сов

  Дата

                   Цели

                   Задачи

Тип

 урока

ТСО

примечание

По

пла

ну

Фак

ти

чес

ки

1-2

3

4

Язык и речь. (3ч.+1ч.)

Народы и языки.

Культура речи.

Мини-сочинение «Качество правильной речи».

2

1

1

 Получение общего представления о многообразии и количестве языков на Земле, о группах языков, о родственных языках.

Понятие о литературном языке.

Развить умение правильно строить устную и письменную речь.

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Рассказ учителя

Таблица

Дид. материал

ЭУ

презентация

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19

20

 

21

22

23

24

25

26

27

28-29

30-31

32-33

34-35

36-37

38

39

40

41

42

43

44-45

46-47

48-59

50-51

52

53-54

55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

67

68

69

70-71

72

73-74

75

76

77

78

79

80

81

82-83

84-85

86

87

88

89-90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100-102

Текст.  (7ч+2ч.)

Тема, содержание, основная мысль текста.

Структура текста. Смысловые опоры текста.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение (повторение).

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) в составе текста.

Смысловая, грамматическая и интонационная целостность ССЦ.

Композиционная структура ССЦ: зачин, средняя часть, концовка.

Абзац. Двойственное значение термина (отступ и отрезок текста).

Диктант №1

Работа над ошибками.

Фразеология. (4ч.)

Понятие о фразеологизмах.

Основные признаки фразеологизмов.

Знакомство с учебными фразеологическими словарями.

Крылатые слова и выражения. Их значение и употребление в речи.

Сочинение №1. Рецензия на словарь.

Повторение пройденного о простом предложении (3ч.)

Работа над ошибками. Словосочетания и предложение.

Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Предложения, осложненные однородными членами, обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными словами и постановка в них знаков препинаний.

Изложение №1

Работа над ошибками.

Сложное предложение. (1ч.)

Понятие о сложном предложении.

Диктант №2

Работа над ошибками.

Сложносочиненные предложения (8ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении.

Союзы в сложносочиненных предложениях: соединительные и разделительные.

Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сочинение «башкирские народные музыкальные инструменты»

Сложноподчиненное предложение. (26ч.)

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, их признаки.

Связь придаточной части с главным посредством подчинительных союзов и союзных слов.

Указательные слова в главном предложении.

Интонация сложноподчиненных предложений.

Сочинение «Героизм народа в годы Великой Отечественной войны».

Работа над ошибками.

Основные виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные предложения.

Придаточные определительные предложения.

Придаточные предложения времени.

Придаточные предложения места.

Диктант №3

Работа над ошибками. Придаточные предложения образа действия и сравнительные.

Придаточные предложения причины.

Придаточные предложения цели.

Придаточные условные предложения.

Придаточные предложения уступительные и следствия.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Сочинение «Мой любимый башкирский писатель».

Работа над ошибками.

Бессоюзные сложные предложения. (5ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Интонация в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Сочинение «Человек и природа».

Повторение пройденного материала о сложном предложении. (3ч.)

Работа над ошибками. Систематизация и обобщение изученного материала о видах сложных предложений.

Синтаксический разбор сложных предложений.

Диктант №4

Работа над ошибками.

Предложения с прямой и косвенной речью. (8ч.)

Способы передачи чужой речи. Прямая речь.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь. Грамматические признаки косвенной речи.

Замена прямой  речи косвенной.

Диалог.

Цитата и знаки препинания при ней.

Изложение №2.

Работа над ошибками.

Диктант №5

Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах. (10ч.)

Работа над ошибками. Части речи и члены предложения.

Грамматические признаки знаменательных и служебных частей речи.

Текстообразующая роль частей речи.

Словосочетание, предложение и текст, их типы.

Основные правила русской орфографии и пунктуации.

Повторение основных грамматических признаков частей речи.

Основные правила русской орфографии.

Основные правила пунктуации.

Диктант №6.

Работа над ошибками.

Резервные уроки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

 

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах.

Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.

Совершенствование навыков составления различных типов текстов.

Развить умение составлять тексты – рассуждения на различные темы.

Познакомить учащихся с особенностями фразеологии как раздела лексикологии, основными признаками фразеологизмов.

Формировать умение отличать свободные сочетания слов и фразеологизмы, определять нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы,  особенности их употребления в речи.

Повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях.

Отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях.

Повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи.

Дать понятие об односоставном предложении.

Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте.

Дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними.

Развить умение отличать сложные предложения от простых.

 Отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые: определять значение сложносочинённых предложений с союзом и(одновременность- последовательность происходящих событий, явлений, действий),расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Развить умение правильно интонировать сложносочиненные предложения в устной речи, правильно ставить знаки препинания в них на письме.

Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении;

Научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; 

Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида.


Повторить сочинительные и подчинительные союзы, производные предлоги;

Научить находить придаточные изъяснительные предложения.

 

Повторить правописание подчинительных союзов.

Уметь находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи.

Углубить знания учащихся о СПП с придаточными места и времени.

Углубить понятия о придаточных образа действия и степени, сравнительных; показать их отличительные признаки; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки.

Формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели.

Отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы.

Определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении.

Совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

Формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать пунктуационные навыки.

Развить умение производить синтаксический разбор сложных предложений всех изученных типов.

Совершенствовать навыки конструирования и употребления в речи сложных предложений изученных видов с правильной постановкой знаков препинания в них.

Познакомить учащихся со способами передачи чужой речи.

Помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь».

Формировать умение передавать чужую речь разными способами.

Развить умение выразительно читать тексты с диалогом.

Развить умение выписывать из текста цитаты с указанием автора.

Дать понятие о цитатах; сформировать навык правильного цитирования и оформления цитат.

Совершенствование навыков разграничение частей речи и членов предложения.

Развить умение производить полный грамматический разбор предложений.

Повторение основных грамматических признаков частей речи в процессе функционирования их в составе синтаксических конструкций.

Совершенствование навыков использования в речи различных типов синонимических синтаксических конструкций.

Повторение основных правил русской орфографии и пунктуации.

Закрепление изученных слов и обогащение активного словаря учащихся новыми словами в рамках актуальной для учащихся тематики.

Изучение нового

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-исследование

Проблемный урок

Урок-проверка

Изучение нового

Урок-практика

Изучение нового

Мультимедиа-урок

Урок –практика

Комбинированный

Урок-проверка

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-исследование

Урок-проверка

Изучение нового

Урок-практика

Урок-проверка

Урок –практика

Комбинированный

Урок-проверка

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-практика

Изучение нового

Урок-практика

Мультимедиа-урок

Урок –практика

Урок-практика

Урок-проверка

Урок -повторение

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Изучение нового

Проблемный урок

Урок-проверка

Изучение нового

Урок-практика

Мультимедиа-урок

Урок –практика

Комбинированный

Урок-практика

Урок-проверка

Урок -повторение

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-исследование

Проблемный урок

Урок-проверка

Изучение нового

Урок-практика

Урок –практика

Урок-проверка

Урок -повторение

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-исследование

Проблемный урок

Урок-проверка

Изучение нового

Урок-практика

Урок-проверка

Мультимедиа-урок

Урок-практика

Урок –практика

Комбинированный

Урок-практика

Урок-проверка

Урок -повторение

Беседа, работа  с книгой, упражнения

Урок-практика

Урок-проверка

Урок-практика

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

таблица

презентация

аудиозаписи

модели

дидактический материал

ЭУ

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

модели

дидактический материал

ЭУ

презентация

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

 видеозаписи

 

аудиозаписи

таблица

модели

дидактический материал

ЭУ

презентация

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники задач и упражнений

 Видеозаписи

 Кинофильмы

 Диафильмы

Аудиозаписи

модели

дидактический материал

ЭУ

презентация

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники задач и упражнений

 видеозаписи

аудиозаписи

модели

дидактический материал

ЭУ

презентация

Справочники

учебные плакаты

 карточки

Сборники

Упражнений

 

дидактический материал

ЭУ

Презентация

Таблица

Дид. материал

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

дидактический материал

ЭУ

Учебники

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

дидактический материал

ЭУ

 Справочники

учебные плакаты

 карточки

сборники упражнений

дидактический материал

Учебное и учебно-методическое обеспечение

по русскому языку в 8 классе

Для учителя:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. /  Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
  4. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М.: 1994.
  5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  7. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.

Для учащихся:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008.
  3. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /  

Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александроваи; научн. Редакт. Н.М. Шанский. – 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009

4. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л.А. Ахременкова. М.: Просвещение,2005.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

по русскому языку.

Для учащихся:

  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2010.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.
  6. Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.
  7. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Бакулина  Г.А.   Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. – М.: Владос, 2006.
  4. Дейкина А. Д. раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: просвещение, 2006.
  9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...