Главные вкладки

    Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Обучение сочинению по заданному тексту».
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

    Райц Марина Васильевна

    Обучение сочинению по заданному тексту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 11_ege.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

    Урок русского языка

    в 11 классе

    по теме:

    «Подготовка к ЕГЭ.

    Обучение сочинению по заданному тексту».

             

                               

                                       2013 год

     

    Цели урока:

    1. Продолжить работу по развитию языковой компетенции.

     2. Совершенствовать умение  создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

    Задачи урока:

    Образовательные:

     1. Способствовать закреплению умения работать над сочинением-рассуждением

     2. Помочь учащимся в выборе материала.

     

     Развивающие: 

     1. Развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

    Воспитательные:

    1. Активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,
    2. Воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

    Рефлексия:

    1.Осмысление собственной познавательной деятельности и мотивов работы на уроке.

    Тип урока: урок подготовки  к ЕГЭ, сбор рабочего материала для сочинения-рассуждения на духовно-нравственную тему.

     ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

    Методы и приемы: выразительное чтение, беседа, анализ текста.

    Оборудование: тексты писем Д.С.Лихачева, раздаточный материал для подготовки к сочинению-рассуждению

    Ход урока:

         - Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

    Почему? Вспомните, как необходимо использовать тексты для аргументации

    1.Мобилизующее начало.

    2. Мотивационная часть.

       -Ребята, проверяя ваши  работы по блоку С, точнее, аргументацию выбранной проблемы, обратила внимание на то, что  не все умеют оперировать текстом  книги

       -Вы заинтересованы в том, чтобы  точно и конкретно знать содержание текстов писем Д.С.Лихачева?

      -Можно ли говорить  об актуальности  этой работы сегодня.

    3. Актуализация знаний.

        - В чем необходимость и важность?

    4. Определение темы и цели урока.

       - Сформулируйте тему урока.

       -Определите цели урока.

    5.  «Открытие» темы урока.

         -Подготовка к сочинению-рассуждению  будет построена на основе текстов писем Д.С.Лихачева, которые  требуют проникновения. Они написаны для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами  должен обладать духовно красивый человек.

       -Книга учит нас, обратите внимание, что нужно делать, чтобы всегда быть нравственно  чистым, добрым человеком.

        -Сумеете ли вы это показать, услышите ли голос автора, зависит от вас, от вашей работы.

    6. Повторение по алгоритму написания сочинения:

        -Назвать абзацное членение текста.

         -Вспомнить этапы работы  по тексту, используя раздаточный материал (каждый ученик отрабатывает по 2 этапа алгоритма)

    7. Работа по тексту письма 2 «Молодость-вся жизнь» (фронтально)

         -Выразительное чтение.

         -Беседа по вопросам:

         1.Чем  заинтересовал  вас текст письма?

          2. На какие моменты текста вы обратили внимание?

          3. Выделите проблемы, определяющие характер рассуждений автора.

           4. О каких  духовно-нравственных качествах человека идет речь в тексте?

            5. Каким, по-вашему, должен быть духовно красивый человек?

    Обоснуйте свое мнение выдержками из текста.

    8. Работа над вступлением.

        -Проверка работ учащихся.

         -Обсуждение работ самими учащимися.

    9. Выявление умения  определять проблемы текста

    - На какие проблемы вы обратили внимание? Обосновать по тексту.

    10.Самостоятельная работа  по комментированию проблемы.

    11.Проверка работ и обсуждение  составленных комментарий.

    12.Рефлексия:

       -Довольны ли вы своей работой на уроке?

        -Что интересного вы сегодня  узнали?

        - Можете ли сказать, что познакомились еще с одним произведением , которое поможет вам в работе над текстом?

    13. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

    14. Домашнее задание.

         -Дописать сочинение по письму 2.

          -Прочитать тексты писем 7 и 26.

    Письмо второе

    МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

    Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего…  А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

    Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

    Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

    И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

    Письмо седьмое

    ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

    Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

    Проследите жизнь человека.

    Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

    Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

    Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

    Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

    Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

    Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

    Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

    Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

    Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

    Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

    Письмо двадцать шестое

    УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

    Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

    Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

    Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

    И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

    Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

    А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

    Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

    Учитесь любить учиться!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

    Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за...

    Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

    Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

    Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

    Задачи урока: ·        Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...

    Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

    Задачи урока: ·        Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике,...

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."

    Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....

    Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

    Урок направлен на понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.В ходе урока проводится продуктивная подготовк...