Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.

Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков препинания перед союзом И;

2) отработать навыки постановки запятой перед союзом И в предложениях разных типов; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий, разборов, поиска средств художественной выразительности; составления алгоритма действий;

3) готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийная презентация, подготовленная учителем; памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz_i.rar22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.

Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков препинания перед союзом И;

2) отработать навыки постановки запятой перед союзом И в предложениях разных типов; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий, разборов, поиска средств художественной выразительности; составления алгоритма действий;

3) готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийная презентация, подготовленная учителем; памятки.

Ход урока.

I.  Оргмомент

II.   Тема урока. Постановка целей.

        Тема нашего урока – «Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения».

Наша цель – обобщить все случаи употребления союза И внутри предложений и постановки знаков препинания перед ним. Это необходимо для совершенствования навыков грамотного письма и подготовки к ГИА.

III. Проверка домашнего задания.

        - упр.66:

1. Стилистическая принадлежность текста. (худож.)

2. Назвать предложения, в которых пред союзом И ставится запятая. Почему?

3. Назвать предложения, в которых пред союзом И не ставится запятая. Почему?

4. Слова со скобками.

5. Разборы на доске : морфемный/словообразовательный и синтаксический (только характеристика предложения) (пишутся во время проверки д/з)

Дополнительные вопросы:

6. Найдите предложения, в которых средством выразительности являются эпитеты (тяжкой неподвижностью, духовитой дождевой влагой), олицетворения (ветер дышал, стерня ощетинилась), метафоры (уронив клёкот, степь наполнилась… ропотом), сравнения (как … факел).

IV. Словарная работа. (готовит ученица)

Гуманный, гуманность, гуманизм. (значение слов)

Человечный, человечность.

Словосочетания с данными словами.(5-6)

Задание: записать с/с и определить типы связи.( все правильно +, 1 ошибка – v)

        Ребята, я бы хотела, чтобы, какова бы ни была тема урока, вы никогда не забывали о важности человечного, гуманного отношения к природе, животным и людям.

 

V. Основная тема урока.

        Итак, предмет нашего изучения – союз и, очень древний, но всегда современный, уместный в любом из стилей и жанров речи. Чем же он необычен? Сегодня роль исследователя-лингвиста выполняет __________________.

- Сообщение ученика.

Учёные исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка.

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения.

Слово И было и остаётся исключительно частотным словом.

«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, всё дело в значении союза И. Ведь он может обозначать сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не  изменяется.

«В одном и том же объёме печатного текста встречаются: слово учение- 100 раз, учитель – 99 раз, ученик– 60 раз, ученица – 3 раза, союз И –36 366 раз!» (Из «Частотного словаря русского языка»)

- Дайте характеристику союзу И. (Сочинит., соед., непроизвод.)

- Что он может соединять в предложении? (Однородные члены и простые предложения в составе сложного).

- Конечно, ребята, это не все функции союза И. Этот многофункциональный союз может связывать и предложения в тексте, в этом случае он употребляется в начале предложения, и усиливать выразительность восклицательных предложений. Однако нас сегодня интересует употребление союза И внутри простых и сложных предложений.

- Задание «Проверь себя!». Поскольку правила по данным темам изучены ранее, предлагаю проверить свои знания, выполнив следующее задание. ( на слайде)

Спишите, расставьте знаки препинания и графически объясните их. Обозначьте союзы.

1) Лепечут песню новую и липа бледнолистая  и белая  берёзонька  с зелёною косой.   2) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло сладостью берёзовых почек.     3) На горах-то только тайга шумит  и ручьи бегут по камню.   4) А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

- Взаимопроверка по ключу. За безошибочную работу с граф. объяснением +; если есть ошибки или нет объяснения  v.

1) Лепечут песню новую  и липа бледнолистая,  и белая  берёзонька  с зелёною косой.    2) Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло сладостью берёзовых почек.     3) На горах-то только тайга шумит  и  ручьи бегут по камню.   4) А звёзды нежданно в тумане блеснули и  свет свой холодный над липами льют.

- Давайте вспомним, каковы правила постановки запятой перед союзом И при однородных членах и в сложном предложении. Примеры приводите из выполненного задания.

- Как же безошибочно научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И? Сегодня ______________ и ________________________ сделали попытку вооружить нас универсальной схемой действий.  Они представляют нам алгоритмы действий  при обнаружении в предложении союза И.

- Защита алгоритмов. Указание на ошибки.

- Представление работы учителя. (Можно раздать как памятку).

VI. Закрепление изученного. Подготовка к ЕГЭ.

    Задания на слайдах или на карточках.

Коллективно:

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

 отсутствия в предложении:

День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И   запятая не нужна.

                 3)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

     4)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И     нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

 отсутствия в предложении:

     Извозчик неутомимо погонял лошадей ( ) и во всё горло

     распевал песни.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна   запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

 отсутствия в предложении:

 

              Вскоре после восхода набежала туча ( ) и брызнул короткий            

               дождь.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И  запятая не нужна.

                2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна    запятая.

                3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И     нужна запятая.

                4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Самостоятельно:

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

отсутствия в предложении:

Золотисто-розовые лучи заходящего солнца некоторое время скользили по склонам гор ( ) и взбирались всё выше и выше.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна  запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

отсутствия в предложении:

              В это время луна начала одеваться тучами ( ) и поднялся белёсый  туман.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна  запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

отсутствия в предложении:

На небе появились сизые тучи ( ) и повеяло сыростью.

  1.  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И   запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

                3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И     нужна запятая.

                4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна     запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

отсутствия в предложении:

            Было уже часов десять вечера ( ) и над садом светила полная луна.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна    запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И  запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её      

отсутствия в предложении:

А здесь, за малиновыми утёсами, было тихо ( ) и ещё брезжил свет зари.

              1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

              2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом  И нужна запятая.

              3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

              4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И  запятая не нужна.

Самопроверка: 5 ответов +, 3-4 ответа   v .

 Ответы: коллективная работа: 1) 1; 2) 2; 3) 4;

                 Самостоятельная: 1) 2; 2) 1; 3) 4; 4) 1; 5) 1.

VII. Закрепление. Подготовка к ГИА.

 -  Какие ещё сочинительные союзы вам известны?  Где мы встречаемся с заданиями на определение сочинительной связи?

Задания на слайдах. (коллективно)

1) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Вдруг вспыхивает солнечный луч,(1) и Серёжка забывает,(2) что минуту назад был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля,(3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.

2) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Ну,(1) улыбнись,(2) улыбнись!.. Улыбка многое говорит о человеке,(3) а ты замечательно улыбаешься!

        Ленка застенчиво улыбнулась,(4) и уголки её губ привычно поползли к ушам.

3) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были вместе. А когда я уезжала к себе на квартиру,(4) они стояли на лестничной площадке,(5) и махали,(6) и плакали.

Ответы: 1) 1, 3; 2) 3,4; 3) 1.

Самостоятельно.

1) Выпишите цифру (ы), обозначающую  (ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        На уроках географии мне так и хочется уехать на Север,(1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы,(2) разгадывать древние пергаменты. Почему я такой,(3) что сам себя не могу понять?

2) Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Собака моя резко потянула к кустам,(1) и куропатки взлетели кучно,(2) всей стайкой. Вместе со своими товарками бродила она по лугам,(3) и смышлёные птицы не бросали в беде подругу,(4) а по-своему помогали ей.

3) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Птица услышала меня,(1) присела в скошенной щетинке осоки,(2) притаилась,(3) но глаз мой она почувствовала,(4) испугалась его и вдруг бросилась бежать,(5) неуклюже заваливаясь набок.

4) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Дятел косился вниз,(1) но продолжал работать. Из кустов орешника грянул выстрел,(2) дробью сорвало источенную червями кору,(3) и вместе с ней на жёлтую траву упала птица.

5) Выпишите цифру (ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

        Всё живое,(1) переплетённое множеством связей,(2) являет собой чудо с названием Жизнь,(3) очень возможно,(4) единственную в бескрайней Вселенной,(5) и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия.

Самопроверка: 5 ответов +, 3-4 ответа   v .

Ответы: 1) 1; 2) 1, 3; 3) 3; 4) 1; 5) 5.

Резерв: конструирование предложений по схемам или рассуждение-миниатюра о функциях союза И.

VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Чему научились мы сегодня на уроке?  Какие правила повторили?

- Сделайте вывод, какие функции может выполнять союз И в предложении.

- У кого набралось 3 + и больше? Это 5. Два + или три v – это 4.

Домашнее задание: на выбор. 1) Рассуждение-миниатюра «Докажите, что И – это многофункциональный союз»

                                                   2) упр.64 (1 часть)

                                                          Литература

ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания/ Ю. Н. Гостева., И. П. Васильевых.- М.: Издательство « Экзамен»,2013.

Розенталь Д. Э., Кабанов  Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование.- М.: МГУ, 2001.

Рябцев Ю. С. История русской культуры: Учебное пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов.- М..: Московский лицей,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС,  позволяет на уроке «открытия новых знаний»  ученикам самим через поисковые задания,  работая в группе и парах, узнавать новый материал, ан...

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Технологическая карта открытого урока русского языка  в 7 классе...

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"

2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...