Личные местоимения. Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Левковская Лариса Игоревна

 

Большое внимание на современном этапе обучения русскому языку уделяется исследовательской деятельности школьников. 

«Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся». (О. И. Горбич)

На мой взгляд, применение проблемного и исследовательского методов обучения на уроках русского языка

  • мотивирует учащихся к самостоятельной учебной деятельности;
  • повышает интерес к предмету;
  • способствует активизации мыслительной деятельности учеников, проявлению их инициативы в подготовке научных докладов, сообщений;
  • дает возможность сочетать различные формы работы на уроке: индивидуальной, групповой, коллективной;
  • создает ситуацию поиска научного знания, осмысления фактов и языковых явлений, учит делать собственные выводы.

В 5-6 классах  необязательно проводить урок-исследование с наличием всех составляющих, так как необходимо учитывать возрастные особенности учеников, специфику самого метода и уровень подготовки класса в целом. Но включать элементы исследовательских технологий можно на многих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnye_mestoimeniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - исследование

по теме «Личные местоимения»

6 класс

Цель урока: формирование навыков исследовательской деятельности при изучении темы «Личные местоимения».

Задачи:

  • повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
  • исследовать смыслоразличительную функцию личных местоимений на примере отрывков из художественных произведений, изученных в 5 классе;
  • развивать интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские, творческие возможности учащихся;
  • воспитывать любовь к  русской  классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

 Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Тип урока: комбинированный урок с  элементами исследования.

Оборудование урока: презентация, интерактивная доска, карточки с примерами, учебник. М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация прежних знаний.
  1. Запись на доске и в тетрадях предложения: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!»  (Н. Хикмет)
  1. В этом предложении повторяем  все орфограммы, пунктограммы, графически их обозначаем.
  2. Находим местоимения.
  1. Рассказать все, что мы знаем о местоимении (один ученик выходит к доске и  рассказывает). Комментарии его ответа и дополнительные вопросы к нему даются остальными учениками класса.
  2. Постановка цели и задач урока.

  1. Работа по теме. При подготовке к данному этапу урока учащимся заранее было дано задание: подготовить карточки с примерами на употребление личных местоимений в речи, основываясь на художественных произведениях, изученных в 5 классе.

Работа в группах.

1-я группа должна заранее подготовить примеры, в которых используется местоимение «я».

Ученики класса записывают посередине строчки «Я».

Проблемный вопрос для 1группы: существуют ли условия,которые влияют на употребление автором личного местоимения «я» в стихотворных произведения разных жанров.

 

1 пример:  Ребята взяли  отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» от слов: О,  Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? до слов И песню громкую пою про удаль раннюю мою.

Анализ данного отрывка позволяет сделать вывод, что поэт один раз сказал «Я», а действий было много: иду, катаюсь, брожу, скачусь, бегу, пою. Следовательно, частое употребление личного местоимения приводит к нарушению поэтической формы и образованию речевой ошибки(тавтологии)_.

2 пример: Я голову с тебя сорву! Я этого, приятель, не забыл. (И. Крылов, «Волк и ягненок»). Я ль на свете всех милее? (А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Ребята пришли к выводу, что местоимение «я» в данных поэтических  строчках служит средством характеристики героев: (самовлюбленных, властных, эгоистичных).

3 пример: Люблю грозу в начале мая  (Ф. Тютчев)

Анализ поэтических строчек, которые по структуре являются односоставными предложениями , позволяет сделать вывод, что употребление личного местоимения здесь не требуется.

Примеры и выводы размещены на слайдах, координатор группы представляет результаты исследования.

Общие выводы: Из 10 представленных примеров ученики сделали следующие выводы:

  • Постоянное повторение местоимения «я» лишь засоряет нашу речь, делает ее скучной и однообразной;
  • Пропуск личного местоимения придает речи динамичность, ускоряет ее темп, акцентирует внимание на действии, состоянии, настроении ;
  • В определенных случаях употребление местоимения служит одним из средств характеристики героя.

2-я группа приводит примеры с местоимением «Мы».

Ученики записывают посередине строчки «Мы»

Проблемный вопрос для группы: меняется ли смысловая функция местоимения «мы» в зависимости от стиля употребления.

1 пример записываем: Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою (строчки из «Бородино» М. Ю. Лермонтова).

Вывод: в данном произведении местоимение «мы» обозначает единство. Солдат говорит от имени всего народа. Само произведение относится к художественному стилю.

2 пример: Как мы себя чувствуем? ( обращение доктора к пациенту, но и обращение к приятелю, знакомому).

Вывод: местоимение «мы» может употребляться как обращение к одному человеку, причём с оттенками иронии,  шутливости, и это   характерно для разговорного стиля.

Учащиеся могут вспомнить на уроке и привести примеры употребления местоимения «мы».

3 пример: Мы исследовали и пришли к выводу (авторское «мы»).  Такая форма употребления характерна для научного стиля.

Вывод: местоимение «мы» заменяет в научной речи местоимение «я», что подчёркивает скромность и объективность автора. Местоимение «мы» приобретает отвлечённо-обобщенное значение.

Из 8 представленных примеров следует общий вывод: местоимение «мы» может иметь разное смысловое значение в зависимости от сферы употребления и стилевой принадлежности .

3-я группа приводит примеры с местоимениями «Ты», «Вы».

Ученики записывают посередине строчки «Ты», «Вы».

Ученикам 3-ей группы было предложено заранее ознакомиться с теоретическим материалом учебника «Русский язык» Т. А. Ладыженской и  выполнить упражнение 397, проанализировав данные примеры.

Проблемный вопрос: какие  условия употребления существуют для местоимений «ты» и «вы».

1 пример: Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весною до зари?

Вы выходите на крыльцо…Вот вы сели: лошади разом тронулись. Вы едете.(И. Тургенев.)

2 пример: «Весна!» – читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей рад. (А. Плещеев.)

3 пример: Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь?

Анализ примеров данного упражнения позволяет сделать следующие выводы:

  • местоимения «ты», «вы» могут обозначать конкретное лицо;
  • местоимения 2-лица ед. и мн. числа могут обозначать любое лицо;
  • местоимение «вы» используется  как форма обращения в деловой этике.

IV .Обобщение.  Повторение понятий «текст», «цепная и параллельная связь». Роль местоимений как средства связи предложений в  тексте.

V. Домашнее задание. Создать текст из трех абзацев, где показана была бы роль местоимений как средства связи предложений, на тему: «Весна! Как воздух чист.»

VI. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. – М.: педагогический университет «Первое сентября», - 2009.
  2. Львова С. И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа.
  3. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом  особенностей склонения....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Личные местоимения"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Личные местоимения" поможет в усвоении темы...