Страна фразеоландия
проект по русскому языку

Николаева Мария Романовна
žРусский язык очень богат фразеологизмами.
žФразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной.
žОвладение фразеологией является необходимейшим условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.

Название проекта: Электронный читательский дневник как средство мотивации к чтению.

Возраст обучающихся: 5, 6классы

Срок реализации программы: 20222-2023уч.г.

Форма обучения: дистанционное обучение  на платформе Zoom

Авторы-составителиучащиеся :  Голиков Ким 6 класс, Григорьев Саша 5 кл.

Руководитель проекта: Николаева Мария Романовна 

          Мы выбрали эту тему потому, что хотим помочь своим сверстникам преодолеть трудности нежелания читать, показать ,что этот процесс может быть увлекательным и интересным. Обучая сегодняшних школьников чтению, сталкиваемся с такими вопросами: чем читатель XXI века отличается от читателя века минувшего, почему так непросто приобщить современных детей к книге?

Целью работы вляется воспитание культуры чтения и формирование духовно-нравственных ценностей через массовое приобщение учащихся к книге и к систематическому чтению в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию.

Ожидаемые результаты:

1.Появление интереса к чтению, любовь к книгам.

2.Ознакомление с произведениями многих детских писателей и поэтов.

3.Умение анализировать прочитанные произведения.

4.Повышение техники чтения.

5.Творчески оформленные объёмные читательские дневники.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеоландия . Античные мифы в нашем словаре. Электронный фразеологический словарь. Проект кружка «Путешествие в Лингвинию » Руководитель проекта Николаева М.Р.

Слайд 2

Одним из эффективных методов, достижения высоких результатов обучения по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности ; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско -творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Слайд 3

Актуальность проекта. Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной. Овладение фразеологией является необходимейшим условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.

Слайд 4

Цели и задачи кружка. 1.Углубление знаний о фразеологизмах, изучение источников возникновения фразеологизмов, истории некоторых фразеологизмов, обогащение словарного запаса, развивать умение пользоваться дополнительной литературой 2. Развитие познавательной активности учащихся, приобщение к поисковой деятельности. 3. Создание электронной презентации кружка.

Слайд 5

Этапы работы над проектом. Подготовительный этап :изучение фразеологизмов, изучение мифологии древних греков как источника фразеологизмов. Основной этап заключался в проведении практической работы в группах по составлению электронного фразеологического словаря. Заключительным этапом над проектом является представление и защита работы.

Слайд 6

любители русской словесности, Приглашаем всех желающих принять участие в нашем проекте.

Слайд 7

« Н ам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К. Паустовский. На всех словах события печать…» (С.Маршак).

Слайд 8

Фразеологизм. Фразеологический оборот – это воспроизводимая языковая единица из двух или более слов, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре. Фразеологизм един и по своей роли в предложении.

Слайд 9

Виды фразеологизмов

Слайд 10

Фразеологические выражения. – это сочетания слов, которые воспроизводятся как готовые речевые единицы. К фразеологическим выражениям относят пословицы, поговорки, цитаты, изречения , которые приобрели черты обобщения, образной типизации, т.е. превратились в метафоры . «Васька слушает да ест». «А воз и ныне там» «Дым Отечества и сладок и приятен» «Любви все возрасты покорны» .

Слайд 11

Источники фразеологизмов .

Слайд 12

Античный мир в нашем словаре.

Слайд 13

Олимпийские боги. Зевс, гера

Слайд 14

Олимпийские боги Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет .. Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное прекрасное лицо Зевса.

Слайд 15

Рог изобилия Дамоклов меч. Прометеев огонь. Панический страх. Под эгидой. Прокрустово ложе. Прометеев огонь. Время истекло

Слайд 16

Фразеологизмы из мифов Невзирая на лица. Олимпийское спокойствие. Дары данайцев/ Рог изобилия. Кануть в лету . Яблоко раздора . Троянский конь Авгиевы конюшни. Нить Ариадны. Ахиллесова пята Ахинею нести. Бочка Данаид. Геркулесов труд. Двуликий Янус. Дифирамбы петь. Золотой дождь.

Слайд 17

Посейдон – царь морей и океанов Аид – царь подземного мира Деметра – богиня плодородия, природы. Персефона – дочь Деметрыю Феб – бог- солнце Афина – богиня мудрости Афродита – богиня любви и красоты Гефест – бог-кузнец Дионисий – бог виноделия

Слайд 18

Лавровый венок. Лавры пожинать Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса». У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозеленое растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.

Слайд 19

Рог изобилия – источник богатства Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи . Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Слайд 20

Панический страх Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой.. Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл .

Слайд 21

К арл Брюллов «Пан» Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника. Кстати, если хотите узнать, каким Пан мерещился древним, посмотрите на знаменитую картину художника Врубеля: она так и называется — «Пан».

Слайд 22

Танталовы муки Это выражение пришло из древнегреческой легенды. Боги пили чудесные напитки — амброзию и нектар. Напитки эти помогали сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него. О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».

Слайд 23

Яблоко раздора Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену Спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война. Выражение «яблоко раздора» превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.

Слайд 24

Прокрустово ложе Насильственно заставлять что-либо делать. В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Прокрусте (истязателе). Он ловил прохожих и подгонял под свое ложе: если человек был длиннее, ему отрубали ноги, если короче ― вытягивали .

Слайд 25

Рог изобилия. Неиссякаемый источник богаства , благ. Жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи . Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и пообещал им, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожалели.

Слайд 26

Прометеев огонь – символ героизма Неугасающее стремление к достижению высоких целей .

Слайд 27

Прометей-герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой. Прометей выкрал божественное пламя, горевшее на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил Прометея на страшную казнь: Прометей был прикован к скалам, каждый день гигантский орел терзал его тело, каждую ночь оно заживало для новых мук. Мы говорим «муки Прометея», желая описать бесконечные страдания; говорим «прометеев огонь»- когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта

Слайд 28

«Петь дифирамбы». В Древней Греции дифирамбами называли хвалебные песни в честь бога вина и веселья Диониса. Эти песни распевались на шумных празднествах. Позже их стали петь всем богам, чтобы и они были благосклонны к простым людям. Так, дифирамбы утратили свое истинное предназначение и превратились в обычную лесть. Поэтому «петь дифирамбы» значит «чересчур восхвалять».

Слайд 29

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место Фетида, мать Ахиллеса, окунула своего сына в воды Стикса, чтобы мальчик был неуязвимым. Однако она держала его за пятки. Потом именно в пятку он был ранен Парисом во время Троянской войны, что стало причиной его гибели.

Слайд 30

Ахиллесова пята Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым . Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахилла за пятку. Теперь Ахилла не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой. Много лет спустя Ахилл отправился вместе с греками в поход против Трои. Во время одной из битв бог Аполлон (которого ранее оскорбил Ахилл) направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Рана, несмотря на то, что была небольшой,оказалась смертельной.

Слайд 31

Ариаднина НИть Средство, помогающее выйти из затрудительного , сложного положения, « путеводная звезда». Э то выражение пришло из греческих мифов об афинском герое Тесее. Дочь критского царя Миноса Ариадна помогла Тесею победить чудовищного полубыка , получеловека Минотавра. Она дала Тесею меч и клубок ниток. Тесей привязал конец нитки у входа в лабиринт, жилище Минотавра, и пошел по лабиринту, распутывая клубок. Убив чудовище, Тесей по нитке выбрался из лабиринта.

Слайд 32

Использованная литература. В.В. Волина. Почему мы так говорим. Занимательный фразеологический словарь. М.: АСТ-Пресс,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...