РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
рабочая программа по русскому языку по теме

Мартыновских Галина Вячеславовна

 

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального  профессионального образования и  специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в  сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися  общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС НПО второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

        2012г

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального  профессионального образования и  специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в  сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися  общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС НПО второго поколения.

Организация-разработчик: ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №7»

Разработчики:

Мартыновских

Галина Вячеславовна

преподаватель ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 7»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей  программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:                Общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;  
  • повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  171 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  114 часов;

самостоятельной работы обучающегося  57 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

     практические занятия

8

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

Итоговая аттестация в форме  - экзамена    


                     2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины             _______русский язык____________

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

Введение

1

Введение в курс русского языка

1


2

2

Слово о русском языке

1

3

Диагностическая работа

1

Раздел 2.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

14

1

Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

1

2

Научный стиль речи.

1

3

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

1

4

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.

1

5

Заявление, доверенность, расписка, резюме.

1

6

Публицистический стиль речи. Основы ораторского  искусства.

1

7

Практическая работа: Искусство красноречия.

1

8

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.

1

9

Анализ поэтического текста.

1

10

 Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

1

11

Признаки, структура текста.

1

12

Информационная переработка текста

1

13

Абзац как средство смыслового членения текста.

1

14

Практическая работа: Лингвостилистический анализ текста.

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

1

1

Основные требования к речи.

Гольцова Н.Г. Русский язык  с.382 вопрос 8

1

2

2

Основные черты и особенности научного стиля речи.

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

3

3-4

Официально-деловой стиль речи

Составление официальных бумаг (заявление, доверенность)

2

4

5

Требования к речи специалиста

Составить памятку «Правила речевого этикета»

1

5

6

Информационная переработка текста (план, тезис, конспект)

Гольцова Н.Г. Русский язык  с.407 у.543

1

6

7-8

Абзац как средство смыслового членения текста

Абзацное членение текстов

2

Раздел3.

Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

13

1

Слово в лексической системе языка. Прямое, переносное значение слова.

1

2

Выразительные средства языка.

1

3

Омонимы, синонимы и их употребление.

1

4

Антонимы, паронимы и их употребление

1

5-6

Практическая работа: Изобразительные возможности омонимов, синонимов…

2

7

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, термины.

1

8

Лексика с точки зрения ее употребления: жаргоны, диалектизмы, профессионализмы.

1

9

Активный и пассивный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

1

10

Особенности русского речевого этикета.

1

11

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.

1

12

Социально ограниченная лексика и фразеология.

1

13

Словари русского языка.

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

7

9-10

Функционально-смысловые типы речи

Выполнение заданий из ЕГЭ

2

8

11-12

Выразительные средства языка и их употребление.

Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.32;   с.21 у.26

2

9

13

Жаргоны, профессионализмы, термины.

Гольцова Н.Г. Русский язык с.27 у.37

1

10

14

Активный словарный запас: неологизмы

Составление словаря неологизмов

1

11

15

Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки

Разбивка пословиц и поговорок по тематическим группам

1

12

16

Произношение заимствованных слов

Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.34,35,36

1


Раздел 4.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

12

2

1

Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова.

1

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

1

3

Орфоэпический словарь.

1

4

Практическая работа: Орфоэпические нормы.

1

5

Чередующиеся гласные в корне слова. (А/О)

1

6

Чередующиеся гласные в корне слова. (И/Е)

1

7

Гласные после шипящих и Ц.

1

8

Правописание согласных.

1

9

Правописание приставок на З и С.

1

10

Правописание приставки ПРЕ.

1

11

Правописание приставки ПРИ.

1

12

Правописание сложных слов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

13

17

Звукопись. Ассонанс, аллитерация

Нахождение данных приемов в худ. текстах

1

14

18

Правописание гласных в корне

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

15

19

Правописание согласных

Гольцова Н.Г. Русский язык с.84 у.182,184

1

16

20

Чередующие гласные в корне слова.

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

17

21-22

Правописание приставок

Выполнение заданий из ЕГЭ

2

Раздел 5.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Содержание учебного материала

4

2

1

Морфемный разбор слова.

1

2

Способы словообразования.

1

3

Понятие об этимологии.

1

4

Контрольная работа: Диктант по теме «Орфоэпические нормы»

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

18

23

Работа с этимологическим словарем

Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книге:

В.А. Никонова “Словарь русских фамилий”

1

Раздел 6.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

14

2

1

Понятие о частях речи.

1

2

Имя существительное как часть речи.

1

3

Разряды существительных по значению.

1

4

Особенности склонения существительных.

1

5

Правописание существительных.

1

6

Имя прилагательное как часть речи.

1

7

Разряды прилагательных по значению

1

8

Словообразование прилагательных

1

9

Правописание прилагательных.

1

10

Имя числительное как часть речи.

1

11

Склонение и правописание числительных

1

12

Правописание числительных.

1

13

Контрольная работа: Итоговый диктант 1 курс

1

14

Обобщающий урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

19

24

Роль частей речи  в построении текста.

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

20

25-26

Род, число, падеж существительных

Выполнение заданий из ЕГЭ

2

21

27

Правописание прилагательных

Гольцова Н.Г. Русский язык с.185 у.437

1

22

28

Правописание сложных прилагательных

Гольцова Н.Г. Русский язык с.190 у.453

1

23

29-30

Правописание числительных

Выполнение заданий из ЕГЭ

2

Итого: 60часов-1 курс

2 курс

Раздел 7.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

2

1

Местоимение как часть речи.

1

2

Правописание местоимений.

1

3

Глагол как часть речи.

1

4

Правописание глаголов.

1

5

Причастие.

1

6

Правописание причастий.

1

7

Деепричастие.

1

8

Правописание деепричастий.

1

9

Причастный и деепричастный обороты.

1

10

Наречие как часть речи.

1

11

Правописание наречий.

1

12

Предлоги, союзы.

1

13

Частицы и междометия.

1

14

Правописание служебных частей речи.

1

15

Практическая работа: Самостоятельные и служебные части речи.

1

16

Практическая работа: Сочинение – миниатюра (тема определяется профессией).

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

24

31

Правописание местоимений

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

25

32

Синонимия глагольных форм в худ. тексте

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

26

33

Образование причастий

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

27

34

Морфологический разбор деепричастий

Гольцова Н.Г. Русский язык с.165 у.390

1

28

35

Употребление причастий, деепричастий в худ. текстах

Работа с худ. текстами

1

29

36

Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

30

37

Междометие и звукоподражание

Гольцова Н.Г. Русский язык с.239 у.549, 550

1

Раздел 8.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

38

1

Основные единицы синтаксиса.

1

2

Словосочетание.

1

3

Типы словосочетаний.

1

4

Виды синтаксической связи в словосочетаниях.

1

5

Синтаксис простого предложения. 

1

6

Виды предложений.

1

7

Двусоставные предложения.

1

8

Составное сказуемое.

1

9

Простое сказуемое.

1

10

Односоставные предложения.

1

11

Назывные предложения.

1

12

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

13

Полное и неполное предложение.

1

14

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

1

15

Сочинительные союзы при однородных членах.

1

16

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

17

Обособленные члены предложения.

1

18

Обособление определений и приложений.

1

19

Обособление дополнений и обстоятельств.

1

20

Сравнительный оборот и уточняющие члены предложения.

1

21

Слова и конструкции грамматически не связанные с предложением.

1

22

Понятие о сложном предложении.

1

23

Типы сложных предложений.

1

24

Сложносочиненное предложение.

1

25

Знаки препинания в ССП.

1

26

Сложноподчиненное предложение.

1

27

Знаки препинания в СПП.

1

28

Бессоюзное сложное предложение.

1

29

Знаки препинания в БСП.

1

30

Сложное предложение с различными видами связи.

1

31

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

1

32

Сложные синтаксические конструкции.

1

33

Практическая работа: Предложение.

1

34

Текст. Структура текста.

1

35

Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

1

36

Предложения с чужой речью. Способы цитирования.

1

37

Контрольная работа: Итоговый диктант 2 курс  

1

38

Обобщающий урок.

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ п\п

№ темы

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во часов

31

38

Виды предложений по цели высказывания

Гольцова Н.Г. Русский язык с.256 у.578

1

32

39

Логическое ударение. Порядок слов в предложении

Расставить логические ударения в стихотворениях

1

33

40

Простые и составные сказуемые

Гольцова Н.Г. Русский язык с271, у.607

1

34

41

Второстепенные члены предложения

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

35

42

Односоставные  предложения

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

36

43

Неполные предложения

Работа  с  худ. текстом

1

37

44

Обособленные члены предложения. Обособление дополнений, обстоятельств, определений

Составление  предложений с обособленными оборотами на заданную тематику.

1

38

45

Знаки препинания при обращении

Составление текстов с обращением

1

39

46

Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи

Написание мини-сочинений с введением чужой речи

1

40

47

Знаки препинания при цитатах

Составить портрет литературного героя, используя цитаты из романа М.Шолохова «Тихий Дон»

1

41

48

Оформление диалога

Составление диалога на заданную тему

1

42

49

ССП. Знаки препинания

Выполнение заданий из ЕГЭ

1

43

50

СПП. Знаки препинания .

Гольцова Н.Г. Русский язык с.355 у. 759

1

44

51

БСП. Знаки препинания

Выполнение заданий из ЕГЭ.

1

45

52-53

Знаки препинания  в сложном предложении с разными видами связи

Вычерчивание схем. Составление предложений по схемам

2

46

54

Сложные синтаксические конструкции.

Выполнение заданий из ЕГЭ.

1

47

55

Сложное синтаксическое целое как компонент текста

Гольцова Н.Г. Русский язык с.408 у.544

1

48

56-57

Анализ худ. текста (по предложенной схеме)

Работа с текстами

2

Итого  II курс 54 часа

Всего 114 часов + самостоятельная работа 57 ч.


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся
  • рабочее место преподавателя
  • комплект учебных пособий, плакатов

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. – М.:, Просвещение, 2010

Дополнительная литература:

  1. Герасименко Н.А. Русский язык.-М.:Академия,2010
  2. Греков В.Ф. пособие для занятий по русскому языку М. Просвещение 1988

Интернет – ресурсы

  1. http://www.uchportal.ru/
  2. http://pedsovet.org/
  3. http://www.rusedu.ru/
  4. http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html

Словари:

  1. Степанов Школьный фразеологический словарь, 2011
  2.    Ожогов Толковый словарь русского языка 2010

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных  работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;  
  • повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет.

ЗНАНИЯ:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 10 класс

Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций,...

Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 11 класс

Введение в учебные планы образовательных учреждений второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания ...

Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.

Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...