РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
2012г
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО второго поколения.
Организация-разработчик: ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №7»
Разработчики:
Мартыновских Галина Вячеславовна | преподаватель ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 7» |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
Итоговая аттестация в форме - экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______русский язык____________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
Раздел 1 Введение | 1 | Введение в курс русского языка | 1 | 2 | ||
2 | Слово о русском языке | 1 | ||||
3 | Диагностическая работа | 1 | ||||
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 14 | ||||
1 | Виды речевой деятельности. Основные требования к речи. | 1 | ||||
2 | Научный стиль речи. | 1 | ||||
3 | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. | 1 | ||||
4 | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. | 1 | ||||
5 | Заявление, доверенность, расписка, резюме. | 1 | ||||
6 | Публицистический стиль речи. Основы ораторского искусства. | 1 | ||||
7 | Практическая работа: Искусство красноречия. | 1 | ||||
8 | Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | 1 | ||||
9 | Анализ поэтического текста. | 1 | ||||
10 | Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | 1 | ||||
11 | Признаки, структура текста. | 1 | ||||
12 | Информационная переработка текста | 1 | ||||
13 | Абзац как средство смыслового членения текста. | 1 | ||||
14 | Практическая работа: Лингвостилистический анализ текста. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
1 | 1 | Основные требования к речи. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.382 вопрос 8 | 1 | ||
2 | 2 | Основные черты и особенности научного стиля речи. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
3 | 3-4 | Официально-деловой стиль речи | Составление официальных бумаг (заявление, доверенность) | 2 | ||
4 | 5 | Требования к речи специалиста | Составить памятку «Правила речевого этикета» | 1 | ||
5 | 6 | Информационная переработка текста (план, тезис, конспект) | Гольцова Н.Г. Русский язык с.407 у.543 | 1 | ||
6 | 7-8 | Абзац как средство смыслового членения текста | Абзацное членение текстов | 2 | ||
Раздел3. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 13 | ||||
1 | Слово в лексической системе языка. Прямое, переносное значение слова. | 1 | ||||
2 | Выразительные средства языка. | 1 | ||||
3 | Омонимы, синонимы и их употребление. | 1 | ||||
4 | Антонимы, паронимы и их употребление | 1 | ||||
5-6 | Практическая работа: Изобразительные возможности омонимов, синонимов… | 2 | ||||
7 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, термины. | 1 | ||||
8 | Лексика с точки зрения ее употребления: жаргоны, диалектизмы, профессионализмы. | 1 | ||||
9 | Активный и пассивный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | ||||
10 | Особенности русского речевого этикета. | 1 | ||||
11 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. | 1 | ||||
12 | Социально ограниченная лексика и фразеология. | 1 | ||||
13 | Словари русского языка. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
7 | 9-10 | Функционально-смысловые типы речи | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 | ||
8 | 11-12 | Выразительные средства языка и их употребление. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.32; с.21 у.26 | 2 | ||
9 | 13 | Жаргоны, профессионализмы, термины. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.27 у.37 | 1 | ||
10 | 14 | Активный словарный запас: неологизмы | Составление словаря неологизмов | 1 | ||
11 | 15 | Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки | Разбивка пословиц и поговорок по тематическим группам | 1 | ||
12 | 16 | Произношение заимствованных слов | Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.34,35,36 | 1 | ||
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание учебного материала | 12 | ||||
2 | ||||||
1 | Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. | 1 | ||||
2 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. | 1 | ||||
3 | Орфоэпический словарь. | 1 | ||||
4 | Практическая работа: Орфоэпические нормы. | 1 | ||||
5 | Чередующиеся гласные в корне слова. (А/О) | 1 | ||||
6 | Чередующиеся гласные в корне слова. (И/Е) | 1 | ||||
7 | Гласные после шипящих и Ц. | 1 | ||||
8 | Правописание согласных. | 1 | ||||
9 | Правописание приставок на З и С. | 1 | ||||
10 | Правописание приставки ПРЕ. | 1 | ||||
11 | Правописание приставки ПРИ. | 1 | ||||
12 | Правописание сложных слов. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
13 | 17 | Звукопись. Ассонанс, аллитерация | Нахождение данных приемов в худ. текстах | 1 | ||
14 | 18 | Правописание гласных в корне | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
15 | 19 | Правописание согласных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.84 у.182,184 | 1 | ||
16 | 20 | Чередующие гласные в корне слова. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
17 | 21-22 | Правописание приставок | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 | ||
Раздел 5. Морфемика. Словообразование. Орфография. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||
1 | Морфемный разбор слова. | 1 | ||||
2 | Способы словообразования. | 1 | ||||
3 | Понятие об этимологии. | 1 | ||||
4 | Контрольная работа: Диктант по теме «Орфоэпические нормы» | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
18 | 23 | Работа с этимологическим словарем | Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книге: В.А. Никонова “Словарь русских фамилий” | 1 | ||
Раздел 6. Морфология и орфография. | Содержание учебного материала | 14 | 2 | |||
1 | Понятие о частях речи. | 1 | ||||
2 | Имя существительное как часть речи. | 1 | ||||
3 | Разряды существительных по значению. | 1 | ||||
4 | Особенности склонения существительных. | 1 | ||||
5 | Правописание существительных. | 1 | ||||
6 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||||
7 | Разряды прилагательных по значению | 1 | ||||
8 | Словообразование прилагательных | 1 | ||||
9 | Правописание прилагательных. | 1 | ||||
10 | Имя числительное как часть речи. | 1 | ||||
11 | Склонение и правописание числительных | 1 | ||||
12 | Правописание числительных. | 1 | ||||
13 | Контрольная работа: Итоговый диктант 1 курс | 1 | ||||
14 | Обобщающий урок | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
19 | 24 | Роль частей речи в построении текста. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
20 | 25-26 | Род, число, падеж существительных | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 | ||
21 | 27 | Правописание прилагательных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.185 у.437 | 1 | ||
22 | 28 | Правописание сложных прилагательных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.190 у.453 | 1 | ||
23 | 29-30 | Правописание числительных | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 | ||
Итого: 60часов-1 курс | ||||||
2 курс | ||||||
Раздел 7. Морфология и орфография. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Местоимение как часть речи. | 1 | ||||
2 | Правописание местоимений. | 1 | ||||
3 | Глагол как часть речи. | 1 | ||||
4 | Правописание глаголов. | 1 | ||||
5 | Причастие. | 1 | ||||
6 | Правописание причастий. | 1 | ||||
7 | Деепричастие. | 1 | ||||
8 | Правописание деепричастий. | 1 | ||||
9 | Причастный и деепричастный обороты. | 1 | ||||
10 | Наречие как часть речи. | 1 | ||||
11 | Правописание наречий. | 1 | ||||
12 | Предлоги, союзы. | 1 | ||||
13 | Частицы и междометия. | 1 | ||||
14 | Правописание служебных частей речи. | 1 | ||||
15 | Практическая работа: Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | ||||
16 | Практическая работа: Сочинение – миниатюра (тема определяется профессией). | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
24 | 31 | Правописание местоимений | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
25 | 32 | Синонимия глагольных форм в худ. тексте | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
26 | 33 | Образование причастий | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
27 | 34 | Морфологический разбор деепричастий | Гольцова Н.Г. Русский язык с.165 у.390 | 1 | ||
28 | 35 | Употребление причастий, деепричастий в худ. текстах | Работа с худ. текстами | 1 | ||
29 | 36 | Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
30 | 37 | Междометие и звукоподражание | Гольцова Н.Г. Русский язык с.239 у.549, 550 | 1 | ||
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. | Содержание учебного материала | 38 | ||||
1 | Основные единицы синтаксиса. | 1 | ||||
2 | Словосочетание. | 1 | ||||
3 | Типы словосочетаний. | 1 | ||||
4 | Виды синтаксической связи в словосочетаниях. | 1 | ||||
5 | Синтаксис простого предложения. | 1 | ||||
6 | Виды предложений. | 1 | ||||
7 | Двусоставные предложения. | 1 | ||||
8 | Составное сказуемое. | 1 | ||||
9 | Простое сказуемое. | 1 | ||||
10 | Односоставные предложения. | 1 | ||||
11 | Назывные предложения. | 1 | ||||
12 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||||
13 | Полное и неполное предложение. | 1 | ||||
14 | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | 1 | ||||
15 | Сочинительные союзы при однородных членах. | 1 | ||||
16 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | ||||
17 | Обособленные члены предложения. | 1 | ||||
18 | Обособление определений и приложений. | 1 | ||||
19 | Обособление дополнений и обстоятельств. | 1 | ||||
20 | Сравнительный оборот и уточняющие члены предложения. | 1 | ||||
21 | Слова и конструкции грамматически не связанные с предложением. | 1 | ||||
22 | Понятие о сложном предложении. | 1 | ||||
23 | Типы сложных предложений. | 1 | ||||
24 | Сложносочиненное предложение. | 1 | ||||
25 | Знаки препинания в ССП. | 1 | ||||
26 | Сложноподчиненное предложение. | 1 | ||||
27 | Знаки препинания в СПП. | 1 | ||||
28 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 | ||||
29 | Знаки препинания в БСП. | 1 | ||||
30 | Сложное предложение с различными видами связи. | 1 | ||||
31 | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. | 1 | ||||
32 | Сложные синтаксические конструкции. | 1 | ||||
33 | Практическая работа: Предложение. | 1 | ||||
34 | Текст. Структура текста. | 1 | ||||
35 | Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). | 1 | ||||
36 | Предложения с чужой речью. Способы цитирования. | 1 | ||||
37 | Контрольная работа: Итоговый диктант 2 курс | 1 | ||||
38 | Обобщающий урок. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | ||
31 | 38 | Виды предложений по цели высказывания | Гольцова Н.Г. Русский язык с.256 у.578 | 1 | ||
32 | 39 | Логическое ударение. Порядок слов в предложении | Расставить логические ударения в стихотворениях | 1 | ||
33 | 40 | Простые и составные сказуемые | Гольцова Н.Г. Русский язык с271, у.607 | 1 | ||
34 | 41 | Второстепенные члены предложения | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
35 | 42 | Односоставные предложения | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
36 | 43 | Неполные предложения | Работа с худ. текстом | 1 | ||
37 | 44 | Обособленные члены предложения. Обособление дополнений, обстоятельств, определений | Составление предложений с обособленными оборотами на заданную тематику. | 1 | ||
38 | 45 | Знаки препинания при обращении | Составление текстов с обращением | 1 | ||
39 | 46 | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи | Написание мини-сочинений с введением чужой речи | 1 | ||
40 | 47 | Знаки препинания при цитатах | Составить портрет литературного героя, используя цитаты из романа М.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | ||
41 | 48 | Оформление диалога | Составление диалога на заданную тему | 1 | ||
42 | 49 | ССП. Знаки препинания | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 | ||
43 | 50 | СПП. Знаки препинания . | Гольцова Н.Г. Русский язык с.355 у. 759 | 1 | ||
44 | 51 | БСП. Знаки препинания | Выполнение заданий из ЕГЭ. | 1 | ||
45 | 52-53 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Вычерчивание схем. Составление предложений по схемам | 2 | ||
46 | 54 | Сложные синтаксические конструкции. | Выполнение заданий из ЕГЭ. | 1 | ||
47 | 55 | Сложное синтаксическое целое как компонент текста | Гольцова Н.Г. Русский язык с.408 у.544 | 1 | ||
48 | 56-57 | Анализ худ. текста (по предложенной схеме) | Работа с текстами | 2 | ||
Итого II курс 54 часа | ||||||
Всего 114 часов + самостоятельная работа 57 ч. |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебных пособий, плакатов
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. – М.:, Просвещение, 2010
Дополнительная литература:
- Герасименко Н.А. Русский язык.-М.:Академия,2010
- Греков В.Ф. пособие для занятий по русскому языку М. Просвещение 1988
Интернет – ресурсы
- http://www.uchportal.ru/
- http://pedsovet.org/
- http://www.rusedu.ru/
- http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html
Словари:
- Степанов Школьный фразеологический словарь, 2011
- Ожогов Толковый словарь русского языка 2010
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕНИЯ:
| Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет. |
ЗНАНИЯ:
| Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 10 класс
Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций,...
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 11 класс
Введение в учебные планы образовательных учреждений второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания ...
Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа «Немецкий язык как второй иностранный» для 8 класса к УМК "Немецкий язык" 7-8 класс авторов Н. Д. Гальсковой, Л. Н. Яковлевой.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...