УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС (5 КЛАСС)
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме

Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию в познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления

Задачи: образовательная - научить находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; отработать правильную интонацию в предложениях с обращениями; и умение применять пунктуационные правила в таких предложениях

Метопредметные цели урока:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку

Коммуникативные: осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, владение родными стилями речи

Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности   учащихся   на   уроке,   умения   обобщать   и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_fgos_5_klass.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС

(5 КЛАСС)

Разработал учитель русского языка и литературы

МБ0УС0Ш№14

Муниципального образования города-курорта Анапа

Казанцева Анна Евстафьевна

Анапа -2013


Сценарий урока

Предмет: русский язык Класс: 5

Авторы    УМК:    Русский    язык    5-9    класс    (Автор    составитель Т.А.Ладыженская,   М.Т.Таранов,   Л.А.Тростенцова   и д.р.) 

Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию в познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления

Задачи: образовательная - научить находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; отработать правильную интонацию в предложениях с обращениями; и умение применять пунктуационные правила в таких предложениях

Метопредметные цели урока:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку

Коммуникативные: осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, владение родными стилями речи

Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности   учащихся   на   уроке,   умения   обобщать   и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью

Оборудование:       учебник,      обобщающие      таблицы,      проектор, индивидуальные карточки.      Сказки А.С. Пушкина

Ход урока:

I Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

№ п/ п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организацион ный    момент, мотивация    к учебной

деятельности

Учитель приветствует учащихся, обращаясь ко всем: «Ребята,

здравствуйте»        и предлагает еще раз поздороваться        с соседом   по   парте, обратившись          к нему по имени, при этом     акцентирует внимание учеников на   выражении   их лиц                     при произнесении   слов приветствия

Приветствие учителя          и соседа           по парте               с произнесением имени

Принцип

психологической

комфортности

УУД:  личностные, коммуникативные. Цель   -   создание доброжелательной атмосферы, мотивация           на учебу,       создание ситуации успеха

2

Актуализация знаний

Учитель   объявляет работу по проверке д/з     по     цепочке. Индивидуальные задания из рабочей тетради

Проверяют выполненное дома упражнение

Коммуникативные, регулятивные УУД

3

Работа         по теме урока

Вступительное слово учителя.

1.       Учащимся

Учащиеся определяют, чем предложения


раздаются карточки

с предложениями, в

каждом из которых

есть обращение

схожи между

собой. И

выделяют

слова, которые

называют

лицо, к

которому

обращаются в

этом

предложении

2. Учитель просит сделать

вывод: что это за слова? (В разговорной речи

мы часто называем

лицо, к кому

обращаемся)

Учащиеся

ищут

обращение в

диалоге и

выписывают

по два

предложения в тетрадь и на доске, отмечая знаки препинания

при обращении.

3. Учитель предлагает некоторым учащимся прочитать вслух предложения, обращая внимание чтецов на количество слов в нем

Делается

вывод, что

обращения могут состоять

из одного

слова или

иметь при себе

пояснительные

слова

Учащиеся

4. Здесь же

учитель обращает

внимание учащихся

на то, что уобращения особая

роль - они не

работают

группами по

четыре

человека, с текстами,

отрабатывая


входят в число членов предложения,         а служат для привлечения внимания собеседника с помощью интонации

навыки

звательной

интонации

5. Учащимся предлагается таблица - схема, которую они

должны расшифровать.

Обращение - это С

или СС

называющие лицо к

которому

обращаются.

Интонация

звательная

Учащиеся предлагают

варианты

расшифровки

правило

несколько раз

проговаривает

ся разными

учениками

6.   Учитель

комментирует их

ответы и подводит

к правилу: «Обращение - это

слово и сочетания

слов, называющие

лицо, к которому обращаются»

Обращение имеет

звательную

интонацию и


выделяется знаками

препинания на

письме.

7. Учитель сообщает,           что используются в разговорной речи (письменной и устной) и своим присутствием делают ее более непосредственной. Чтобы убедиться в этом ребятам предлагается убрать обращения из предложений и подчеркнуть основы.     Вопросы блиц - опроса:

1. Что изменилось в предложении, после того как убрали обращение?

2. Потому как обращается человек к собеседнику, можно ли судить о собеседниках, и очеловеке?

3. Могут ли в обращениях проявляться чувства?

8. Предлагается обсуждение вопросов по теме урока. Устно проверяется как учащиеся поняли

тему. Предлагается

Дети делают вывод, что, действительно,

ушла непосредствен

ность,


для закрепления изученного выполнить упражнение 215, 217 Варианты предложений:

- Дорогая бабушка,

поздравляю тебя!

-  Что ты  наделал,

негодный

мальчишка?

- Ты не устала, солнышко мое?

предложения

стали более

сухими

9. Заранее

Подготовленный ученик, говорит о том, что обращения играют важную роль      в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. И предлагает поискать их в «Сказке о мертвой царевне» А.С.Пушкина

Учащиеся

работают

группами с

текстом

сказки.

Вопросы на

доске:

1. В найденных предложениях к кому обращается королечич? (к солнцу, к месяцу, к ветру) Вывод: обращение один из способа олицетворения

Фиксируется

внимание учащихся

на предложении:

Месяц, месяц, мой

дружок,

Дети делают

вывод, что

здесь

обращение

занимает


Позолоченный

рожок

Учитель:

целые две

строчки

Учащиеся

1. Вспомните

другие примеры

обращений из сказок Пушкина

2. Как в обращениях

проявляются

характеры героев:

царевны, царицы,

Елисея?

ответив на

вопросы

выписывают

по 2 предложения с обращениями из сказок

10. Составление и разыгрывание

кратких диалогов с

обращениями

составленных на заданную ситуацию

Запись 1-2

диалогов

11. Учителем зачитывается лингвистическая справка

В русском языке когда-то был особый звательный падеж. Он использовался при обращениях.

Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи.

Кстати, о сказках Пушкина. Вы не

задумывались, что

значат слова

золотой рыбки:


-

«Чего тебе

надобно, старче?».

Старче - это

форма звательного

падежа слова

старик.

Наверное,

многие знают если

не слова, то хотя

бы начало молитвы

«Отче наш». Отче -

форма звательного

падежа слова отец.

В

разговорной речи

мы часто

сокращаем

. конечные гласные

обращений: Саш,

иди сюда!

Посмотри, мам!

. Тань, ты скоро?

Это следы

звательного падежа

12. Подведение

итогов

Рефлексия.

Осознание

учащимися

своей

учебной

деятельности,

самооценка

результатов

своей

13. Какая цель

нами

преследовалась на

уроке?

Как вы считаете

она достигнута?

Учащиеся

оценивают свои знания

Рефлексия.

- личностные УУД: представление о причинах успеха в

учебе;

- регулятивные УУД:

оценивать

совместно

с учителем или


деятельности

одноклассниками результат своих действий;

познавательные УУД: обобщать (выделять        ряд объектов            по заданному признаку); проводить аналогии     между изучаемым объектом              и собственным опытом;

- коммуникативные

УУД: формулировать

собственное

мнение и позицию;

строить    устные

высказывания;

Выставление оценок

14. Учитель предлагает учащимся оценить самые яркие выступления учащихся, комментирует и объявляет всем оценки за урок. Задает д/з, объясняет способ выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС

Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...

Урок русского языка по ФГОС СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 5 класс

Фамилия, имя, отчество:  Спирочкина О.В.Место работы:  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка» Астраханской области...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

НЕ с существительными. Урок русского языка по ФГОС 6 класс

Урок-рефлексия. Материал включает в себя технологическую карту урока, карточки самопроверки, рабочий лист урока, презентацию....

Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс

Урок русского языка по ФГОС.  7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....