НЕ с существительными. Урок русского языка по ФГОС 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Клюева Наталья Витальевна

Урок-рефлексия. Материал включает в себя технологическую карту урока, карточки самопроверки, рабочий лист урока, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 6

Автор  УМК: В.В. Бабайцева

Тема урока: Правописание НЕ с существительными.

Тип урока: урок рефлексии.         

Цели урока.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

реализации коррекционной нормы.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при

закреплении темы «Правописание НЕ с существительными».

 

Этап  

Деятельность учителя  

   Деятельность учащихся  

   УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом  уровне внутренней готовности к реализации  нормы коррекционной  деятельности.

Эпиграф к уроку: Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. 

Пауло Коэльо.

Учащиеся отвечают на вопрос, в чем смысл эпиграфа и как он поможет на уроке.

П3, К5, К7, Л9

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и  осознание ими  потребности к

выявлению причин затруднений в собственной

деятельности.

1. Повторим словообразование: распределить слова в таблице по способам образования, объяснить написание:  

Объездчик, барабанщик, беспорядок, кусочек,   подоконник, видеокамера, пальтецо, водопровод, вареньице, вагончик, несчастье.

2.Лексическая разминка. 

Необходимо по лексическому значению

слова угадать существительное, которое

должно начинаться с НЕ-.

Небылица, невежа, невежда, ненастье, неправда.

3.Синтаксическая разминка.

1)На  его  лице  выражалось  и  (не)доумение  и тревога  и радость.
2)Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека.

(Д.Лихачёв)

Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

– Какие  слова в этой фразе являются ключевыми? ( Не умею, не могу, не хочу, врага)

– Какими частями речи они являются? (Глаголы, частица, существительное)

– Какую орфограмму мы вспомним  в первой половине фразы? (НЕ с глаголами)

– Как пишется не с глаголами?

Сегодня на уроке мы уже встречались с НЕ.  В словах какой части речи?

Как напишем слово «несчастье», «нездоровье», «не стол»?

1. Ученики работают с  таблицей (Приложение 2). Сверяют свои ответы и оценивают свою работу:

2 балла – 0-1 ошибка, 1 балл – 2-3

ошибки, 0 баллов – более 3 ошибок.

2. По лексическому значению

определяют слово, записывают.

3.Записывают предложение,

объясняют графически постановку

знаков препинания, раскрывают

скобки.

Отвечают на вопросы.

Ребята испытывают затруднения при

ответе на последние вопросы.

П2, П3, П8, К7,

Р1, Р9

3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин)

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

1.Определим тему и цель сегодняшнего урока.

2. Просит заполнить первые два столбца таблицы: знаю, хочу  узнать.

1.Учащиеся выдвигают гипотезы.  

2. Заполняют таблицу.

П4, П8, Р2, К12

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 мин)

Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и

средств их реализации.

– Как же можно решить возникшую

проблему?

Можно воспользоваться учебником, можно – на основе практической работы.

Попробуем провести небольшое

исследование. Вспомним, когда НЕ с глаголами пишется слитно?

А когда – раздельно?

На примере глаголов  попробуем разобраться с существительными.

Прочитайте предложения:

Ненастье задержало наш отъезд.

Внимание солдат устремилось на неприятеля.

Он говорил не правду, а ложь.

Учащиеся предлагают варианты.

Дают ответы.

Составляют алгоритм работы.  

1.Находим существительное, при котором есть НЕ.

2.Определяем, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка  или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).

К12, П4, П16,

Р2

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин)

Цель этапа:  осмысленная коррекция  учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие

способы действий.

Учитель наблюдает и направляет

учащихся при выполнении  намеченного плана.
I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________

III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

Подобрать синонимы  к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой,  задача – найти синоним для каждого слова.  

Учитель:  А что такое синонимы?  

Ученики выполняют лингвистические эксперименты и записывают выводы. 

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно  не употребляется без НЕ.

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?) _______________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом   А.

Выполняют задание на соответствие.

Работа в парах – взаимопроверка.

Ответы учащихся.

П6, П7, Р2

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин)

Цель этапа:  закрепление способов  действий, вызвавших  затруднения.

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике §81. Прочитаем правило вслух.

К правильным выводам мы пришли?

Учащиеся читают учебник, проговаривают правило вслух.

К11, К12, К9,

Р6

Физминутка (2 мин)

– Мы с вами недавно повторяли род

имени существительного. Давайте ещё

раз вспомним про него, а заодно подвигаемся: если я называю  существительное женского рода – присели, мужского – встали, среднего – руки вверх.

Выполняют упражнения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин)

Цель этапа:

интериоризация

способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Учитель предлагает выполнить творческие задания в парах.

1.Составить  пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило.

2.Вставить подходящие по смыслу слова. 

3. Раскрыть скобки

Проверяют по карточкам самопроверки.

Ученики выполняют задания.

Затем проверяют по карточкам.

1.А труд работа (не )наслаждение.

   Слезы выпускает (не)счастье.

   Быть  (не)друг  мудрее  учит.

   Грех (не)правда всякая.

2. И туман, и …….. осень поздняя несет.

    В осеннее ………. семь погод на дворе.  ………. луна освещает снег летучий. В решении задачи была допущена ………. .  …………, а явную ложь почувствовал он в его словах. ………. доставила нам много …………. .  

Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда,  неприятность.  

3.Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду, а ложь.

Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

П3, К9, К13,

Р9, Р3, Р8

8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин)

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Тест в формате ЕГЭ

Выполняют тест. Проверяют по слайду. 

П3, П18, К9,

К13, Р9

9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

Цель этапа: осознание  учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими  результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности

1. Учитель предлагает написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке (прием «Телеграмма»).

2. Педагог предлагает оценить свою

деятельность.

3. Учитель предлагает и комментирует

задание на выбор: 1) алгоритм выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными,  2) составить таблицу «НЕ с существительными, 3) упр. 126 Р.Т.

1. Учащиеся пишут телеграммы.

 

 

 

2. Оценивают свою деятельность:

• Лингвистический эксперимент - максимум 2 балла.

•Задание на соответствие (синонимы) -

максимум 2 балла.

• Творческое задание - максимум 3 балла.

• Тест - максимум 3 балла.

Итого:  максимум - 10 баллов.

Ключ к оценке:

• 10-9  баллов - оценка "5";

• 8-7 баллов - оценка "4";

• 6-5 баллов - оценка "3".

3. Выбирают и записывают задание

П3, П19, Р7,

Л11, Л10

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Учитель: Н.В. Клюева МБОУ Барандатская СОШ

Слайд 2

Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо. С е мна дц атое н оя бря Кла сс ная работа

Слайд 3

Приставочный Сложение Приставочно-суффиксальный Суффиксальный беспорядок несчастье видеокамера водопровод подоконник барабанщик кусочек объездчик пальтецо вареньице вагончик ПОВТОРИМ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 4

Лексическая разминка Вымысел, лживое сообщение – это Невоспитанный, грубый человек – это Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это Дождливая, пасмурная погода – это То же, что ложь - это небылица невежа невежда ненастье неправда

Слайд 5

Синтаксическая пятиминутка На его лице выражалось и (не)доумение и тревога и радость. , , и , и , и

Слайд 6

Не умею не могу не хочу – три главных врага человека. (Д.Лихачёв) , ,

Слайд 7

Нестол? Как напишем? Несчастье? Не счастье? Не здоровье? Нездоровье? Не стол?

Слайд 8

Правописание НЕ с существительными

Слайд 9

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Правило написания НЕ с глаголом. Правило написания НЕ с существительными

Слайд 10

Он говорил не правду , а ложь. Прочитайте предложения: Ненастье задержало наш отъезд. Внимание солдат устремилось на неприятеля . а (Враг)

Слайд 11

Подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ. Неприятель выдумка Небылица грубость Неряха противник, враг Ненависть грязнуля Невежливость вражда

Слайд 12

1. Составить пословицы, в которых бы употреблялись слова на изучаемое правило. А труд работа (не)наслаждение. Слезы выпускает (не)счастье. Быть (не)друг мудрее учит. Грех (не)правда всякая. Задания с самопроверкой 1. И туман, и …… .. осень поздняя несет. 2 . В осеннее ……… . семь погод на дворе. 3. ……… . луна освещает снег летучий. 4. В решении задачи была допущена ……… . . 5. ………… , а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. ……… . доставила нам много ………… . . Даны слова для справок. 2. Вставить подходящие по смыслу слова. Видно (не)ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду, а ложь. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Сила с (не)правдою не уживаются. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. 3. Раскрыть скобки

Слайд 13

ТЕСТ 5. В каком слове НЕ является отрицательной частицей? а) (Не)урожай б) (Не)собака в) (Не)домогание г) (Не)воля 1. В каком словосочетании НЕ пишется раздельно? а) какая (не)ряха б) случилось (не)счастье в) мой (не)приятель г) (не)веселье, а грусть 2. В каком предложении НЕ пишется слитно? а) Звучала (не)правда, а ложь. б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить. в) Он мне (не)друг, а враг. г) Это был (не) сон, а явь. 4. В каком слове НЕ является частью корня? а) Неправда б) Недруг в) Ненастье г) Непогода 3. В каком предложении НЕ пишется раздельно? а) (Не)знакомца предупредили. б) Мы ценим (не)преданность, а труд. в) Дурное слово друга делает (не)другом. г) (Не)честность всегда вредит.

Слайд 14

ТЕСТ 1 Г 2 Б 3 Б 4 В 5 Б

Слайд 15

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Правило написания НЕ с глаголом. Правило написания НЕ с существительными Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Слайд 16

ТЕЛЕГРАММА Очень краткая запись. Пример . Кратко написать самое важное, что уяснил с урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Слайд 17

Оцените свою работу: • Лингвистический эксперимент - максимум 2 балла. • Задание на соответствие (синонимы) - максимум 2 балла. • Творческое задание - максимум 3 балла. • Тест - максимум 3 балла. Итого: максимум - 10 баллов. Ключ к оценке: • 10-9 баллов - оценка "5"; • 8-7 баллов - оценка "4"; • 6-5 баллов - оценка "3".



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

НЕ с существительными

  1. Повторим словообразование.  Распределите  слова в таблице по способам образования:  

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Объездчик, барабанщик, беспорядок, кусочек,   подоконник, видеокамера, пальтецо, водопровод, вареньице, вагончик, несчастье.

  1. Лексическая  разминка

По лексическому значению слова угадайте  существительное, которое должно начинаться с НЕ-.

  • Вымысел, лживое сообщение – это
  • Невоспитанный, грубый человек – это
  • Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это
  • Дождливая, пасмурная погода – это
  • То же, что ложь - это  

  1. Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать  

Узнал  

 

  1. Прочитайте предложения:

Ненастье задержало наш отъезд.

Внимание солдат устремилось на неприятеля.

Он говорил не правду, а ложь.

I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно  не употребляется без НЕ.

II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.

III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?) _______________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом   А.

  1. Подобрать синонимы  к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой,  задача – найти синоним для каждого слова, соединить линиями.

Неприятель  

 выдумка

Небылица     

грубость

Неряха 

противник, враг

Ненависть    

грязнуля

Невежливость  

вражда

ФИЗМИНУТКА

Пламя,  мысль, поэт, голос, семя, горечь, шорох, сестра, имя, подруга,  трамвай, сырость, окно, дедушка, грусть, фиалка,  стремя.

6.Составить  пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило.

   А труд работа (не )наслаждение.

   Слезы выпускает (не)счастье.

   Быть  (не)друг  мудрее  учит.

   Грех (не)правда всякая.

6.Вставить подходящие по смыслу слова.  

1.И туман, и …….. осень поздняя несет. 2. В осеннее ………. семь погод на дворе.  3. ………. луна освещает снег летучий.  4. В решении задачи была допущена ………. .  5. …………, а явную ложь почувствовал он в его словах.  6. ………. доставила нам много …………. .  

Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда,  неприятность.  

6.Раскрыть скобки

Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду, а ложь.

Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

7.Задание в формате ЕГЭ.

ТЕСТ: «НЕ с существительными».

  1.  В каком словосочетании НЕ  пишется раздельно?

а) какая (не) ряха

б) случилось (не)счастье

в) мой (не)приятель

г) (не)веселье, а грусть

  1.  В каком предложении НЕ  пишется слитно?

а) Звучала (не)правда, а ложь.

б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.

в) Он мне (не)друг, а враг.

г) Это был (не) сон, а явь.

  1. В каком предложении НЕ  пишется раздельно?

а) (Не)знакомца предупредили.

б) Мы ценим (не)преданность, а труд.

в) Дурное слово друга делает (не)другом.

г) (Не)честность всегда вредит.

  1.  В каком слове НЕ  является частью корня?    

а) Неправда

б) Недруг

в) Ненастье

г) Непогода

  1. В каком слове НЕ является отрицательной частицей?

а)  (Не)урожай

б)  (Не)собака

в) (Не)домогание

г)  (Не)воля

 

ТЕЛЕГРАММА

Это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  Пример.  Кратко  написать  самое  важное,  что  уяснил  с  урока  с  пожеланиями  соседу  по  парте  и  отправить  (обменяться).  Написать  в  телеграмме  пожелание  герою  произведения,  лирическому  герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

и т.д.  



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ

   Работа  не  наслаждение,  а  труд.

   Несчастье слезы выпускает.

   Недруг  учит  быть  мудрее.

   Всякая неправда –  грех.

КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ

1.И туман, и непогоду  осень поздняя несет. 2. В осеннее ненастье  семь погод на дворе.  3. Невидимкою  луна освещает снег летучий.  4. В решении задачи была допущена  неточность.  5. Не правду, а явную ложь почувствовал он в его словах.  6. Непогода доставила нам много неприятностей.  

 

 КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ

Видно  неряху по грязной рубахе.
Говорить  не  правду, а ложь.

Ученье – свет, а  неученье – тьма.
Сила с  неправдою не уживаются.
Ещё  не  зима, но уже выпал первый снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

"Разносклоняемые имена существительные" - урок русского языка в 6 классе ФГОС

Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные"...

"Имя существительное". Урок по русскому языку 5 класс.

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,  Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян  под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год....

Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)

Цели урока:Предметные:1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...