Урок "Виды односоставных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Моисеева Марина Анатольевна

формирование у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в сотрудничестве в процессе знакомства с видами односоставных предложений.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moiseeva_itogovyy_urok_33-r-54.doc139.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
       Виды односоставных предложений

ФИО (полностью)

Моисеева Марина Анатольевна

Место работы

МОУ СОШ  №19 г Муром Владимирской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Виды односоставных предложений. Урок №1

Базовый учебник

М.М.Разумовская. Русский язык .8 класс

  1. Цель  урока:  формирование у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в сотрудничестве в процессе знакомства с видами односоставных предложений.       

9. Задачи:

- обучающие:

- формирование целостного представления об односоставных предложениях на основе изучения их синтаксических особенностей;

-развивающие:

 - уметь самостоятельно определять цели;

- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

-овладевать навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельностью;

- владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку            зрения, использовать адекватные языковые средства;

- овладевать навыками учебно-исследовательской деятельности;

- развивать навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых              действий и мыслительных процессов;

- воспитательные:  воспитание бережного отношения к языку через осмысление его синтаксических возможностей.

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, в парах
  3. Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерный класс, раздаточный материал, опорные схемы, интерактивные таблицы.

  1. Структура и ход  урока                                                                   Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Время работы с ЭОР выделено красным цветом

1

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Приветствие учеников

1

2.

Актуализация опорных знаний

Даёт задание учащимся:  записать под диктовку, объяснить орфограммы (пробирается нехожеными тропами, держаться непоколебимо, тренироваться на стадионе, промчаться на лошади, проберётся сквозь камышовые заросли). С любыми двумя словосочетаниями составить и записать предложения. Подчеркнуть в них грамматические основы. Объяснить выбор ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

Выполняют задания языковой разминки с целью отработки навыка написания глагольных окончаний и анализа структуры простого предложения.

5

3.

Формулирование темы урока, задач урока

Исследовательская работа в группах.

 Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили?

- Что мы уже знаем?

 Определение темы урока учениками.

- А каковы цели?

  

Мотивация.

- А зачем это нам?

Определяют принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставное.

Виды односоставных предложений.

Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.    Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.

Попробуем сами использовать односоставные предложения.

Пригодится в

       жизни.

На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.

10

4

Работа по теме урока

Ресурс №1.

 Интерактивная таблица "Двусоставные и односоставные предложения" (N 8034)

Демонстрация таблицы

Выполняют задание

3

5

Этап усвоения новых знаний

Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

 - Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

2. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

( А.С.Пушкин)

4. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

 5. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

 6. Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

7. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

5. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

 - Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке
самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!

 -По какому принципу вы разделили предложения?

-Чем выражены главные члены в данных предложениях?

 Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

-Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения – безличный глагол)

 - А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

 - Чем выражен главный член предложения?

Учитель организует обобщение материала

8.          Введение терминов.

Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.

 - Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

 1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

 

Отвечают на вопросы учителя

Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.

Участвуют в обсуждении

Формулируют выводы

Находят ключевые слова темы

Участвуют в создании алгоритма определения вида односоставного предложения

4

6

Динамическая пауза

Проводит динамическую паузу

Выполняют упражнения

1

7

Этап закрепления и систематизации знаний

Ресурс №2.

Интерактивная таблица "Типы односоставных предложений"

Демонстрация таблицы Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения
(в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.

 1)    Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне пе сню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени... (М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)

 11.     Дает задание выполнить тест (с самопроверкой).

•         1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10

б). 2

в). 3

г). 4

 •         2.Какое предложение не является односоставным?

 а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

 •         3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

 б).Вечереет.

 в).Вечером мы пойдём в кино.

 г). Как хороши в России летом вечера!

 •         4. Найдите назывное предложение.

    а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

 •         5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

 Проверь себя.

•         1. г).

•         2. г).

•         3. б).

•         4. б).

•         5. б).

Выполняют задание на интерактивной доске (по цепочке)

Работа в парах

Выполняют тест (с самопроверкой).

2

 15

8

9

 Этап информации о домашнем задании

Подведение итогов урока, выставление оценок

1. Составить таблицу «Односоставные предложения»

2. Составить рассказ, используя односоставные предложения.

 Проводит рефлексию

Рефлексия проводится с применением опоры:

·        Сегодня на уроке я узнал …

·        В группе работать мне было…, потому что …

·        Помогал мне …

Записывают задание, задают вопросы на понимание

Отвечают на вопросы

2

2

Приложение к плану-конспекту урока

Виды односоставных предложений

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Интерактивная таблица "Двусоставные и односоставные предложения" (N 8034)

Мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ac17-0a01-00ee-00f3-92923e0ec727/%5BRUS8_165%5D_%5BIA_245%5D.swf

2.

Интерактивная таблица "Типы односоставных предложений" (N 7813)

Мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad67-0a01-00ee-01d3-dff2491d6904/%5BRUS8_180%5D_%5BIA_348%5D.swf

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...