Аналитический отчет
по русскому языку по теме

Мальцева Татьяна Валериевна

Аналитический отчет учителя русского языка по теме "Развитие информационно-коммуникативных умений учащихся через использование в процессе обучения метода проектов и творческих упражнений". В отчете представлены проекты учащихся и различные виды творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2007-2012.docx159.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Ачитского городского округа

МОУ «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2007 по 2012 год

Составитель:

Мальцева

Татьяна Валериевна

Должность:

учитель русского языка и литературы

п. Уфимский 2011

Содержание  

Введение ……………………………………………………………………………с. 3

1. Развитие информационно-коммуникативных умений учащихся через использование в процессе обучения метода проектов и творческих упражнений. …………………………………………………………………………….с. 5

1.1. Особенности проекта как метода обучения.  …………………………с. 5

1.2. Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы. …………………………………………………………………………... с. 8

1.3. Система творческих заданий, используемых на уроках русского языка. ………………………………………………………………………………..….с. 13

1.4. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы. ………………………………………………………..……. с. 16

2. Результаты педагогической деятельности. ………………………. с. 18

3. Проектная часть. …………………………………………………...…….. с. 24

4. Приложение. ………………………………………………...……………… с. 27

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
                                                Л. Н. Толстой

        Введение. 

       Перед современным обществом стоит множество задач по формированию личности ребенка, его активности и самостоятельности в познании какого-либо интересного и полезного материала. Одной из важнейших задач учителя является формирование познавательного интереса учащихся, который способствует более эффективному обучению. Именно поэтому в течение предыдущего аттестационного периода  я работала над развитием познавательного интереса учащихся через использование творческих упражнений на уроках русского языка и литературы.

Это связано с тем, что интерес в обучении не отделим от всего целостного становления личности, ее интеллектуального, эстетического развития, становления нравственно и социально целостной позиции в учебной деятельности. Познавательный интерес совершает своеобразный переворот в области учения школьников, вызывает стремление преодолевать трудности, сообщает ему вдохновение, стимулирует организованность учебных действий, пробуждает инициативу и творчество школьников. Вместе с тем познавательный интерес становится тем посредником, благодаря которому удовлетворение и успех в учебной деятельности школьника благоприятно влияет на его интерес к другим видам деятельности, на характер общения с окружающими.

Цель моей деятельности была определена так:

формирование и развитие познавательного интереса к урокам русского языка и литературы через использование творческих упражнений.

Одним из условий, обеспечивающих формирование и  развитие познавательного интереса к урокам русского языка, является использование в процессе усвоения учебного материала творческих упражнений. Через выполнение творческих заданий осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка; творчество всегда осознанный акт, всегда характеризующийся накалом положительных эмоций.

Творческие упражнения, которые я продолжаю использовать в своей деятельности, развивают творческие способности учащихся, пополняют их словарный запас, развивают коммуникативные навыки, подталкивают школьников на поиск решений, а значит, и развивают познавательный интерес к урокам русского языка.

Итак, формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению учебного материала – одна из важнейших задач учителя. Однако, анализируя современную жизнь с ее огромным потоком информации, я столкнулась с тем, что многие учащиеся  не умеют самостоятельно находить нужный материал, отбирать его и анализировать. Причина, скорее всего в том, что зачастую на уроках учащиеся получают информацию в готовом виде.

       Поэтому в проектной части аналитического отчёта я планировала остановиться не только на формировании познавательного интереса учащихся, но и развитии их творческих способностей и информационно-коммуникативных умений.

Кроме того в последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ.
Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Одним из методов современного преподавания русского языка и литературы является создание исследовательских и творческих проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
       Тема моего самообразования
«Развитие информационно-коммуникативных умений учащихся через использование в процессе обучения метода проектов и творческих упражнений».

Цель: развитие информационно-коммуникативных умений и языковой, коммуникативной и социальной компетентности через использование в процессе обучения метода проектов, информационно-коммуникативных технологий и творческих упражнений.

Задачи:

- развивать умения осуществлять информационный поиск, работать самостоятельно с различными источниками информации, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- формировать умения самостоятельно конструировать свои знания;

- изучить и использовать в своей педагогической деятельности метод проектов, информационно-коммуникативные технологии;

- продолжить использование в учебной деятельности творческих упражнений;

- отслеживать результаты педагогической деятельности.

1. Развитие информационно-коммуникативных умений учащихся через использование в процессе обучения метода проектов и творческих упражнений.

        1.1. Особенности проекта как метода обучения.

Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок - главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, основная цель которого - развитие  умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, развитие критического и творческого мышления.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.

Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
      Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

В основу метода проекта положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересам):

-высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

-обсуждение возникших идей;

-перечисление интересующих учащихся тем проектов;

-формулировка темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

-уточнение намеченной цели и задач;

-поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащимися;

-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

-интерпретация данных;

-сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков):

-систематизация полученных данных;

-построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийных презентаций и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

-осмысление полученных данных и способов достижения результата;

-обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, т.д.)

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

1.2. Использование метода проектов

на уроках русского языка и литературы.

       Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь развивать информационно-коммуникативные умения учащихся, их творческие способности, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Существуют разные виды проектов по русскому языку и литературе:

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучала детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения,  составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, обзор информации, обсуждения.

Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:

- Какие проблемы испытывали музыканты?

- Почему им не удалось договориться?

И после этого даю задание: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или во внеурочное время.

1. Создание творческих мини-проектов.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются творческие проекты.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, сценарии мультфильмов, видеофильмы и т.п.

 Именно с создания творческих проектов мы с учащимися и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 8 классах. В 5 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, создать сценарий мультфильма по словацкой сказке «У солнышка в гостях» (см. папка «Проекты учащихся»). Для разработки сценария в первую очередь учащиеся выделяют основные части в содержании сказки, создают иллюстрацию к каждому эпизоду, выбирают наиболее значимые фразы. После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты своей работы.

Один из способов представления результатов творческих проектов является электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе “Power Point”. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.

 2. Создание мультимедийных литературных проектов. Методика создания мультимедийных проектов предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

Приведу конкретный пример. Обращаясь к творчеству П.Бажова в 7 классе,   ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству писателя максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, на изучение творчества уральских писателей в учебной программе уделяется слишком мало времени. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта «Электронный сборник сказов Павла Бажова». (см. Приложение 1)

На первом этапе ставлю перед собой следующие дидактические задачи:

1) формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;

2) формирование критического мышления;

3) выработка умений увидеть проблему и наметить пути её решения

Методические задачи проекта:

  • Оказать помощь в изучении жизненного и творческого пути Павла Бажова
  • Научить применять полученные знания в практической деятельности
  • Научить пользоваться Microsoft Power Point

Далее в работе над проектом учащимся предлагается несколько проблемных ситуаций:

  • Павел Бажов – кто он?
  • Своеобразие художественного мира писателя.
  • Какие общечеловеческие ценности утверждает Бажов в своих сказах?

     В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для самостоятельных исследований:

  Жизнь П.Бажова в различные временные периоды.

  Родные места писателя.

  Художественное своеобразие сказов П.Бажова.

         Следующим этапом работы является сбор и анализ информации. Учащиеся обращаются к литературным источникам и ресурсам Интернет, изучают биографические данные писателя, подбирают его портреты, фотографии его близких и тех мест, где любил бывать Бажов. Кроме того, учащиеся определяют круг произведений, которые войдут в электронный сборник, знакомятся с историей создания сказов и их содержанием.

         Презентация этой работы состоялась на открытом уроке чтения, посвященном 200-летию со дня рождения Павла Бажова.

         Презентации проектов могут быть приурочены как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. Во втором случае это может быть менее трудоёмкий проект по биографии писателя, или по определённой теме, или по конкретному произведению. После презентации следует обязательное обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.

За межаттестационный период под моим руководством было создано несколько мультимедийных проектов по литературе:

  • Проект литературной игры для учащихся начальных классов «Поиски золотого ключика» (учащиеся 7 класса);
  • Электронный сборник сказов Павла Бажова (учащиеся 8 класса);
  • Словник персонажей славянской мифологии (учащиеся 6 класса) (см. папку «Проекты учащихся).

Основная  трудность в  организации проектной  деятельности -  перегрузка учащихся, особенно в условиях малокомплектной школы. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но всё-таки я старалась избегать больших временных затрат и на создание одного проекта уходило несколько месяцев, хотя они и небольшие по объему.

При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Большую помощь в работе над проектами оказывают информационно - коммуникативные технологии и  ресурсы Интернета.

1.3. Система творческих заданий,

используемых на уроках русского языка.

    Формированию коммуникативных умений учащихся могут помочь различные творческие упражнения. Но чтобы быть эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:

а) должны быть систематическими;

б) постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными;

в) должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные через анализ промежуточных результатов.

     Поддерживать интерес к предмету я стараюсь использовать самый близкий для ребят материал: сказки, загадки. Сначала в урок включаю готовые материалы, а потом учащиеся сами сочиняют, складывают. Их использование на уроке помогает мыслить, анализировать, лучше усваивать материал урока, способствуют развитию речи. Часто на уроках применяю игровые моменты, ребята с удовольствием  играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку».

       Основные творческие упражнения, которые я использую на уроках русского языка:

1.    Сочини сказку. (см. Приложение 2) Лучшие работы использовала затем в качестве дидактического материала. В качестве образца использовала и готовые лингвистические сказки.

   Такие формы работы над правилом помогают лучше запомнить изученный материал.    

2.    Использовала кроссворды разных типов. Если в 5-6 классах я сама составляла и предлагала для работы кроссворды, в 7-м классе ребята с удовольствием делали это сами. Кроссворды можно применять на различных уроках.

 3.    В своей практике я использовала и такой вид работы по развитию речи – сочинение по опорным словам. Особенно этот вид работы эффективен при запоминании словарных слов, слов-исключений, на основе которых ученики составляют небольшой текст-миниатюру. Не обязательно употреблять в сочинении все слова. Главное – умело подобрать тему и ввести в речевую ситуацию.

     Подобного вида задания я применяла, например, при изучении темы «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова» учащимся предлагается составить текст, используя в нем слова-исключения.    

     При изучении значения частиц учащимся предлагается составить диалог на тему «Перед отходом поезда», используя вопросительные частицы; составить небольшой текст-описание «Сад весной», «В весеннем лесу»), употребляя восклицательные частицы.

    Предлагая ребятам то или иное задание,  я  стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности.

      4. Для лучшего усвоения теоретического материала стала практиковать кроссвордные диктанты (проводить их лучше на обобщающих уроках). Причём готовить такое задание может не только учитель, а в качестве опережающего домашнего задания предложить подготовить двум-трём ученикам.

     Например:

А) Раздел русского языка, в котором изучается словосочетания и предложения (синтаксис).

Б) Слова, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос (однородные члены предложения).

В) Сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому по смыслу (сложноподчинённое предложение).

      Одновременно проверяю знание правил и написание слов. Каждый ответ записывается в тетради и получается своеобразный словарный диктант (так как нередки ошибки  и в написании терминов).

       5.   При изучении сложноподчинённых предложений использую игру «Умный редактор». Например: неправильное построение сложноподчинённого предложения с придаточным определительным является грамматической ошибкой  в письменной речи. Эту дидактическую игру можно провести при повторении изученного материала в конце года.

   Задание: отредактируйте данные предложения.

  • Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
  • Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

6. «Слово-магнит». (см. Приложение 3)

   Вначале ребятам объясняю, что слова имеют свой нрав, характер, свою душу, могут быть добрыми и злыми. Дети произносят слово и определяют, какое оно - доброе или злое, а потом фантазируют - слово превращается в магнит и притягивает к себе другие слова, образуя поле слов. И из этих слов потом получается текст.

Например, слово-магнит «туча». Поле слов: небо, гроза, дождь, люди, зонтик, хмурый, темный, серый, синий, пасмурный, торопятся. Поле слов собрано и, опираясь на него, получаем 

Набежала туча и закрыла небо. День неожиданно стал пасмурным. Вдруг началась гроза, и пошел сильный дождь. Смотрю: люди идут с зонтиками, а те, кто без зонтика, торопятся домой.

Наумов Кирилл, 5а класс

Я гулял в саду, вдруг появилась темно-синяя туча. Небо стало пасмурным. Началась сильная гроза, и я заторопился домой за зонтиком. Все люди тоже разбежались по домам.

Стахеев Вадим, 5а класс

Туча нашла на небо, и очень быстро пошел дождь. День стал хмурый, серый и пасмурный. Синий небосвод стал грозным и темным. Вдруг началась гроза. Люди побежали прятаться от дождя, заторопились домой.

 Лягаев Артем, 5а класс

    Такое задание я использовала при изучении темы: «Текст. Тема текста. Основная мысль текста».

 7. Терминологический диктант. Задание способствует развитию словарного запаса учащихся, усвоению литературных норм произношения слов. Эффективно проводить на уроках по «Лексике. Лексическое значение слова», «Заимствованные слова».

8. Нарисуй фразеологизм. Это задание дается учащимся в 5 – 6 классах при изучении темы «Лексика». Способствует развитию образного мышления и воображения учащихся. (см. папку «Рисунки учащихся»)

     Подводя итоги, я увидела, что целенаправленность, системность работы, использование метода проектов и творческих упражнений обеспечивает положительные результаты:

1)      речь детей обогатилась новыми словами, лексический запас стал богаче;

2)      учащиеся легко ориентируются в информационном пространстве, могут самостоятельно осуществлять поиск  необходимой информации и преобразовывать ее;

3)      выполнение творческих заданий способствует развитию, наблюдательности, мышления, воображения.

1.4. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы.

На своих уроках использую и информационно-коммуникативные технологии. С какой целью это делаю?

Применяю компьютер и средства мультимедия на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
       • обогащение словарного запаса;
       • овладение нормами литературного языка;
       • знание лингвистических и литературоведческих терминов;
       • наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

 Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

 В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

 В своей работе я в основном использую мультимедийные презентации.

Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес  к учебному материалу.  Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Некоторые мультимедийные презентации я составляю сама. В 2011 году я участвовала в районном конкурсе компьютерного творчества, где представляла работу «Система уроков по творчеству Сергея Есенина для учащихся 11 класса общеобразовательной школы».  Цель этой работы: создание системы уроков по творчеству С.А.Есенина в форме электронной презентации в качестве учебного пособия для учителей литературы.

В электронной презентации представлены разработки уроков по следующим темам: 

1 урок. Личность и творчество С.А.Есенина.

2 урок. Тема родины и природы в лирике С.Есенина.

3 урок. Любовная лирика С.А.Есенина.

4 урок. Поэма «Анна Снегина»

5 урок. Трагизм поэмы С.А.Есенина «Черный человек».

Это учебное пособие может быть использовано и для самостоятельного изучения учащимися жизненного и творческого пути Есенина. В качестве контроля и оценки усвоения материала в презентации предлагается тест. Кроме того в данной работе собрано огромное количество наглядного материала, аудиозаписи, история создания произведений и их анализ (см. папка «Открытые уроки русского языка и литературы»).

С помощью электронных презентаций я провожу различные нестандартные уроки и внеклассные мероприятия: урок-путешествие, соревнование, викторины. (см. папку «Внеклассные мероприятия» «Путешествие на планету Русского языка» или «Своя игра» для учащихся 11 класса при подготовке к ЕГЭ)

2. Результаты педагогической деятельности.

Основным направлением моей педагогической деятельности в межаттестационный период было развитие информационно-коммуникативных умений учащихся. Наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является использование метода проектов, информационно-коммуникативных технологий и творческих упражнений.

В 2009 – 2010 учебном году я работала в 9 и 10 классах. В 2010 – 2011 учебном году продолжила работу с учащимися 11 класса. Уровень обученности по русскому языку и литературе в эти годы составлял 100%. Сравнительный анализ качества знаний по русскому языку и литературе представлен в диаграммах № 3, 4, 5. В диаграмме № 3 можно увидеть повышение качества знаний по русскому языку в 9 классе на 17%, эти результаты учащиеся 9 класса подтвердили во время итоговой аттестации (в традиционной форме). Из диаграммы № 5 видно, что в 11 классе повысилось качество знаний по литературе на 34 %.

О результатах обучения  при их позитивной динамике за последние два года свидетельствуют:

  • мониторинг уровня обученности по русскому языку и литературе

      (диаграмма № 1, 2)

  • мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе

     (диаграмма № 3, 4, 5)

  • сравнительный анализ результатов  экзаменационных работ (диаграмма № 6)

Диаграмма 1. Уровень обученности русскому языку.

Диаграмма 2. Уровень обученности литературе.

Диаграмма 3. Динамика качества знаний учащихся по русскому языку.

Диаграмма 4. Динамика качества знаний по литературе.

Диаграмма 5. Динамика качества знаний по русскому языку и литературе в 11 классе в 2010-2011 учебном году.

Диаграмма 6. Сравнительный анализ результатов экзаменационных работ.

  • мониторинг уровня обученности и качества знаний выпускников 11 класса по русскому языку на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (диаграмма № 7, 8, 9).

В 2010 – 2011 учебном году ЕГЭ по русскому языку сдавали 3 учащихся 11 класса МОУ «Нижнеарийская средняя общеобразовательная школа».

В начале учебного года с целью проверки качества знаний учащихся в 11 классе было проведено диагностическое тестирование. Результаты этой проверки показали, что учащиеся выполнили неверно половину заданий части А, с заданиями части В они справились гораздо лучше, однако часть С выполнили только двое. Средний балл за диагностическое тестирование составил 23 балла из 64.

Для формирования и развития орфографической и пунктуационной грамотности (именно по этим заданиям учащиеся допустили наибольшее количество ошибок) мною был разработан элективный курс «Подготовка к ЕГЭ в 11 классе по русскому языку». Возможно, поэтому по результатам репетиционного экзамена учащиеся 11 класса намного лучше справились с заданиями части А, но почти все задания части В были выполнены неверно. В среднем учащиеся набрали 24 балла из 64. Здесь еще нужно отметить, что один учащийся 11 класса по результатам диагностического тестирования и репетиционного экзамена получил в среднем 11 баллов, то есть практически не  набрал необходимого количества баллов. Проанализировав эти результаты, я пришла к выводу, что дальнейшая работа должна строиться на комплексной подготовке учащихся к ЕГЭ, а особое внимание должно уделяться тем заданиям, в выполнении которых учащиеся допустили наибольшее количество ошибок.

 После подведения итогов ЕГЭ по русскому языку я увидела положительную динамику уровня успеваемости и качества знаний учащихся 11 класса. Средний балл по результатам ЕГЭ составил 37 баллов из 64.

Диаграмма 7. Динамика уровня обученности в  11 классе.

Сравнивая результаты репетиционного экзамена и ЕГЭ по русскому языку, я отметила, что выпускники повысили уровень своей грамотности и получили следующие баллы:

  • Киселев Алексей – 39 баллов (сравним: по результатам диагностического тестирования – 19 баллов, по результатам репетиционного экзамена – 23 балла);
  • Колясников Александр – 45 балла (сравним: 38; 40);
  • Савитских Андрей – 26 баллов (сравним: 12; 10)
  • (см. Приложение 4. Сравнительный анализ результатов репетиционного экзамена и ЕГЭ по русскому языку.)

 

Диаграмма 8. Динамика качества знаний учащихся 11 класса.

Диаграмма 9. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ выпускников МОУ «Нижнеарийская СОШ» и выпускников сельских школ Свердловской области в 2011г.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что развитие умений осуществлять информационный поиск, работать самостоятельно с различными источниками информации, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, самостоятельно конструировать свои знания способствует успешности учащихся не только в стенах школы, но и в повседневной жизни.

 В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.  

Проекты учащихся.

Результатом использования в своей педагогической деятельности метода проектов считаю творческие и исследовательские проекты, созданные учащимися:

  • 2008 – творческий проект литературной игры для начальных классов «Поиски золотого ключика» (7 класс);
  • 2008 – творческий проект сценария мультфильма «У солнышка в гостях» по словацкой сказке (5 класс);
  • 2009 – исследовательский проект «Электронный сборник сказов П.Бажова» (8 класс);
  • 2010 – исследовательский проект «История моей семьи в рядах вооруженных сил России» (учащийся 7 класса Шилов Владимир);
  • исследовательский проект «История флага РФ»  (учащийся 7 класса Шилов В.);
  • исследовательский проект «История герба России» (учащийся 7 класса Петин Евгений);
  • 2011 – исследовательский проект «Словник персонажей славянской мифологии» (6 класс);
  • творческий проект сценария мультфильма «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (6 класс).

(Описание проектов смотрим в Приложении.)


Мои достижения.

2009 – Грамота Управления образования Ачитского городского округа за творческий труд, педагогическое мастерство, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;

2010 – Благодарность МОУ «Нижнеарийская СОШ» по результатом приема профессора Северо-Техасского университета (США), доктора наук Джонатана Байрона Хука, индейца племени чероки.

2008 – участие в районом конкурсе компьютерного творчества «Проект литературной игры для учащихся начальных классов «Поиски золотого ключика» (с учащимися 7 класса);

2011 – участие в районном конкурсе компьютерного творчества «Разработка системы уроков по творчеству С.Есенина в форме электронной презентации для учащихся 11 класса»;

2011 – участие в выставке «Калейдоскоп педагогических идей» на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений Ачитского городского округа;

2011 – курсы повышения квалификации по ОП «Методические вопросы подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации (ГИА – 9) по русскому языку и литературе.

3. Проектная часть

Хочется обозначить наиболее важные, на мой взгляд, проблемы, с которыми я столкнулась в результате своей педагогической деятельности.

Одной из самых главных проблем считаю развития связной речи учащихся через активизацию мыслительной деятельности учеников, ведь «…речь, как лакмусовая бумажка: открыл человек рот – и вот он весь, как на ладони». Так как речь – это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи – это общение, передача информации. Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития, о том, способен ли он адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Ни один человек не может знать и употреблять в своей речи всех слов русского языка. Индивидуальная лексика (словарный запас) каждого человека весьма ограничена и примерно соответствует его запасу знаний. Между словарным запасом и познаниями человека есть взаимное однозначное соответствие. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха для ученика, положительной адаптации ребенка. Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная монологическая и письменная речь. Это определено тем, что эти два вида речи теснее всего связаны с мышлением и представляют собой устное и письменное изложение мысли.

Анализируя письменную речь, я остановилась еще на одной проблеме – уровне развития орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть

знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности.

Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой на новый межаттестационный период:

  • Развитие функциональной грамотности и коммуникативных умений учащихся через использования различных педагогических технологий.

Для  развития орфографической грамотности учащимся, на мой взгляд, прежде всего, необходимо знание теоретического материала, способность ориентироваться в языковом материале и умение применять полученные на уроке знания не только в стенах школы, но и в повседневной жизни. Поэтому чтобы достичь поставленной цели, я планирую использовать процессе обучения русскому языку элементы таких педагогических технологий, как тренинг грамотности и технология минимизации объема материала.

Технология тренинг грамотности основана на следующих принципах:

  • Опора на теоретические знания.
  • Работа во всех видах памяти.
  • Сопоставление результатов ученика с его собственными результатами.
  • Возвращение к актуальным орфограммам до тех пор, пока они не станут неактуальными.

Особенности методики.

Законы урока-тренинга:

-Закон «16 секунд» (не опаздываем).

-Закон «Не списываем».

-Закон «Все делаем вовремя»

Естественно эти законы принимаются совместно с учащимися, и они обязательны для исполнения каждым. За нарушение закона – наказание. (Например, опоздал на урок литературы – учишь стихотворение.)

Система «жесткого контроля»

-Четкий график контрольных точек (ученик должен знать все контрольные точки, т.е. то, что он должен знать).

-Нет пересдачи контрольных точек (другими словами, чтобы исправить неудовлетворительную отметку, необходимо выполнить не то же задание, а другое – подобное).

-Обязательное прохождение всех контрольных точек.

-Обязательные зачеты по контрольным точкам, сданным на неудовлетворительную отметку в течение двух недель (две попытки).

-Обязательная сдача теоретического материала по орфографии и пунктуации в форме зачета.

У учителя и у учащихся имеется карта личных зачетов: график, контрольные точки, типичные ошибки.

Кроме этого обязательно в течение учебного года трижды делается срез фактической грамотности ученика. Самое главное в этой работе выписать все слова, в которых допущены ошибки, выбрать типичные и работать над ними постоянно.

Система оценивания

Отметки выставляются за контрольные точки, теоретические зачеты, специальные оценочные задания и отметки «подарки».

Виды оценочных заданий:

Задание «Шанс +5» - получить за это задание можно только отметку «5». (Вызывает учащийся, по желанию, если отвечает на все вопросы правильно – «5».)

Теоретическая атака – фронтальный опрос в течение пяти минут, быстро спрашиваем – быстро отвечаем самое главное.

Все учим на уроке (2 минуты на запоминание – кто все выучил, получает «5»).

Контрольный диктант с подготовкой ( дается 10 текстов, 1 из которых будет контрольным).

«Один за всех все за одного» и другие.

 Обязательной составляющей этой технологии является мониторинг, то есть срезы фактической грамотности (речь о них шла выше).

 Что касается технологии минимизации объема материала, то она основана на сжатии учебного материала в схемы, таблицы, алгоритмы. Это позволяет учащимся эффективно запоминать необходимый теоретический материал.

Кроме того я планирую продолжить использование в своей педагогической деятельности метода проектов и творческих упражнений для развития информационно-коммуникативных и познавательных умений учащихся (мультимедийных презентаций, создание исследовательских и творческих проектов, лингвистических сказок и видеофильмов).

Задачи:

  • продолжить создавать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини-проекты; исследования в более глубоком смысле слова, творческие проекты);
  • продолжить работу по раскрытию информационно-коммуникативных и познавательных умений учащихся;
  • повышать интерес к предмету через использование различных форм и методов обучения;
  • способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;
  • привлечь родителей к проблемам развития и совершенствования ребенка.

4. Приложение.

Приложение 1.

Проект «Электронный сборник сказов Павла Бажова»

Тип проекта: информационно-исследовательский

Категория учащихся: учащиеся 8 класса

Предметная область: русский язык

Основополагающие вопросы:
1) Павел Бажов – кто он?
2) Когда и где П.Бажов создавал сказы?
3) В чем заключается художественное своеобразие сказов Бажова?

Аннотация проекта:

Если вы хотите познакомиться с биографией Павла Бажова, его родными местами, увидеть фотографии его близких и тех мест, где любил бывать писатель, открыть для себя увлекательный мир уральских рабочих, смело приступайте к изучению данного проекта.

Дидактические цели проекта:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-совершенствование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Результаты исследований:
Презентация исследовательской деятельности учащихся 8-го класса.

Этапы работы:
-формирование темы исследования;
-формирование группы для проведения исследования;
-работа в группе;
-подготовка презентации;
-защита проекта;
-коллективное обсуждение, результаты оценки.

Проект «Здоровый образ жизни»

 в русских и английских синонимичных пословицах.

Шарапова Люция, ученица 6 класса

Задание: соотнеси русские и английские пословицы. Объясни их значение.

Русские

1. Кто рано встает, тому бог подает.

2. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

3. Свою болезнь ищи на дне тарелки.

4. Умеренность – мать здоровья.

    Много есть – невелика честь.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

6. Не рад больной и кровати золотой.

    Здоровье дороже денег.

7. Кто вино любит, тот сам себя губит.

    В стакане утонуло больше людей, чем в море.

8. Счастлив тот, кто в это верит.

Английские

1. Кто рано встает, рано  ложится, богатство и ум наживет.

2. Здоровье не ценится, пока не придет болезнь.

3. Болезни – это проценты за полученное.

4. Ешьте вволю, пейте вволю и наслаждайтесь жизнью.

5. После обеда поспи немного, после ужина пройдись.

6. Богатство – ничто без здоровья.

7. Бахус утопил больше людей, чем Нептун.

8. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.

Проект «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Панфилова Таня, ученица 6 класса

 

Задание: найдите в загадках слова на заданную орфограмму. Отгадайте загадки.

 

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком.  

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Ребят созывает.

На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И круглой соли полмешка.

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок на нем много,

А нитки ни одной.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица,

Что это за диво?

Это же …..

Приложение 2.

Сочини сказку по данному началу «Жил-был Глагол…»

1. Жил-был глагол, его звали «Хотеть». Он жил у девочки Тани. Это был очень хороший и добрый глагол. Он всегда и во всем ей помогал. Он хотел, чтобы Таня училась хорошо, помогала взрослым, дружила с ребятами.

Но еще глагол был очень самолюбивый. Он мечтал, чтобы Таня всегда и во всем слушалась его. Часто он говорил: «Я хочу!», «Мне хочется». И ему не нравилось, когда Таня говорила ему: «Не хочу!», «Мне не хочется».

Из-за этого они с Таней иногда спорили и ссорились. Таня ему объясняла, что нельзя делать только то, что ему хочется. Нужно слушать не только себя, но и окружающих людей.

Наконец, они с Таней все-таки подружились. Глагол «Хотеть» перестал любить только себя. Теперь они всегда говорят: «Мы хотим!» (Воеводина Таня, 6 класс)

2. Жил-был в стране Самостоятельных частей речи Глагол. Он дружил с именем Существительным. Глаголу Существительное помогало.

Однажды Глагол пошел в лес и увидел переместитель в будущее и прошедшее время. Сначала он пошел в будущее, чтобы узнать, что с ним будет. Там Глагол узнал, что у него измениться лицо. Потом Глагол пошел в прошедшее и узнал, что у него появиться род.

Глагол вернулся домой и рассказал эту удивительную историю своему другу Существительному. (Сычева Арина, 6 класс)

Приложение 3.

Творческое задание «Слово-магнит»    

Набежала туча и закрыла небо. День неожиданно стал пасмурным. Вдруг началась гроза, и пошел сильный дождь. Смотрю: люди идут с зонтиками, а те, кто без зонтика, торопятся домой.

Наумов Кирилл, 5а класс

Я гулял в саду, вдруг появилась темно-синяя туча. Небо стало пасмурным. Началась сильная гроза, и я заторопился домой за зонтиком. Все люди тоже разбежались по домам.

Стахеев Вадим, 5а класс

Туча нашла на небо, и очень быстро пошел дождь. День стал хмурый, серый и пасмурный. Синий небосвод стал грозным и темным. Вдруг началась гроза. Люди побежали прятаться от дождя, заторопились домой.

 Лягаев Артем, 5а класс

Приложение 4.

Сравнительный анализ результатов

репетиционного тестирования  и ЕГЭ

по русскому языку 2011 год

МОУ «Нижнеарийская СОШ»

В тестировании приняли участие 3 выпускников

ЗАДАНИЕ А

№ задания

Кол-во выполнивших

Процент выполнения

А1 Орфоэпические нормы

1

2

34

66

А2Лексические нормы

2

3

66

100

А3Морфологические нормы

1

1

34

34

А4Синтаксические нормы(построение предложения с деепричастием)

2

1

66

34

А5Синтаксические нормы(построение ССП)

1

3

34

100

А6Текст. Последовательность предложений в тексте)

3

2

100

66

А7Средства связи предложений в тексте

1

3

34

100

А8Предложение. ГО.

2

2

66

66

А9Синтаксический анализ предложения(обобщение)

2

2

66

66

А10Морфологический анализ.

2

2

66

66

А11Лексическое значение слова.

1

2

34

66

А12НН-Н в суффиксах.

1

1

34

34

А13Правописание корней.

3

0

100

0

А14Правописание приставок.

2

1

66

34

А15 Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий наст.вр.

3

3

100

100

А16Правописание суффиксов различных частей речи.

3

2

100

66

А17Правописание НЕ-НИ

2

2

66

66

А18Слитное, дефисное и раздельное написание.

2

1

66

34

А19Пунктуация в ПП и СП.

2

2

66

66

А20Знаки препинания в предложениях при обособленных членах.

1

1

34

34

А21 Знаки препинания в предложениях с вводными словами

2

1

66

34

А22 Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1

1

34

34

А23 Знаки препинания в БСП.

1

2

34

66

А24 Знаки препинания в СПП.

1

3

34

100

А25 Знаки препинания в СП с союзной и бессоюзной связью.

1

2

34

66

А26 Грамматические нормы.

1

1

34

34

А27 Информационная обработка текстов.

0

3

0

100

А28 Умение определять основную мысль текста

0

2

0

66

А29 Функц.-смысловые типы речи

2

2

66

66

А30 Лексическое значение слова.

2

1

66

34

Из сравнительных данных видно, что с заданиям А1, А2, А5, А7, А24, А25, А27, А28 выпускники справились гораздо лучше, чем на репетиционном экзамене. Выполняя некоторые задания, выпускники допустили большее количество ошибок.

С заданием А13 выпускники не справились.

ЗАДАНИЕ В

№ задания

Количество выполнивших

Процент выполнения

В1Основные способы словообразования.

0

3

0

100

В2 Морфологический анализ слова.

0

2

0

66

В3 Словосочетание.

0

2

0

66

В4 Предложение.

2

1

66

34

В5 Осложнённое ПП.

1

1

34

34

В6 СП.

1

2

34

66

В7 Средства связи предложений в тексте.

1

2

34

66

В8 Речь. Анализ средств выразительности.

1

1

-

-

-

-

-

2

2

-

34

34

-

-

-

-

-

64

64

-

По сравнению с прежними результатами двое выпускников выполнили почти все задания.

ЗАДАНИЕ С

Критерии оценивания

Формулировка проблемы исходного текста

2

-

-

1

2

-

-

1

Комментарий к сформулированной проблеме

0

2

-

1

2

1

-

0

Отражение позиции автора исходного текста

1

-

-

2

1

-

-

2

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

0

0

2

2

0

0

1

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

1

0

-

2

2

1

-

0

Точность и выразительность речи

1

0

-

2

3

0

-

0

Соблюдение орфографических норм

0

1

0

2

1

0

1

1

Соблюдение пунктуационных норм

1

0

0

2

2

0

0

1

Соблюдение языковых норм

1

0

-

2

3

0

-

0

Соблюдение речевых норм

1

0

-

2

2

1

-

0

Соблюдение  этических норм

1

-

-

2

3

-

-

0

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1

-

-

2

3

-

-

0

С этими учащимися я проработала в течение полутора лет и считаю результат моей работы положительным. В целом со всеми заданиями выпускники справились гораздо лучше, чем во время репетиционного тестирования.

Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором 36. Выпускники набрали необходимое количество баллов.

Киселев А. – 58

Колясников А. – 64

Савитских А. – 45.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....