Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Михайлова Алла Александровна

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рабочая учебная программа

курса «Русский язык»

для 7 класса

Пояснительная записка.

         Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Программа предусматривает решение следующих задач учебной деятельности:

1.Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

1.1 Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

1.2 Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

       Общепредметными задачами работы по русскому языку являются развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

        В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

        Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил;

- перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

         В 7 классе предметом изучения являются морфология, орфография, культура речи.

         Предусмотрены вводный урок о языке, уроки для повторения в начале, конце года. Специально выделены часы на развитие связной речи, рассредоточенные в течение всего года.

        Основными направлениями работы являются:

- изучение теории в практической деятельности;

- формирование навыков грамотного письма;

- совершенствование умений и навыков, приобретённых ранее, - тщательный анализ ошибок учащихся, - развитие речи учащихся по овладению нормами русского литературного языка, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи, формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

         Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы, поэтому на уроках реализуются межпредметные связи с литературой, иностранными языками, историей, географией, биологией, музыкой, изобразительным искусством.

         В целях реализации рабочей программы необходимо применять в обучении следующие методики и технологии:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

 - здоровьесберегающие технологии;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией  Н.М. Шанского,соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский -  М.,2008.) и рассчитана на 170 часов.

В рабочей программе предусмотрены контрольные тесты и уроки по обучению лингвистическому сочинению в целях подготовки к ГИА-9.

Содержание программы

VII КЛАСС (170ч)

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

     ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ

     (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

      Причастие

      (25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II.        Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях 
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при-
несены), 
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы-
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе-
ния с причастным оборотом.

III.        Описание внешности человека: структура текста, языко-
вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы-
борочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

      Деепричастие

      (10 ч + 2 ч)

I.        Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным обо-
ротом.

III.        Рассказ по картине.

       Наречие

       (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

       Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях  

       на -о и -е.

  Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя щих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.        Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий.

Категория состояния

(4 ч + 2 ч)

   I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

   П. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

       Предлог

      (11 ч + 2 ч)

I.        Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло-
ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение
правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.        Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас-
сказ на основе увиденного на картине.

      Союз

     (16 ч + 2 ч)

I.        Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы
сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди-
нительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо-
требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-
стообразующая роль союзов.

      Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III.        Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко-
вые особенности.

      Частица

      (18 ч + 4 ч)

I.        Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части-
цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

       Междометие. Звукоподражательные слова

      (4 ч)

I.        Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

   Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях.  

   Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

     II.        Умение выразительно читать предложения с  междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

      (12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

I.        Учащиеся должны знать определения основных изучен
ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, (
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть сле
дующими умениями   и   навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях, а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах и ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с и изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Перечень рекомендуемой литературы.

    УМК

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский -  М. Просвещение, 2012.

Для учителя

Обязательная

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.
  • Программы общеобразовательных  учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2007.

Дополнительная

  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

 Для учащихся

Дополнительная

  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз.,  2003
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз.,  1985
  • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА  В 7 КЛАССЕ.

Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

ВСЕГО: 170 ЧАСОВ  (из расчета 5 часов в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Учебный материал

Дата проведения

Примечания

 

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

 

1.

Русский язык как развивающееся явление

Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование.

 

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (12+2)

 

2.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания и их состав. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. 

3.

Синтаксис и пунктуация

 

 

 

 

 

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания и их состав. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения.   Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам.

4

 Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование.

5.

Фонетика и орфография

 

 

 

Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударная гласная в корне слова», «Гласная после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование.

6.

Фонетика и орфография

7.

Словообразование и орфография

 

 

 

Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов.

8.

Словообразование и орфография

9.

Морфология и орфография

Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение.  Учебное исследование.

10.

Морфология и орфография

 

 

 

Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение.  Учебное исследование

11.

Морфология и орфография

12.

К.Р. № 1. Контрольный диктант

(45 мин.)

(стартовый)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

13

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

14.

Р. Р. Текст

Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки.

15.

Р. Р. Стили литературного языка.

Стиль речи

( художественный, разговорный, научный, деловой).

 

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ. (25+6)

16.

Причастие как часть речи

Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глагола и прилагательного.

18.

Р.р. Публицистический стиль

Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику – основная задача публицистического стиля.

19.

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические  разборы.

20.

Причастный оборот

Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

21.

Выделение причастного оборота запятыми.

Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предл-ий. Конструирование предложений с причастными оборотами.

22.

Р.р.  Описание внешности человека

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека.

23.

Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий 

24.

Краткие и полные страдательные причастия

Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы.

25.

Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени.

Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах действительных причастий настоящего времени

26.

Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени.

Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в  суффиксах действительных причастий настоящего времени

27.

Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени.  Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных перед  суффиксами  действительных причастий прошед. времени

28.

Р.р. Обучающее изложение

Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика.

29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

30.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

31.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания Н-НН в прил-х

32.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Правописание  гласных перед  Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени

33.

Одна и две буквы нв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных. Устный рассказ на лингвистическую тему.

34.

Одна и две буквы нв суффиксах страдательных причастий прош. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Способы различения страдательных причастий прошед. времени и прил-х, образованных от глаголов. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прил-ных.

35.

Одна и две буквы нв суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и в  кратких отглагольных прилагательных.

36.

Одна и две буквы нв суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и в  кратких отглагольных прилагательных.

37.

Р.р. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя)

Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту.

38.

Морфологический разбор причастий

Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия.

39.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот.

40.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Правило правописания гласных Е-Ё после шипящих в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 

 

42.

Повторение изученного о причастии.

Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Морфологический разбор причастий.

43.

К. Р. № 2. Контрольный диктант

 (45 мин.) по теме «Причастие»

(за 1 четверть)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

44

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

45-46,.

Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

 

47 Обобщение «Причастие»

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+2)

 

48

Деепричастие как часть речи

Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий.

49.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

 

Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

51.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Правило правописания НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи.

52

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами

 -В и 0ВШ деепричастий совершенного вида.

53

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами

 -В и -ВШ деепричастий совершенного вида.

54.

Морфологический разбор деепричастий

Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия.

55, 56.

Р. Р. Сочинение на основе картины

 С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих

лиц картины

 

Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения.

 

57.

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

Деепричастия. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий 

 

58.

К. Р. № 3. Контрольный диктант

по теме «Деепричастие

(45 мин.)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

59.

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

 

 

НАРЕЧИЕ (28+6)

 

60-61.

Наречие как часть речи

Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.

62-63

Смысловые группы наречий

Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями.

.

64

Р.р. Сочинение

Творческая история картины  И. Попова «Первый снег». Репродукция картины. Сочинение   в форме дневниковых записей. Стиль и тип речи. Языковой материал.

 

65

Степени сравнения наречий

Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Способы их образования. Простая и составная формы сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени

66

Морфологический разбор наречий

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфологического разбора наречий.

67

Р.р. Сочинение-рассуждение

Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал.

68

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е

 

Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему.

69

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и- е

70-71

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицат-ных наречий

Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

72

Одна и две буквы н в наречиях на

–о и –е

 

Правописание одной и двух букв Н в наречиях на–о и –е. различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

73.

Одна и две буквы нв наречиях на

–о и 

74

Р. Р. Описание действия

Описание как тип речи. Описание действий, процесса труда. Роль нареч.в описании действий.  Ошибки, связанные с неоправданным повторением слов. Материал для устного сочинения-описания.

75.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании в разных частях речи.

76

К. Р. № 4. Контрольный диктант

(45 мин.)

 за 2 четверть

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

77

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

78

Р. Р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

 

Описание действий, процесса труда. Репортаж. Интервью. Стиль и тип речи. Материал для сочинения.

 

79

Буквы о и а на конце наречий

 Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы.

80

Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения

Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту.

81-82

Дефис между частями слова в наречиях

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прил-ные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями.

83

Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Творческая история картины «Друзья».Репродукция картины. Настроение картины. Описание внешности и действий человека. Языковой материал.

84

Дефис между частями слова в наречиях

 

 

 

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями

85

Дефис между частями слова в наречиях

86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных

Способы образования наречий.  Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы.

87-88

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-ных и количественных числительных

89

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий

90-

Повторение  и обобщение изученного о наречии.

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морф-кий разбор наречий.

91

К. Р. № 5. Контрольный диктант

(45 мин.)

 по теме «Наречие»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

92

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

 

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ(4+2)

 

93

Категория состояния как часть речи

 

Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественных текстах. Сходство и различия наречия и категории состояния.

94

Категория состояния как часть речи

95

Морфологический разбор категории состояния

Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Морфологический разбор категории состояния и наречия. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прил-ных. Конструирование СП со словами категории сост-ния.

96.

Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

(К.Паустовский «Обыкновенная земля»)

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста.

97.

Повторение и обобщение изученного о категории состояния.

Категория состояния. Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов  категории состояния

98

Р. Р.

 Сочинение на лингвистическую тему

Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему

 

           99 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)

ПРЕДЛОГ (11 + 2 )

100.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значениях и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи.

101

Предлог как часть речи

Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях.  Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов.

102

Употребление предлогов

Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи.  Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений и словосочетаний.

103

Непроизводные и производные предлоги

 

 

Непроизводные и производные предлоги. Образование производных предлогов. Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи.

104

Непроизводные и производные предлоги

105

 

Простые и составные предлоги. Морф-ский разбор предлога

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

,

106

Р.Р. Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине

(А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу

Творческая история картины «Детская спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал к сочинению.

107

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов.

108

Слитное и раздельное написание производных предлогов

 

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов.

109

Слитное и раздельное написание производных предлогов

110

Повторение и обобщениеизученного о предлоге.

Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлога

 

111

К. Р. № 6.Контрольный диктант

(45 мин.) по теме «Предлог»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

112

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

 

СОЮЗ (16+2)

 

113

Союз как часть речи

Союз. Морфологические признаки союза и функции.  Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предл-ний.

115

Союзы простые и составные

Союзы простые и составные. Запятые между частями сложных предл-ний.

116

Союзы сочинительные и подчинительные

Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях

117-118

Запятая  между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предл-ниях

119

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы и их функции.  Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употребленные для связи частей целого текста.

 

120

Роль сочинительного союза И в простом предл-и с однородными членами и в сложном

пред-ии

Сочинительный союз И  в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схемам.

 

121

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы и их роль в предл-ии. Группы сочинительных союзов по значению. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении

122-123

Подчинительные союзы.

Подчинительные союзы и их роль в предл-ии. Группы подчинительных союзов по значению. Знаки препин-я всложноподчиненномпредл-ии. Конструирование сложноподчиненныхпредл-й

124

Морфологический разбор союзов

Союзы простые и составные.  Союзы сочинительные и подчинительные.

Морфологический разбор союзов

125

126

Р.р. Сочинение – рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал.

 

127

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами.

128

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами

129

Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Морфологические признаки союза и функции.  Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание и употр-ние союзов. Морфологический разбор союзов. Знаки препинания в  ПП с однородными членами и в сложном предложении

 

 

130

К.Р. № 7. Контрольный диктант

 (45 мин.)

за 3 четверть

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

131

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

 

ЧАСТИЦА (18+2)

 

132

Частица как часть речи.

Частица. Функции частиц.

133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Разряды частиц. Формообразующие частицы, их функции. Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы. Лингвистические игры.

134

Смысловые частицы

 

 

 

 

Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи.

135

Смысловые частицы

Смысловые частицы

136

Раздельное и дефисное написание частиц

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи.

137

Раздельное и дефисное написание частиц

138

Морфологический разбор частиц

Общее значение и разряды частиц. Морфологический разбор частиц

139

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предл-ний с отриц-ными частицами.

140

Отрицательные частицы НЕ и НИ

141

Различение не - ни

Отрицательные частицы и их функции. Употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами.

142

Различение не - ни

143

Различение частицы не- и приставки не

Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

144

Различение частицы не- и приставки не

Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

145

Различение частицы не- и приставки не

146

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Конструирование предложений.

147

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

148

Повторение изученного о частицах.

 

Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможности частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц

 

149

К.Р. № 7. Контрольный диктант

 (45 мин.)

за 3 четверть

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

150

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

151

152

Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения.

 

 

МЕЖДОМЕТИЕ (4 ч.)

 

153

Междометие как часть речи

Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях.

154

Дефис в междометиях

Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи.

155-156

Знаки препинания при междометиях

Знаки препинания при междометиях. Конструирование предложений с междометиями.

 

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12+2)

 

157

 

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

Русский язык. Разделы науки о языке.

158

 

Р.Р.Текст. Стили речи

Текст.  Виды текстов. Стили речи

159

Р.р. Сочинение на предложенную тему.

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

160

Фонетика. Графика

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

161

К. Р. № 8. Итоговый контрольный диктант

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

 

162

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

 

163

Лексика и фразеология

Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари.  Фразеология. Стили речи.

164

Морфемика. Словообразование

Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор.

165

Морфология

Морфология. Часть речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи.

166

Орфография

Орфография.  Части слова.  Орфограммы в разных частях слов. Орфограммы в разных частях речи. 

Орфография.  Части слова.  Орфограммы в разных частях слов. Орфограммы в разных частях речи. 

167

Синтаксис

Синтаксис .Словосочетание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложений

168

Синтаксис

Синтаксис .Словосочетание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложений

169

Пунктуация

Орфография и пунктуация. Части речи.

170

Пунктуация

Орфография и пунктуация. Части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс

рабочая программа для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения....

Рабочая учебная программа по русскому языку 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку имеет следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, контроль уровня обученности, требования к ЗУН обуча...

Рабочая учебная программа по русскому языку, 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку 5-9 классы авторов В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитина, А.П. Еремеевой, Г...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование

Рабочая учебная  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....

Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс 7 вида

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского н...