Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Тушилкина Светлана Михайловна

рабочая программа для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_rus.yaz_.5.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Моргаушского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

”Большекарачкинская основная общеобразовательная школа”

Рассмотрено                                  Согласовано                                          Утверждаю

Руководитель                                 Заместитель                                    Директор школы

методического объединения            директора по УВР                                   _________ Т.Г Ермолаева.    

учителей                                      ______В.Л.Михайлова                   приказ № ___ от    «___» _______ 2013г.

_______С.М. Тушилкина           «___»   ________ _ 2013 г

протокол  № __

от “___  ” августа 2013 г.

Рабочая учебная программа по  русскому языку

в 5 классе

на 2013-2014 учебный год

                                                                                  Составитель программы

 учитель  русского языка и литературы

Тушилкина Светлана Михайловна

2013 год

I. Пояснительная записка

           Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования по русскому языку и Примерной программы основного общего образования по русскому языку  для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения.

Рабочая программа   рассчитана на  118 часов в год , что соответствует учебному плану школы на 2013- 2014 учебный год и  ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе. 

           

             Цели рабочей программы составлены на основе Федерального компенента  Государственного   общеобразовательного  стандарта.  Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку: 

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой

       деятельности;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

   Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим  в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Именно  поэтому большое  внимание  на  уроках русского  языка уделяется работе с произведениями  устного  народного  творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.

 Языковая компетенция и лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, о его  традициях, развития языкового эстетического идеала, т.е. представление о прекрасном в языке и речи, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке. 

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать собственные тексты на основе исходного материала.

            Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

                     Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.  Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

 

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Наиболее выражена связь  русского  языка с предметами гуманитарного цикла: литература, история.

II. Содержание  учебного курса  по русскому языку в 5 классе

Язык - важнейшее средство общения (3 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (14 ч+3 ч. развития речи)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (21 ч +3ч. развития речи)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 2 ч. разв. речи)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (7 ч + 2 ч. развит.речи)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (12 ч + 2 ч. развития речи)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (29 ч+4ч.развития речи)

Самостоятельные и служебные части речи

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (11 ч + 2ч. развития речи.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (5 ч + 1 ч развития речи)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (13 ч + 1 ч развития речи)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе ( 6 ч).

III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка  в 5 классе.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

В результате изучения курса русского языка ученик V  класса должен  

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа
  • признаки текста и его типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;  
  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научную речь,  язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

  •  понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • читать тексты разных стилей и жанров;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров ( письмо, отзыв,рассказ);
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание) и диалога (обмен мнениями);
  • излагать свои мысли в устной  и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка  как средства получения знаний по другим учебным предметам.

IV. Контроль уровня обученности учащихся

по русскому языку в 5 классе

Учебный

период

Учебный раздел.

Тема контроля

Вид контроля

   

   

               

      I    

     четверть

диагностическая работа по русскому языку

текущий

Словарный диктант № 1.

Буквы а, у, и  после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

текущий

Тема текста. Написание сочинения.

текущий

Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

текущий

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.»

текущий

Написание  изложения. Определение основной мысли текста.

текущий

Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание и предложение»

текущий

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

текущий

   

             

      II

     четверть

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация»

текущий

Тип речи: повествование. Написание изложения

текущий

Тип речи: описание. Описание  предмета.  Написание сочинения.                                

текущий

Словарный диктант №2 по теме «Фонетика».

текущий

Контрольный диктант  по теме «Фонетика».

текущий

Обучающее сочинение. Тип речи: описание. Описание картины.

текущий

Подробное изложение

текущий

 

             

      III  

    четверть

Тип речи: рассуждение. Написание сочинения.

текущий

Написание  сочинения- описания по картине

( И.Э. Грабарь. «Февральская лазурь»)

текущий

Контрольный диктант по теме «Морфемика».

текущий

Тип речи: рассуждение. Написание сочинения- рассуждения  по прочитанному произведению.                                             

текущий

Сочинение по картине Кончаловского « Сирень в корзине»

текущий

Словарный диктант № 3 по теме «Имя существительное»

текущий

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

текущий

Сочинение «Описание животного».

текущий

     

      IV

      четверть

Контролный диктант « Имя прилагательное»

Сочинение – рассказ на основе фантастического вымысла

текущий

Невыдуманный рассказ о себе. Написание сочинения-миниатюры

текущий

Контрольный диктант по теме «Глагол».

текущий

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

     итоговый

V. Учебно-тематический план

«Русский язык 5 класс»

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

     работы

Развитие речи

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

3

_

_

Повторение изученного в начальных классах.

13

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

19

2

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

8

1

2

Лексика. Культура речи.

         7

-

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

11

            1

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

26

            3

           4

Повторение и систематизация изученного.

5

-

            0

ИТОГО:    117 ч.+ 1 ч. резерв

92

9

   16(5/10)

VI. Календарно-тематическое планирование

«Русский язык. 5 класс»

(117 час.+ 1 час. резерв)

I четверть

урока

Тема урока

Количество часов

Виды контроля

Дата

Язык и общение ( 3 часа)

1.

Язык и человек. Язык и речь.

1

02.09-07.09

2.

Диагностическая работа

1

3.

Стили речи

1

Повторение изученного в V – VI классах  ( 14 час + 3 часа развития речи)

4.

Звуки и буквы. Состав слова. Орфограмма.

1

5.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

09.09-14.09

6.

Правописание проверяемых   и непроизносимых согласных в корне слова.

1

7.

Буквы а, у, и  после шипящих.

1

словарный диктант

8.

Разделительные Ъ и Ь.

Словарный диктант № 1

1

9.

 Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

16.09-21.09

   10

Развитие речи. Текст. Обучающее изложение по упр.70.

1

изложение

1 ч.

11.

Части речи. Глагол. ТСЯ и ТЬСЯ  в глаголах.

1

12.

Развитие речи. Тема текста. Написание сочинения.

1

сочинение

1 ч.

13.

Личные окончания глаголов.

1

23.09-28.09

14.

Имя существительное. Падеж, число, род.

1

15.

Имя прилагательное.

1

16.

Развитие речи Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Написание сочинения.

1

сочинение

1 ч.

17.

Местоимение.

1

30.09-05.10

18.

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.». Подготовка к контрольному диктанту.          

1

19

Контрольный диктант   по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.»

1

диктант

1 ч.

20.

Анализ контрольного диктанта Урок-практикум. Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.».. Работа над ошибками.

1

21.

Синтаксис и пунктуация.

1

07.10-12.10

22.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Разбор словосочетания.

1

23.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1

24-25.

Развитие речи. Написание  изложения. Определение основной мысли текста.

1

изложение

2 ч.

14.10-19.10

26.

Члены предложения. Подлежащее-главный член предложения.

1

27.

Сказуемое.   Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление тире в русских пословицах.

1

28.

Распространенные и нераспространенные  предложения. Урок-практикум. Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1

тест

29.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

21.10-26.10

30.

Определение.

1

31.

Обстоятельство.

1

32.

Предложения с однородными членами

1

33.

Знаки препинания  в предложениях с однородными чл. предложения

1

28.10-02.11

34.

Предложения с обращениями.

1

35.

Обобщение по темам  ««Главные и второстепенные члены предложения»,

 « Предложения с однородными членами»

1

36.

Контрольный диктант  с грамматическим заданием

1

Итого в I четверти:  

всего:  36ч.,   контрольный диктант: 2,  развитие речи:  5 ч.( изложений -3 часа, сочинений -2 часа),словарный диктант: 1, тест: 2.

II четверть

урока

Тема урока

Количество часов

Виды контроля

Дата

37.

Развитие речи. Письмо.

1

письмо

1 ч.

11.11-16.11

38-39.

Простые и сложные предложения

2

40.

Синтаксический разбор сложного предложения

1

41-42.

Прямая речь. Знаки при прямой речи.                                                      

2

18.11-23.11

43.

Диалог. Знаки препинания при диалогической речи. Диалоги в русских народных сказках.

1

44.

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

диктант

1 ч.

Фонетика ( 9ч. + 2 ч. развития речи)

  45.

Фонетика. Звуки речи. Гласные звуки

1

25.11-30.11

46.

Согласные звуки Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

1

47.

Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие

1

48.

Развитие речи. Повествование. Написание изложения

1

изложение

1 ч.

49.

Графика. Алфавит. Создание письменности на Руси: братья Кирилл и Мефодий.

1

02.12-07.12

50.

Развитие речи. Описание предмета.  Сочинение.                                

1

сочинение

1 ч.

51.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

1

52.

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я. Словарный диктант №2. 

1

словарный

диктант

53.

Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

1

09.12-14.12

54.

Обобщающий урок по теме « Фонетика. Орфоэпия». Тренировочный тест. Самостоятельная работа.

1

тест

55.

Контрольный диктант  по теме «Фонетика».

1

диктант

1 ч.

Лексика. Культура речи (7 ч.+ 2ч. развития речи)

56.

Слово и его лексическое значение

1

57.

Однозначные и многозначные слова

1

16.12-21.12

58.

Прямое и переносное значение слова. Русские народные загадки.

1

59.

Омонимы.

1

60..

Синонимы.

1

  61.

Развитие речи. Сочинение по картине (И.Э. Грабарь « Февральская лазурь»)

1

сочинение

1 ч.

23.12-30.12

62.

Антонимы. Русские народные пословицы с использованием антонимов.

1

63.

Обобщающий урок. Повторение по теме «Лексика»

1

64.

 Р.Р. Подробное изложение по тексту упражнения 375.

1

диктант

1 ч.

 

Итого во  II четверти:

всего:  28ч., контрольный диктант: 2, развитие речи : 4 ч., ( изложений-2ч. сочинений-2ч.).тест: 1, словарный диктант: 1

                                                                             III четверть

урока

Тема урока

Количество уроков

Виды контроля

Дата

.

Морфемика ( 12 ч.+ 2 ч.развития речи)

65.

 Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование новых слов

1

13.01-18.01

66.

Основа слова

1

67.

Корень слова. Однокоренные слова  из старославянского языка.

1

68.

Развитие речи. Рассуждение.  Подготовка к написанию домашнего сочинения

1

20.01-25.01

69.

Суффикс.  Приставка.

1

70-71.

Чередование звуков.  Беглые гласные. Морфемный разбор слова 

1

27.01-01.02

72.

Правописание гласных и согласных в приставках.  Буквы З и С на конце приставок.

1

73.

Правописание корней с чередующимися гласными

1

74

Буквы Е –О после шипящих в корне

1

03.02-08.02

75.

Буквы и-ы после ц

1

76.

Урок повторения

1

77.

Контрольный диктант по теме «Морфемика».

1

диктант

1 ч.

10.0215.02

78.

Р.Р.Сочинение по картине П.П. Кончаловского « Сирень в корзине»

1.

Морфология ( 29 ч. + 4 ч. развития речи)

Имя существительное ( 11 ч. +2ч. развития речи)

 79.

Имя существительное как часть речи

1

80

Развитие речи. Доказательство в рассуждении. Написание сочинения- рассуждения  по прочитанному произведению.                                             

1

сочинение

1 ч.

17.02-21.02

81.

Имена существительные одушевленные  и неодушевленные.  Имена существительные собственные и нарицательные

1

82.

Род имен существительных Словарный диктант № 3

1

словарный

диктант

83.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

24.02-01.03

84.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

85.

Три склонения имен существительных. Падеж имен  существительных. Звательный падеж в устной речи Древней Руси.

1

86.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

03.03-07.03

87.

Развитие речи. Написание изложения с заменой лица рассказчика.

1

изложение

1 ч.

88.

Правописание О – Е  после шипящих и Ц   в окончаниях существительных.

1

89

Морфологический разбор имени существительного.

1

10.03-15.03

90.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

диктант

1 ч.

91.

Обобщающий урок по теме «Имя существительное».Работа над ошибками диктанта.

1

Имя прилагательное ( 5 ч. +1 ч. развития речи)

92.

Имя прилагательное как часть речи

1

17.03-22.03

93

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

94.

Развитие речи. Сочинение «Описание животного

1

Итого в III четверти:  

всего:  30 час., контрольный диктант: 2, развитие речи :  5 ч., ( изложений-1ч., сочинений -4ч.),словарный диктант: 1

IV четверть

урока

Тема урока

Количество часов

Виды контроля

Дата

95.

Прилагательные полные и краткие

1

03.04-12.04

97.

Обобщение изученного об имени прилагательном

Морфологический разбор имени прилагательного

1

98.

Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо теме « Имя прилагательное»

1

Глагол ( 12ч. +2ч. развития речи)

98

Глагол как часть речи

1

14.04-19.04

99.

НЕ с глаголами.

1

100.

Развитие речи. Рассказ. Сочинение – рассказ на основе фантастического вымысла.

1

101.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

21.04-26.04

102.

Виды глагола.

1

103.

Буквы Е и И  в корнях с чередованием.

1

104.

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

Сочинение

1 ч.

28.04-03.05

105.

Время глагола.

1

106.

Спряжение глагола. Определение спряжения глагола с безударным окончанием. Словарный диктант № 4.

1

Словарный диктант

107.

Морфологический разбор глагола

1

05.05-10.05

108.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2- м лице ед. числа.

1

.109

Употребление времен..

1

110

Повторение темы « Глагол». Контрольные вопросы и задания

1

12.05-17.05

111.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Диктант

1 ч.

Систематизация знаний и повторение изученного (6 ч)

112.

Разделы науки о языке

1

113

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

19.05-24.05

114

Орфограммы в окончаниях слов. Орфограммы  в корне слова.

1

115.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

116.

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

1

Диктант

1ч.

26.05-31.05

117.

Анализ контрольного диктанта.

1

118

Резервный урок

1

Итого в IV четверти:

 всего: 23ч.,  контрольный  диктант- 3 ,  словарный диктант:1

 развитие речи: 2 ч.

Итого за год:  117часов +  1 час. резервные, из них 16 час. - развитие речи

                          контрольные диктанты: 8,  словарные диктанты: 4, тесты: 3

VII. Методическое  обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. М., 2004 г.

2.  Программы  общеобразовательных  учреждений. Русский  язык 5-9  класс. Авторы: Баранов М.Т. , Ладыженская А.Т.,  Москва,  Просвещение, 2009 г.

3.  Учебник  «Русский  язык»  5 класс авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.    Москва, «Просвещение», 2013 г. Допущено Министерством образовании и науки РФ.

                                                                     

Resource id #4230

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...