Урок развития речи по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Донгак Нина Биче-ооловна

Разработка урока по картине И.И Левитана 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levitan.docx148.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Цели и задачи урока:

- расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэта;

- закрепление речевых навыков учащихся;

- формирование их эстетических представлений, ознакомление с лучшими образцами живописи;

- развитие наблюдательности учащихся, расширение их жизненного опыта, стимулирование познавательной активности;

- установление на конкретных образцах связи между смежными видами искусств: литературой и живописью.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картина И.И. Левитана «Золотая осень», портрет И.И. Левитана

                 

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

- Учитель: Данный урок посвящен работе по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Изображению осени посвятили свои произведения многие писатели и художники. Выявляется, какие литературные произведения об осени знают учащиеся?

Дети отвечают:

- стихотворение Пушкина «Осень»

- Есенина «Нивы сжаты…»

- Ушинский написал рассказ «Четыре желания», где мальчик говорит, что осень – самое лучшее время года.

- Стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Учитель: какие признаки осени отражены в этих произведениях?

- День становится короче, солнце греет слабо, желтеют и осыпаются с деревьев листья, вянет трава, улетают птицы, часто идут дожди (ребята цитируют стихотворные строчки: «Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость», «И редкий солнца луч, и первые морозы», «Уж реже солнышко блистало, короче становился день», «Пустеет воздух, птиц не слышно боле»).

        Учитель: Каким настроением окрашены стихи об осени?

        - Нередко осень считают грустной, унылой порой. Часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели поэты и художники.

        - Тютчев тоже прекрасно сказал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

        - Пушкин говорит:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

        Учитель: Посмотрите внимательно на картину «Золотая осень». Написал ее великий русский художник Исаак Ильич Левитан. Левитан был современником и большим другом Антона Павловича Чехова. Он очень любил русскую природу, особенно природу средней полосы России. Художников, изображающих пейзажи, картины природы, называют пейзажистами.  Левитан был пейзажистом.

        Левитан написал много картин о русской природе – «Март», «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка» и др. ( Возможно, учащиеся сами назовут некоторые картины Левитана). «Золотая осень» - одна из лучших его картин.

        Осень бывает разной: ранняя осень идет вслед за летом, а поздняя уже граничит с зимой. Какой же период изображен на картине Левитана?

        - На картине изображен ранний период осени.

        Учитель: Из чего это можно заключить?

        - На деревьях листья еще не опали, хотя и пожелтели, речка свободна ото льда.

        Учитель: Прочтите стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…», сопоставим его с картиной.

        - В стихотворении и на картине изображена ранняя осень, та «короткая, но дивная пора», когда «день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», «далеко еще до первых зимних бурь».

        Учитель: Какой период изображен в стихотворении Пушкина «Осень»?

        - В стихотворении Пушкина осень граничит с зимой: здесь поэта восхищает «пышное природы увяданье», он отмечает «редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы».

        - И у Есенина осень граничит с зимой:

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсе-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

        Учитель: Теперь посмотрите внимательно на картину. Левитан изобразил раннюю, золотую пору осени так, как будто бы мы вышли с вами из класса в лес, к речке, остановились и залюбовались красотой русской природы. Попробуем определить словами, как же изобразил художник природу. Что, прежде всего, останавливает наше внимание?

        - Очень красиво изображен осенний лес.

        Учитель: Что особенно красиво в осеннем лесу?

        - Особенно красивы листья на деревьях.

        Учитель: Какие эпитеты можно употребить при описании листьев?

        - Листья золотые, багряные, золотистые, нарядные, пожелтевшие (вспомним у Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса»).

        Учитель: Что можно сказать о траве?

        - Трава поблекшая, увядшая, пожелтевшая.

        Учитель: Как изображены цветы?

        - Цветы тоже увядшие, побледневшие; яркие краски исчезли.

        Учитель: Какой стала речка?

        - Речка стала прохладной, уже не хочется в ней купаться, потому что солнце греет слабо.

        Учитель: Какие эпитеты можно употребить при описании облаков?

        - Облака серые, дождевые, низкие, нависшие над землей.

        Учитель: А воздух какой?

        - Воздух прозрачный, прохладный, свежий.

        Учитель: Почему же художник назвал свою картину «Золотая осень»?

        - Потому что изобразил он прекрасное время года – начало осени. Краски в природе очень живописны. Красивы листья на деревьях: они совсем золотые. Их яркая, золотисто-желтая окраска и придает картине особую прелесть. Хороши березки: золотые листья на белых стволах делают их очень нарядными.

        Учитель: Какие картины о русской природе вы еще знаете?

        - Картину Шишкина «Рожь».

        - Шишкина «Утро в сосновом лесу».

        - Саврасова «Грачи прилетели».

        (Учащиеся называют и другие картины).

        Учитель: Вы правильно называли некоторые картины художников-пейзажистов. Много картин с изображением природы написал Шишкин, он тоже очень любил русскую природу, особенно лес.

        Домашнее задание

Подготовить небольшое устное сочинение на одну из тем: «Мое любимое время года», «Чем мне нравится осень в нашей деревне», «Картина И.И. Левитана «Золотая осень».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"

Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;        ...

Урок развития речи по картине В. Попкова " Осенние дожди".

Урок развития речи по картине В. Попкова " Осенние дожди". Словарная работа и подготовка к сочинению....

Урок развития речи по картине В. Попкова "Осенние дожди"

Урок развития речи по картине В. Попкова "Осенние дожди"...