Обучение на ситуативно-игровой основе.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Куреева Ольга Владимировна

В статье дана методика обучения на ситуативно-игровой основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_na_situativno-igrovoy_osnove._2.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ НА СИТУАТИВНО  - ИГРОВОЙ ОСНОВЕ

Оглавление

  1. Введение
  2. Глава 1.
  1. Значение игры в развитии личности младших школьников.
  2. Классификация игр.
  1. Глава 2.

            Обучение на ситуативно – игровой основе.

   4.Заключение.

   5. Список использованной литературы.

   6. Приложение.

       

Введение.

                                                                   

                                                                     Игра- это огромное светлое окно,

                                                                           через  которое  в духовный мир

                                                                           ребенка вливается   живительный

                                                                           поток представлений, понятий   об

                                                                            окружающем  мире.                                                                                                                              

                                           

                                                                                                    В.А. Сухомлинский.

         В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы главное внимание уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.

Из всех методов, способов, форм воспитания школьников наиболее целесообразна игра. Так как игра – главный институт воспитания и развития культуры школьника, своеобразная академия его жизни.

Игра является той специфической формой деятельности ребенка, в которой осуществляется ведущая линия его развития.

Осознав все вышесказанное можно убедиться в актуальности исследования и определить:

Цель работы - показать, что игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся.

Задачи работы состоят в том , чтобы показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе; разнообразие игровых приемов обучения школьников, сделать обучение доступным, интересным; раскрыть роль игры как средства воспитания, обучения и развития, определить ее место в учебном процессе, рассмотреть зависимость системы игр от характера познавательной деятельности учащихся, от средств наглядности и формы их проведения.

В работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». Вот почему одной из наиболее важных задач является разработка и практическое освоение в работе приемов формирования игры, развития в ней познавательной и творческой активности детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей младшего школьного  возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности

Новые задачи начальной школы, изменение    учебных программ предполагают учет возможностей и особенностей правильного соединения игры и учебы.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому тема данной работы была и остается актуальной на сегодняшний день.

        

Глава 1.

1.1 Значение игры в развитии личности младших школьников.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. Ф. Шиллер считает игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи.

Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:

  1. австралийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;
  2. немецкого философа и психолога К. Гросса, согласно которой игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;
  3. голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

Зигмунд Фрейд, очень мало работавший с детьми, тоже понимал значение детской игры. Он писал:

«Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

В. Франкл предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Уолтман предполагает, что: «Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность концептуализировать, структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него неприятны, запутаны, сложны».

Так же трактовку игры дает теория «активного отдыха», развитая немецким психологом Шаллером, Лацарусом, Штейнталем. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться только на психическом просторе. Вот от чего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет израсходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии.

Среди отечественных исследователей феномена игры следует отметить Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского и др.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

На основе анализа идей российских педагогов можно определить гуманистический потенциал игры.

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узко групповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

1.2. Классификация игр.

В отечественной научной литературе предпринят ряд попыток классификации игр.

В литературе советского периода классификацию игр сделал в начале 30-х г.г. собиратель игр В. Всеволодский , который весь мир игровых явлений разбил на три основных формальных вида, соприкасающихся каждый с особой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и орнаментальные.

Я. Корчак в книге «Как любить ребенка» представляет свое видение разновидностей игр и выделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку сил и знаний.

М.С. Коган выделяет «игры как тактовые» (игры в прятки, в лапту) и «игры художественные».

Системный подход к классификации игр осуществлен Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и  количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические , интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

На основе характера человеческой деятельности игры подразделяются на:

  1. Физические и психические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
  2. Интеллектуально – творческие игры ; предметные забавы; сюжетно – интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры – автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.
  3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры - драматизации, игры - грезы); деловые игры (организационно – коммуникативные, организационно – мыслительные, ролевые, имитационные).
  4. Комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность).

По источникам возникновения игры подразделяются:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка.
  2. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого.
  3. Игры народные.

По видам деятельности игры подразделяются:

  1. Игры – экспериментирования (игры с животными и людьми,  с природными объектами, общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования.
  2. Сюжетные самодеятельные игры (сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные).
  3. Обучающие игры (подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические).
  4. Досуговые игры (интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично – карнавальные, компьютерные).
  5. Обрядовые игры (культовые, семейные, сезонные).
  6. Тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные).

В теории и практики педагогики существует мнение о том, что игра – это школа обучения.

Игра – непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находится в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе (Аникиева Н.П.).

Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны: и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Игра теснейшим образам связана с развитием личности, а именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Игра подготавливает подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе отлет от действительности и проникновение в нее.

В ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача учителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызвали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Коллективная игра является школой воспитания чувств младших школьников.

Мы предположим, что гуманистические качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, можно только в том случае, если удастся увлечь их играми.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. Приохотить детей к игре можно целенаправленно, создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как, ставя ребенка в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Ее выработке предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

На уроках физической культуры имеется широкий спектр возможностей для создания игровых ситуаций. Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях на занятиях стимулирует у сегодняшних детей гибкость мышления и поведения в социуме. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором ребята совместно анализируют ход учебно-игрового взаимодействия и результатов игры, соотносят игровую (имитационную) модель и реальность.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

  • Помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей;
  • Обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на реализацию своего человеческого предназначения;
  • Включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
  • Воспитывает чуткость, ответственность, аккуратность.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионализма учителя от знания им психологии ребенка, учета его возрастных индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Глава 2. Обучение на ситуативно-игровой основе.

Я работаю над проблемой «Обучение на ситуативно-игровой основе».

Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей. В игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для учителя главное - дидактический результат (методическое значение игры).

Для детей условность игры делает эмоционально окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации. Упражнения и задачи из школьных учебников - это не игра, и детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большее значение, то учебное задание становится игровым, а иногда превращается в настоящую игру.

Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

Игровая ситуация помогает снять психологическое напряжение, которое испытывают многие учащиеся при ответах на вопросы учителя на уроках. Эмоциональный настрой делает полученные знания более прочными. Я работаю учителем начальных классов в сельской школе.  Школа общеобразовательная. В ней есть подготовительная группа, куда приходят дети шестилетнего возраста. Подготовительная группа — это нужная ступенька для перехода детей в I класс для успешного обучения в последующих классах.

Много лет я работала над проблемой «Обучение на ситуативно - игровой основе». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

Ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских  школ, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка. Поэтому основное внимание на уроках обучения грамоте следует уделять выработке у шестилеток умений и навыков в произношении и правописании  слов. В первую очередь я стремлюсь к тому, чтобы дети правильно услышали целый звуковой комплекс, разложили его на отдельные слоги, установили последовательность звуков в слоге и слове. У детей, не имеющих представления о звуковом составе слова, появляются ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры наиболее часто встречающихся ошибок на письме:

1)  замена согласных парных по звонкости — глухости (шорох — «жорох», знаешь — «снаешь», );

2)   обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (утюг — «утуг», любит — «лубит», скрип — «скрып»);

3) пропуск слогов, букв (деревня — «дев-ня», кувшин — «кушин», золотой — «зло-той», лень — «лнь»);

4) замена согласных (вчера — «втера», палочку — «палоцку», разноцветных — «раз-ночветных»);

5) добавление лишних букв, слогов (медведица — «медведитца», голова — «гололо-ва», водопад — «водопапад»).

Бывает, что дети не могут слить звуки в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Тогда возможны такие ошибки:

1) пропуск букв, предлогов;

2) недочитывание слов или их искажение из-за неправильного произношения звуков;

3) неправильная постановка ударения.

В подготовительной группе необходимо выработать правильное произношение трудных звуков и звукосочетаний.

Часто родители и учителя появление вышеперечисленных ошибок связывают с невнимательностью ребенка на уроке, небрежным отношением его к учебе, заставляют ученика заниматься дополнительно, но ошибки от этого не исчезают. Успешно вести работу по развитию фонематического слуха, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речь, развить интерес к русскому языку можно с помощью игровых упражнений.

Используя игру «Чудо - яблоньки», я знакомлю детей со звуком, буквами, постепенно переходя к чтению слогов и слов. Каждая последующая буква, которая подлежит изучению, торжественно вводится в жизнь детей.

Наглядный материал для игры выполнен из картона и цветной бумаги, крепится на доске или на стене, является оформлением кабинета.

На деревьях имеются листочки-кармашки, куда вставляются яблочки с буквами: желтые яблочки — согласные; красные — гласные; зеленые — ь и ь.

Большое дерево для согласных букв, меньшее — для гласных, -ь и ь лежат в кармашках под деревьями.

•  Как расположены яблочки с буквами гласных на яблоньке?

Слева от ствола дерева — буквы гласных, обозначающих твердость согласных звуков.

Справа от ствола — буквы гласных, обозначающих мягкость согласных звуков.

•  Как расположены яблочки с буквами согласных на яблоньке?

Слева от ствола — яблочки с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, справа — яблочки с буквами, обозначающими глухие согласные звуки. Необходимо изготовить шесть корзинок для парных звонких и глухих согласных и большую корзину для игровых упражнений. Приведу примеры игр-упражнений.

Игра «Не ошибись».

Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих.

Положить разбросанные яблочки в кармашки. Объяснить , почему ставим на большое дерево, почему на маленькое. Ученик называет слово, например волк. «Звук [в] — согласный, подхожу к большому дереву, звонкий, нахожу кармашек слева от ствола, звук парный, поставлю напротив звука [ф]».

Игра «Больше слов, больше яблок».

Цель: активизация употребления лексики по темам «Школа», «Растения» и т.д.

Представление двух команд. Учитель показывает букву. Участники называют как  можно больше слов на эту букву. Выигрывает команда, которая назвала большее количество слов и по теме. Можно называть слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, какой?

Игра «Собираем слоги».

Цель: научить читать слоги-слияния.

В корзины с прорезями-кармашками кладутся слоги, собранные из букв-яблочек.

Составить из слогов слова лиса, рама.

Установить, в каких слогах-слияниях  согласный твердый, в каких — мягкий.

Игра «Не ошибись, проверь».

Цель: различать глухие и звонкие napные согласные.

На доске написаны слова с пропущенными буквами: са.., шко.., ле.,  зу.., ду..  Ученик должен вместо пропуска подставить яблочко с соответствующей буквой, устно подобрав проверочное слово.

Игра «Составим слово».

Цели: научить обозначать мягкость согласных ; расширять объем словаря; закреплять правописание слов.

Составить слова мел, галка, банка. Изменить значение слов с помощью ь.

Мел.., гал..ка , бан..ка.

Составить предложения.

Игра «Добавь слог» или «Съеденный слог».

Цели: расширить объем словаря; закрепить правописание слов с буквой й.

 Ход игры:

На тарелке три яблока с буквами. Дети хором читают буквы. Учитель предупреждает, что «съеден» слог — начало слова. Ученики должны добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например, к  йка добавляются слоги, и получаются слова: чайка, майка, сойка, зайка, дойка, лейка и т.д.

Все полученные слова проговариваются, объясняется их значение.

Игра «Оживи».

Цели: развивать фонематический слух; закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы; расширять словарный запас слов.

На доске написаны в столбик слова, в которых одна буква пропущена. Учащиеся должны вместо пропуска подставить то яблочко с буквой, которое поможет образовать слово — название животного. (Для проведения этой игры используется магнитная доска, яблочки с магнитиками.)

Дети любят, играя, упражняться в языке: произнесем слово кот, послушаем, с какого звука оно начинается. Какой буквой обозначим этот звук? Яблочко с какого дерева возьмем? Почему? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий? Докажите. Все ученики активны, равнодушных нет. Все успешно справляются с трудностями, кто-то медленнее, кто-то быстрее, но в освоении темы идут все вместе.

В последнее время многие учителя эффективно используют на уроках и во внеклассных занятиях занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны несложные парные карточки, на которых записаны задания.

Приведу несколько примеров таких заданий, предложенных в игровой форме.

1. Кто первым получит число, например 20, прибавляя к произвольно названному числу одно и то же слагаемое.

Суть игры сводится к следующему. Двум ученикам, работающим за одним столом, предлагаются два простых числа. Первый ученик записывает одно из них, например 2. Второй ученик устно прибавляет к нему другое число, например, единицу, записывает сумму и показывает ее соседу. Первый ученик к полученной сумме прибавляет еще 1, записывает результат — 4 и показывает его второму ученику и т. д. Дети по очереди прибавляют одно и то же слагаемое до тех пор, пока в записи не появится заданное число — 20. Получивший  это  число  становится  победителем.

Игра повторяется. Условия игры те же, но можно заменить одно из чисел: первое или второе. Игру начинает второй ученик.

Понятно, что начинающий игру, если сообразит, в чем суть данного задания, может обеспечить себе победу, так как ряд чисел у одного ученика будет четным, а у другого — нечетным. Поэтому, если конечно число четное, то первый ученик, назвав первым четное число, обеспечит себе победу. Но к такому выводу детям прийти не так-то легко. А чтобы не создавать заведомо обидных ситуаций, на одном и том же занятии игру повторяют несколько раз, чтобы каждый мог вступить в игру первым.

Приведенное задание способствует формированию навыков устного счета.

Чтобы ход игры был понятен всем, необходимо продемонстрировать ее перед классом, вызвав к доске двух учеников, которые будут записывать на классной доске результаты своих подсчетов.

При подготовке материала для игры учитель на одной карточке записывает начальные числа 1 и 2 и конечное — 17, на другой — начальные  числа 2 и 3 и конечное — 18. Эта запись на карточке выглядит так:

Начальные числа — 1 и 2

Конечное число —  17

Другие задания.

1.   Кто первым запишет число 1, отсчитывая от 20 по одному?

2.    Кто первым запишет число большее 20, прибавляя 2 к одному из чисел  1  или 2.

3.   Кто первым запишет число 2 или 1, отсчитывая от 19 по два?

4.    Кто первым запишет 100, прибавляя к 10 по десятку или: кто первым запишет число 10, вычитая из 100 по десятку.

5.    Кто первым запишет число большее 30, прибавляя 3 к одному из чисел  1, 2, 3.

Можно предложить и более сложные задания, когда каждый ученик по своему усмотрению должен просчитывать или отсчитывать 2 или 3, чтобы записать первым заранее заданное число. Подобных занимательных заданий на сложение и вычитание в пределах не только 100, но и 1000 с однозначными и двузначными числами можно составить много.

Занимательные задания вносят элемент соревнования, приучают к контролю и самоконтролю, требуют смекалки и тем самым повышают интерес к тренировочным упражнениям.

Следующие упражнения в занимательной форме требуют от учеников умения провести расчеты, наблюдения, знания свойства чисел и действий с ними.

 Из чисел 1, 2, 3, 4, 5 выбери три и составь с ними все возможные примеры на сложение и вычитание двух чисел. Затем найди сумму всех ответов.

Побеждает тот, у кого окончательная сумма получится больше.

Например, ученик выбрал числа 1, 2, 3 и составил примеры: 1 + 2=3, 1 + 3=4, 2+3=5, 2—1=1, 3—1 = 2, 3—2=1, сумма всех шести ответов равна 16. Ученик же, выбравший числа 2, 4, 5 получил ответ 28 и стал победителем.

Разнообразить эти задания можно путем изменения первоначального подбора чисел, например, предложить числа 1, 3, 5, 7, 9 или 2, 4, 5, 6, 7 и т. д. Для учеников III класса начальные числа могут быть двузначными, а в задание войдут действия умножение и деление. Таким образом, заданий различной сложности по данной схеме можно составить много.

2. Дается два ряда чисел: один ряд четных, другой нечетных. Предлагается найти, на сколько сумма чисел одного ряда больше суммы чисел другого.

Выигрывает тот, кто даст решение двумя способами.

Пример. Даны числа 15, 17, 19, 21, 23, 25 14, 16, 18, 20, 22, 24

Решение:

1)   сумма чисел первого ряда 120, второго — 114, 120—114=6;

2)   каждое число первого ряда больше каждого числа второго ряда на единицу. Чисел в ряду шесть, следовательно, разность сумм чисел первого и второго рядов равна 6.

Задания этого вида можно разнообразить за счет первоначального подбора ряда чисел. Числа в ряду могут быть записаны не только через 2, но и через 3, 4, 5 и т. д. Числа в ряду могут быть как однозначными, так и двузначными. Усложнить или облегчить задание можно за счет длины ряда.

При подготовке карточек учитель записывает только   три   или   четыре   ряда   чисел,   например:

для первого ученика   5, 7, 9, 11, 4, 6, 8, 10

4,6,8,10, 3, 5, 7, 9   -  для второго ученика.

3. Найди   слагаемые по их сумме.

Один из учеников записывает на отдельных карточках числа 1, 2, 3, 4. Все четыре карточки переворачивает и перемешивает. Второй ученик на обороте каждой карточки записывает по одному из этих чисел. Первый ученик берет по очереди карточки и называет сумму чисел, записанных на каждой карточке, а второй ученик записывает эти суммы. По этой записи он должен сказать, какие числа записаны на каждой карточке. Далее следует проверка и, поменявшись ролями, игру продолжают с другими карточками.

При решении данного вопроса ученик начинает с наименьшей или с наибольшей суммы и предположительно разлагает ее на два слагаемых. Затем переходит к следующей сумме, стараясь разложить ее на слагаемые, которые не должны повторяться больше двух раз. Пересмотрев все суммы, ученик должен записать два ряда чисел одно под другим, где каждая пара будет соответствовать одной из карточек.

Игру  можно  усложнить,  взяв  большие  числа.

Приведу несколько примеров, где упражнения даны в виде занимательных задач для двух учеников.

Лотерея игрушек. Аня и Соня в магазине игрушек увидели, что под каждой игрушкой указан пример: под Буратино 64—56, под куклой 53—39, под конструктором 31—24, под Золушкой 51—43, под матрешкой 63—48 и т. д. Девочки купили по два лотерейных билета.  Кто  какую игрушку получил, если на билетах у Сони были примеры: 82—78 и 92—77, а у Ани — 78—53 и 82—68.

Выигрывает билет, у которого  ответ к примеру совпадает с ответом примера, записанного под игрушкой. Кто раньше нашел свой выигрыш, тот и победил.

Варианты заданий для различных пар отличаются только числами. Для учеников более сильных учитель подберет примеры более сложные, а  для слабых — менее сложные.

Используя тот же сюжет, для лотереи игрушек можно подобрать примеры по любой изучаемой теме по математике.

Лучший лодочник. У одного из вас лодка № 6, а у другого — № 8. На билетах пассажиров записаны примеры. Решив их, по ответу определите, какие пассажиры должны сесть в ваши лодки.

Билеты пассажиров: 1) 37—29; 2) 42—35; 3) 62—54; 4) 56—48; 5) 31—24; 6) 24—17; 7) 75—59.

Побеждает лодочник, раньше  другого нашедший всех своих пассажиров.

 Варианты задач для других пар пассажиров отличаются лишь номерами лодок и числами в примерах.

В магазине. За покупку Оля должна уплатить 23 к. У нее были  монеты только в 2 к. и 3 к.  Какими  монетами Оля сможет рассчитаться за покупку.

Победит тот, кто раньше найдет наименьшее и наибольшее число монет, нужных для уплаты.

В других вариантах задач достаточно изменить только сумму уплаты за покупку, а содержание условия для всех учеников сохранится общим. Это облегчает подготовку карточек, на которых будет записано лишь одно число.

4. Кто с помощью данных цифр (3, 4, 5) больше запишет различных двузначных чисел? Кто с помощью этих цифр и знаков арифметических действий + и — получит и запишет двузначные числа, чтобы в записи каждого числа одна и та же цифра не повторялась?

Примеры чисел: 34, 43, 3+4+5, и т. д.

При составлении карточек учитель записывает на них только три цифры. Каждый ученик работает самостоятельно, а затем ученики, сидящие за одним столом, обмениваются карточками, проверяют работу и подсчитывают, кто сумел больше записать чисел.

Побеждает тот, кто без ошибок записал наибольшее число чисел.

Игру можно облегчить, исключив знаки + и — или только один знак, а можно усложнить, дополнив задание знаками умножения и деления.

Вот еще несколько заданий, рассчитанных на сообразительность.

1.    В канистру надо налить 11 л. бензина, имея только две банки: одна емкость 2 л., другая — 5 л.

Победитель должен первым дать два решения, например:

1)  2+2+2+5=11.

2)   5—2—2=1; 1+5+5=11.

2.   Имеется две линейки: на первой отмечена длина 2 см, на второй — 7 см. Пользуясь только этими данными, разметьте линейку на сантиметровые отрезки.

3.  Три девочки на вопрос «Сколько им лет?» — ответили:

Наташа.    Я   моложе    Тамары   на    4    года.

Маша. Мне вместе с Наташей 21 год.

Тамара. Нам троим вместе 32 года.

Сколько лет каждой из девочек?

Приведенные задания в занимательной форме способствуют отработке навыков устных вычислений. Они также активизируют деятельность учащихся, развивают произвольное внимание и любознательность, любовь к математике.

 Сказка — это средство удовлетворения всегда существовавшей тяги человека ко всему героическому, необычному, диковинному и фантастическому, средство формирования и развития фантазии.

Сказки детям читали всегда, и будут читать всегда. Но можно не только читать, но и играть в сказки. «Как это делать?» — спросите вы.

Я играю в сказки каждый раз по-разному: новая сказка — новая игра. Нельзя отвечать отказом на просьбу детей поиграть, предлагаю игру сама ,надо  помогать детям в познании окружающего мира, накоплении знаний.

Игры в помогают в занимательной форме закрепить содержание сказки, а значит по-новому взглянуть на чтение.

Игра «Небылицы»

Игра направлена на развитие внимания и памяти, активизацию умственной деятельности, закрепление речевых навыков. В чем заключается игровое задание?

Прочтите стихотворение К. И. Чуковского «Путаница» (см. приложение), предложите ребенку определить, что автор описал неправильно.

Подобное задание можно выполнить, используя следующие стихотворения: «Радость» К. Чуковского, «Шутка» 3. Александровой, «Повар» О. Григорьева.

Можно использовать стихотворения Вильяма Дж. Смита «Не может быть», «Слон и сверчок», «Про летающую корову».

Игра «Небылицы» предусматривает несколько игровых заданий для детей разного возраста.

Игровое задание: «Кто заметит больше небылиц»

Перед началом игры ребенку (или нескольким детям) выдаются фишки. Стихотворение читают и игроки: по мере того как они замечают несоответствия, они выкладывают перед собой фишки. В конце игры игроку (или игрокам) следует назвать все замеченные небылицы. Если в игре принимают участие несколько детей, выигрывает тот, кто заметил то, что не удалось заметить остальным.

Игровое задание: «Бывает — не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

В ходе игры ведущий говорит какую-нибудь фразу и бросает мяч игроку. Если то, о чем сказал ведущий, может происходить на самом деле, игрок должен поймать мяч, а если не может, игрок не ловит мяч.

Например:

птицы летают — ловим мяч;

лягушка мяукает — не ловим мяч;

дети поют — ловим мяч;

рыбы по полю гуляют — не ловим мяч и т. д.

Игровое задание: «Путешествие в Вообразилию»

Используя небылицы, можно поиграть в игру «Путешествие в Вообразилию». Эта игра способствует развитию воображения, учит детей сочинять сказки, небылицы.

Как в нее играть? Прочитайте стихотворение  «Моя Вообразилия» Б. Заходера (см. приложение).

Если ребенку захотелось нарисовать свою Вообразилию, попросите его вначале описать, какой он представляет эту необыкновенную страну. Если в игре участвуют несколько детей, проведите конкурс на лучшего выдумщика — фантазера, сочинителя небылиц. Темы могут быть самыми разными. Например:

«Если бы я был волшебником...», 

«Если бы я был художником...»,

«Приключения гнома в стране Вообразилия» и др.

Игровое задание: «Фантазеры» (Коллективно сочиняем рассказ)

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Игроки по очереди произносят предложения. Содержание каждой последующей фразы вытекает из предыдущей, так чтобы получалось связное повествование. Рассказ будет интереснее, если дети используют прямую речь, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи или друзья. После игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках.

Игровое задание: «Если бы я был...» (Развиваем воображение у детей)

Предложите игрокам послушать стихотворение «Если я был бы маленький-маленький гном» Вильяма Дж. Смита. Пусть каждый представит себя маленьким-маленьким гномиком и расскажет о своих воображаемых приключениях.

Путешествие в Сочиняйку

Путешествовать в Сочиняйку тоже можно по-разному. Предлагаем несколько вариантов игр, направленных на развитие речи и фантазии.

Игровое задание: «Сочини рассказ»

Импровизируем, разыгрываем диалоги, учимся пользоваться выразительными приемами речи — развиваем воображение, внимание, память, речь.

Взрослый начинает рассказывать истории о «веселых человечках», зверюшках, а ребенок продолжает. При возникновении затруднений взрослый задает наводящие вопросы.

Приведем примеры историй, которые можно рассказывать.

Мир сказок

29

Незнайка и Буратино

Захотелось однажды Незнайке собрать грибов. Пошел он в лес, но взял с собой удочку. По дороге Незнайку встретил Буратино... (О чем Буратино спросил Незнайку? Выяснил ли Буратино, что Незнайка собирается делать? Что Буратино посоветовал Незнайке взять с собой для сбора грибов?)

Кошка и мышка

Как-то встретились кошка и мышка. Мышка поскорее юркнула в норку.

Кошка захотела съесть мышку... (Как кошка станет выманивать мышку из норки? Что ответит мышка? Как она себя поведет?)

Зайка и Мишка

Зайка рассказывал лесным обитателям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка, который слушал рассказ Зайки, не знает, что такое Новый год... (Почему он этого не знает? Как Зайка объяснит Мишке, что такое Новый год?)

Волк и Белочка

Волк решил узнать у Белочки, как ей удается пережить голодную зиму... (Что рассказала Волку Белочка о запасах на зиму? Посоветовала ли она Волку не охотиться на зайцев, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?)

Затем взрослый и ребенок (или игроки, если принимают участие несколько детей) меняются ролями. Теперь ребенок придумывает короткие рассказы, а взрослый сочиняет продолжение.

Игровое задание: «Угадай сказку»

Возраст: 6—8 лет

Ведущий (взрослый) загадывает сказку и задает игрокам наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет ». Дети должны угадать, что загадал ведущий.

Задумайте сказку или рассказ, которые все дети знают и любят. Для начала дайте небольшую подсказку или как-нибудь намекните, о чем вы задумали.

Например, если эта сказка о Буратино, скажите, что в сказке действует один озорной деревянный мальчишка.

Даже если дети быстро угадают сказку, в любом случае побуждайте их задавать уточняющие вопросы.

Игровое задание: «Сказка, рассказанная имеете»

Вам понадобятся любые предметы, о которых вы захотите рассказать сказку, и «волшебный» мешочек.

Положите несколько предметов в «волшебный» мешочек. Попросите одного из детей вынуть какой -то из предметов и сказать о нем что-нибудь (одно предложение). Например, если этим предметом оказалась кукла, предложите такое начало: «Когда-то давным-давно жила-была кукла».

Теперь можно задать другому ребенку вопрос о кукле. Например: «А где жила эта кукла?»

После того как второй игрок ответит, повторите с самого начала сказку, которую дети успели к этому моменту придумать. У вас получится, например, такая история: «Когда-то давным-давно жила кукла, а жила она у маленькой девочки».

Далее следует продолжать сказку, добавляя в нее новые предметы, извлеченные из «волшебного» мешочка.

Заключение.

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

В игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра — дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми  умениями,   необходимыми  для  познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

 В игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное — поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес  играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

 Игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек — не более того, — и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра — общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

•      игра — фактор развития ребенка;

•      игра — способ приобщения ребенка к миру культуры;

•      игра — щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

•      игра — ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

•      игра — мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

•      игра — деликатное диагностирование социального развития ребенка;

•      игра — профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

•      игра — способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

•      игра — один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

•      игра — простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Из слов СТ. Шатского «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». Таким образом, игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Список использованной литературы.

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. - М.,1964

2. Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. - МД993

3. Воронов В.В. Педагогика школы. - М, 1999

4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М., 1994

5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 1993

6. Миронова P.M. Игра в развитии активности детей. - Минск., 1989

7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики \\Начальная школа. - №2 ., 1997

8. Собалевский Р.Ф. Логические и математические игры. - Минск., 1997

9. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе \\Начальная школа. -№10.-2002

Ю.Топаркова   Т.А.   Развитие   умственных   способностей   \   Начальная

школа. - №6.- 1997

11.Эльконин . Психология игры . - М., 1984

12. Ермолаева М.Г. «Игра в образовательном процессе»,

Санкт - Петербург, 2008 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 Тема: Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение

Урок-игра

Цели: освежить в памяти учащихся учебный материал, который изучали на уроках математики в 3 классе и в начале 4 класса; продолжить работу над формированием умений и навыков арифметического счета; развивать внимание, память, мышление; воспитывать культуру умственного труда; вырабатывать командный дух, стремление оказать помощь товарищу по команде.

Оборудование: изображение воздушных шаров с корзинками по количеству команд (шары должны быть окрашены в разные цвета); карточки с выражениями; флажки, окрашенные теми же цветами, что и воздушные шары, с числами 5, 6, 7, 8, 9; небольшие облачка, вырезанные из бумаги; плакат с математическим солнышком; карточки с задачей про жеребят и ребят; мячик, на котором наклеен почтовый голубь.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие на воздушных шарах. Однако весь класс в корзинку одного шара не поместится, поэтому нам придется разбиться на группы по 4-5 человек. Возьмите свой багаж: учебник, тетрадь и пенал и выйдите к доске. Сейчас каждый из вас получит карточку с выражением, узнав значение которого вы определите, в какой команде и на каком шаре вы полетите в наше путешествие.

Выражения на карточках

35:7 = (5) 3х2 = (6)  49:7 = (7) 32 : 4 = (8) 3x3 = (9) 45 :9 = (5) 48 : 8 = (6) 63 : 9 = (7) 4x2 = (8)   81 : 9 = (9) 25 : 5 = (5) 18:3 =(6) 28 : 4 = (7)  (Учащиеся находят значение выражений и садятся за парты с флажком, на котором написано нужное число; одна команда занимает две парты.)                                                                       |У нас образовались команды, и вы уже знаете, на  шаре какого цвета полетите в путешествие. Команды, быстрее справляющиеся с заданием, будут получать по облачку. В конце урока мы с вами посчитаем, какая команда наберет больше всех облаков. Ребята, посмотрите на доску. Чтобы подняться в воздух, нам необходимо пробиться через числовые тучи. Сначала решаем у себя в тетради, а затем поднимаем руку. Участники первой справившейся команды выйдут к доске и запишут решение. Тучки с выражениями 145: (44-39)*4^(11б) 240 + (170-500: 5) = ДО/0; (434-205x2): 6 = ДО 861 :7 + 45x2 = (213) (73 + 320 : 4) - 73 = (80) (96 :4-16)х 47 = (376) (Команды решают примеры, получая облачко за каждый пример.) Ребята, мы с вами прошли сквозь тучи. Смотрите, что мы видим? Это математическое солнышко.

Ребята, вам нужно расставить числа от 1 до 9 в кружочках таким образом, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15. Но цифры не должны повторяться.

(Осуществляется командная работа; команда, быстрее других справившаяся с заданием, получает облачко.)

Мы с вами спускаемся ниже. Но что случилось: поднялся сильный ветер и нас относит далеко в сторону. Для того чтобы усмирить ветер, мы должны с вами решить уравнения.

46+ х = 57 (x = 7/;                 Ъ54-х = 26(х = 328)

х-245 = 60 (х = 305)             x-26 = 7S(x = 104)

■ х + 67 = 254 - 187)             95-х = 35 (х = 60)

(Ребята решают у себя в тетрадях, затем наиболее быстрые участники выходят к доске, решают уравнение и приносят команде новое облачко.)

Ребята, посмотрите, что мы видим внизу.

К водопою бегут жеребята.

Вместе с ними несутся ребята

 И веселый кудлатый щенок.

Мне видны из травы

Двадцать две головы

И семь дюжин мелькающих ног

Сосчитать попрошу поскорей:

 Сколько будет хвостов и ушей?

- Сколько единиц у нас в дюжине? (12.)

 (Каждой команде дается карточка с задачей ; осуществляется командная работа. Команда , первой правильно выполнившая задание, выходит к доске.)

(Примерный  ход рассуждений: сначала можно узнать, сколько всего ног бежало к водопою: 7' х 12 = 84. Нам известно, что среди бежавших был 1 щенок, значит, от ног мы отнимем 4: 84 - 4 = = 80 и от количества голов - одну голову: 22 — 1 — 21. Значит, у ребят и жеребят - 80 ног и 21 голова. Нам нужно методом подбора разложить 80 на слагаемые таким образам, чтобы одно число делилось на 4 (у жеребят 4 ноги), а другое на 2 (у ребят по 2 ноги), причем при вычислении количество жеребят и ребят должно равняться 21 (21 голова). 80 = 76 + 4, значит, жеребят -19,ребят-2. Тогда количество  ушей у всех участников забега равняется: 22  х  2 = 44, а хвостов: 1+19 = 20.)

Сейчас мы с вами немного разомнемся. Ребята, смотрите, к нам прилетел почтовый голубь. Команда, к которой прилетел голубь, должна отправить его другой команде с примером, команда, которой голубь принес сообщение, решает пример и в свою очередь посылает почту к другой команде.

(Первая команда бросает мяч одной из команд и задает решить пример 34 + 56, поймавшая мяч команда решает его и посылает сообщение другой команде: 89 - 17 и т. д.)

Ребята, смотрите, мы пролетаем мимо полей. Давайте вычислим их площади и стороны. Я буду говорить данные, а команды, ответившие на вопрос, понимать руки. Первая команда, правильно ответившая на вопрос, получает очередное облачко.

1. Поле с кукурузой имело форму квадрата со стороной 5 км. Какова площадь кукурузного поля? (5 х 5 = 25 (км2).) 

2. Прямоугольное картофельное поле площадью 42 км2 с одной стороны протянулось на 6 км. Какова длина другой стороны?! (42 : 6 = 7 (км).)

3. Подсолнух был посажен полосой длиной в 10 км, имевшей в ширине 2 км. Какую площадь занимает подсолнух? (10 х2 = 20 (км2).)                                                                  I

4. Квадратное морковное поле площадью 36 км2 состояло из двух одинаковых прямоугольных участков, каковы стороны этих участков? (36: 2 = 18, 18:6-3 (км); значит, 3 км и 6 км.)

5. Помидоры заняли прямоугольный участок, стороны которого равняются 5 км и 9 км, найдите площадь участка. (5 х 9 = 45 (км2).)

-  Ребята, нам с вами пора возвращаться на землю. Давайте посмотрим, какая команда быстрее справится с управлением воздушным шаром, то есть быстрее  справится со следующим делением.

624 : 3 = (28)          312:2 = (156)        568 : 8 = (71)

325 : 5 = (65)          921 : 3 = (307)         864 : 8 = (108)

(Лучшая команда получает облачко.)

 П. Подведение итогов.

-  Ну  вот и закончилось наше путешествие. Давайте подсчитаем облачка, которые вы сумели заработать во время путешествия.

-  Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?

-  Какое задание вам понравилось больше всего?

-  Интересно было путешествовать на воздушных шарах?

-  Что мы делали во время путешествия? (Решали задачи, примеры.)

Домашнее задание:

Придумать и решить три выражения, в которых бы присутствовали действия: деление, умножение, сложение и вычитание.

IV. Итог урока.

— Чему мы учились весь урок?

(Находить, проверять и писать слова с орфограммами).

V. Домашнее задание.

 Тема: УДВОЕННЫЕ БУКВЫ В КОРНЯХ.

 Урок-игра «РЕДАКЦИЯ»

Тип урока: урок повторения и закрепления.

 Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами.

2. Развивать орфографическую зоркость и мышление.

3. Воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.

Задачи:

1. Познакомить с наличием в русском языке слов, имеющих удвоенные согласные.

2. Обогащение словарного запаса детей словами с удвоенными согласными.

Оборудование: таблички на столе учителя «Главный редактор»; на столах: «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»; газеты, портрет принцессы Грамматики, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и «зарабатывать» как можно больше жетонов.

II. Проведем разминку повторение

Каждый отдел получает задание:

1. Угадать слова и написать их.

2.  Какое слово лишнее? Почему?

3. Разделить слова для переноса.

4. Поставить ударение.

(ручьи, братья, пальма, полью) При проверке задания каждый отдел дает ответ на один вопрос.

  1. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка.

 Учитель: Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты, так как наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные на доске, запишите их в свои деловые блокноты.

САКЛС, ИСКУРСЙ. БОТАСУБ, РУПГПА, СРАЗАКС.

С одним из этих слов составьте предложение.

IV. Учитель проводит ознакомительную беседу на тему: «Пресса. Журналистика. Газета»

Сообщение сотрудника отдела информации Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. Сейчас каждый отдел составит на заданную тему небольшой рассказ с одним условием: в нем должно быть как можно больше слов на изучаемую орфограмму и не более пяти предложений. Примерные темы: «Наш класс», «Экскурсия в парк», «Субботний день».

V. Физминутка (развитие координации движений, релаксация)

Звучит музыка

Учитель: Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

— читаем;

— использует как веер;

— скручивает в трубку и смотрит, как в подзорную трубу;

— скрученной газетой «бьет мух».

VI. Работа с учебником

Учитель: В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем.

Сотрудник отдела писем зачитывает текст письма: «Чтобы правильно переносить слова с двойными согласными, выполните упражнение № 219.

Принцесса Грамматика

Учитель: У меня был ее портрет. Пока вы будете выполнять упражнение, я его найду и покажу вам.

VII. Закрепление изученного материала

Каждому отделу на листе формата А4 дан текст с ошибками и пропущенными словами.

Учитель: Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров.

1. Наш класс

Я учюсь во втором ... У нас дружный ко...ектив. Мы проводим интересные утре...ики. Ю...аты уха-жывают за цвитами. В су...оту наш ... ходит в ба...-ейн.

2. Осенняя экскурсия

Вчера наш ... был на экскурсии. Гру...а ребят собирала осенние лист...я. На уроке ру...кого языка мы составим ра...кас об осини. В кла...ном журнале появятся харошие отметки.

3. Спортивная семья

В нашей сем...е любят спорт. Папа любит хо...-ей, мама играет в те...ис. В су...оту мы вместе идем в ба...ейн «Масква». Вечером папа на машыне везет нас дамой.

VIII. Подведение итогов. Награждение победителей

 Дидактический материал по русскому языку.

Соревнование по рядам

Необходимо записать на доске за определенный промежуток времени примеры на заданное учителем правило. Выигрывает тот ряд, у которого слов больше,

«Одень корень»

На доске написан корень -вод-. Детям предлагается вопрос: как можно «одеть» корень, чтобы получились родственные слова (вода, водичка, водица, наводнение).

«Придумай сказку»

Дается исходное правило «Правописание безударных гласных» (непроверяемых ударением). Детям предлагается задание:

— придумать сказку, где бы в роли действующих лиц выступали фрукты, овощи, животные и т.д. Дети используют словарные слова;

— подчеркнуть безударные гласные, не проверяемые ударением.

«Капитаны» (тема «Безударные гласные»)

На доске записаны 2—3 столбика слов на безударную гласную. На полочке стоят кораблики с бук-

197 вами. Вызванный ученик читает слово, прикрепляя нужную букву (т. е. кораблик).

«Капитаны» (тема «Звонкие и глухие согласные»)

В бинокль видны лодки, на их парусах можно прочитать буквы ш и ж. Лодки могут подходить только к своим словам. К каким словам причалят лодки?

ча...ка      пу...ка ло...ка      кры...ка Ж       Ш     кни...ка    пря...ка клю...ка   тел...ка бума...ка сырое...ка

«Футбол» (тема «Непроизносимые согласные»)

Изготовлены мячи из бумаги, на них — согласные. На доске написаны 2 столбика слов с пропущенными орфограммами. Слева и справа от слов прикреплены 2 фигурки игроков. Они играют в футбол. Если согласные вставили правильно (у доски два ученика), то гола нет, если один из игроков ошибается, то в ворота гол.

радос.ный                  счас.ливый

чудес.ный                  прелес.ный

капус.ный                  опас.ный

прекрас.ный              ненас.ный

звез...ный                     ужас.ный

®     ©   ©   ®

Такую игру учитель проводит по многим темам.

198

«Подбери слово...» (тема «Безударные гласные непроверяемые ударением»)

Подбери слово с сочетаниями -оло-, -оро-, можно решить ребусы. Питательный напиток. Инструмент для забивания гвоздей. Драгоценный металл.

«Необычный рассказ» (тема «Состав слова»)

Составь рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем -снег-. Повторить слово можно, если в другом предложении оно имеет иное значение.

Снег идет

Тихо падают снежинки. Мягкий снежок покрывает крыши, деревья, землю. Во дворе дети играли в снежки. Рядом бегает пес Снежок. Малыши играют и лепят снеговика. По улице проехали снегоочистители. За городом, на полях колхозники проводят снегозадержание.

Занимательные стихи (тема «Безударные гласные»)

Выпиши словарные слова.

У нашей Аленки Капуста в бочонке, Огурчики в кадке, Морковка на грядке.

У нашей Акульки Картошка в кастрюльке, Бобы на окошке, Петрушка в ладошке.

199 Вот стоит стеклянный дом Кто прописан в доме том?

—  Я, огурец-молодец!

— Я, помидор-молодец!

— Я, репка хруп-хруп!

— Я, зеленый лук-лук!

— Я, кабачок-толстячок!

— Я, салат, я, морковь!

— А ты кто таков?

— А я, мороз — Морожу щеки и нос, Листики и хвостики.

Е.Гай

«Необычный паровоз» (тема «Мягкий знак»)

Перед нами самый необычный паровоз, он состоит из слов. Все они оканчиваются на -ель. Вставь недостоющие буквы и узнаешь слова. (Так же со слогом -ОЛЬ.)

ель

апрель

китель

метель

картофель

т с

м

ОЛЬ ОЛЬ ОЛЬ

200

«Елка» (тема «Закрепление сочетания «ча-ща»)

Чаща Туча Чайка Удача Чайник Задача Часовой

Пальчиковые игры.

Для развития речи младших школьников необходимо проводить пальчиковые игры. Они разнообразны по форме и содержанию. Эти задания развивают руки ребенка, память и воображение.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

 Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать.

Помощник.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Плетение.

Очень нити хороши,

Сплелись в сети малыши.

Попадутся в них ерши,

Потому что глупыши.

Игры со счетными палочками.

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

Далее я предлагаю варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце из многоугольника. Для этого малыш должен проявить фантазию и сделать свою картинку.

Ежик.

Пыхтя, тащил домой грибок

 Проворный маленький зверек.

 Ни головы, ни ножек,-

Конечно , это ежик.

Грибок.

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

Стрекоза.

Вот загадка не простая:

 Прилетела - не кусает,

 Не жужжит и не пищит,

Над поляною кружит.

В сеточку ее глаза –

Кто же это? Стрекоза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест

презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии  Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...

Методика обучения просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения в специализированной школе.

В статье представлена методика работы с публицистическими текстами в режиме просмотрового чтения; проводится анализ действующего УМК по французскому языку на предмет наличия публицистических текстов....

Статья "Ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку"

В статье рассмотрен ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

Ситуация как методический прием. Комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе.

Ситуация по мнению многих ученых является очень значимым приемом при обучении иностранным языкам. Она создает пусть искусственно атмосферу общения на иностранном языке. В сочетании с игрой ситуация со...