Речевое развитие обучающихся на уроках
статья по русскому языку по теме

Комарова Светлана Александровна

 Речевое развитие обучающихся сегодня является главной стратегической задачей развития молодежи, так как оно связано с развитием мышления и речи, творческой активности. Речевое развитие часто связано  с психологическими особенностями ребенка. Работа в речевом развитии начинается с обогащения словаря обучающихся и лексического запаса языка.     Речь  обогащается  и средствами малых форм фольклора и  имеет особую значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Пошибайлова Н.В. ,

учитель русского языка и литературы

Комарова С.А.,

учитель русского языка и литературы

Речевое развитие обучающихся на уроках

Речевое развитие обучающихся сегодня является главной стратегической задачей развития молодежи, так как оно связано с развитием мышления и речи, творческой активности. Речевое развитие часто связано  с психологическими особенностями ребенка. Работа в речевом развитии начинается с обогащения словаря обучающихся и лексического запаса языка.     Речь  обогащается  и средствами малых форм фольклора и  имеет особую значимость.

 Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли.

 В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение .

 

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.        В современном обществе ребенок большую часть своего времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки) помогут сделать речь более красочной и эмоциональной.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, загадки, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальнее.

 На уроках русского языка необходимо использовать  загадки, пословицы и поговорки для  развития речевых возможностей   детей .  Средства малых форм фольклора на  уроках используются для решения речевых упражнений. Значит, если использовать малые формы фольклора на уроках русского языка, то уровень развития речи повысится

 Форма загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой). Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворд, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

 На уроках огромное внимание усвоению  литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учатся литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.

 Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:

работа над словом;

работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью.

 Эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д.

Развивая речь учащихся, следует придерживаться четко определенных характеристик речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание - это  главные составляющие речевого развития .

Речевые упражнения, тоже оказывают большое влияние , потому что в них сливаются все умения и навыки, которые дают заметный результат за короткий промежуток времени.

Важно приучить  ребенка  к правильному оформлению мыслей в речи, к четкости формулировок и высказываний.

Речь школьника становится точной по мере овладения им научной терминологией, позволяющей выражать мысль предельно точно и в то же время лаконично.

 Формирование речевых навыков - весьма существенная сторона речевого развития школьника. Их роль трудно преувеличить, так как они в большей мере определяют культуру речи школьника.

        Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываться о чем-либо письменно или устно.

Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений.

Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Следовательно, методическим требованиям развития речи учащихся является создание условий для активной речевой деятельности .

Только широко используя различные приёмы и методы развития речевой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.   

Библиографический список.

  1. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995.
  2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М., 1972.
  3. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.
  4. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  5. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

Речевое развитие обучающихся на уроках

Речевое развитие обучающихся сегодня является главной стратегической задачей развития молодежи, так как оно связано с развитием мышления и речи, творческой активности. Речевое развитие часто связано...

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник включает методические разработки уроков русского языка и литературы для 5-8, 10 классов учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Ровеньского района. Уроки разработан...