Аукционы
занимательные факты по русскому языку по теме

Чупрова Ольга Александровна

Нетрадиционную форму работы часто использую как на уроках русского языка, так и литературы.Также материал можно использовать на предметных неделях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion_znaniy_po_russkomu_yazyku.docx13.25 КБ
Файл auktsion_literaturnykh_znaniy.docx15.69 КБ
Файл kvn_v_8_kh11kl.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аукцион знаний по русскому языку.

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание. “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский)
Футбол (английский)
Галстук (немецкий)
Бухгалтер (немецкий)
Баскетбол (английский)
Жалюзи (французский)
Школа (греческий)
Балет (французский)
Гимназия (греческий)
Спорт (английский)

3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова:
Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
Кушак (пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень).
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
 
Ржа (ржавчина).

4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)

7. Произнеси словами числительные:

К 518 + 242

От 263 – 75

К 359 +923

От 841 – 136

С 678 рублями

С 849 рублями

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.

По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке), все участники аукциона могут обменять свои жетоны на подарки в Чудо – лавке, где представлены книги о русском языке, словари, ручки, блокноты и т.д. Каждая вещь имеет свою цену в жетонах (например, книга – 10 жетонов, блокнот – 5 жетонов и т.д.).



Предварительный просмотр:

Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”

(Принять участие приглашаются учащиеся 8–11 классов и все желающие педагоги).

Кому посвящены эти строки?

1. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем.(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

3. Исполнились мои желания.
Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец…
 (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас – и всё былое.
В отжившем сердце ожило…(Тютчев,
Елене Александровне Денисьевой)

6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
(Фет, Марии Лазич)

Назовите авторов следующих строк:

1. О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Тютчев)

2. Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
(Фет)

3. Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
(И. Анненский)

4. О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
(Тютчев)

5. Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
(Б. Пастернак)

6. Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей…
(А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,
Желаний и надежд томительный обман..
. (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

8. Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя.
(А. Пушкин, “К Наталье”)

9. О да, любовь вольна как птица,
Да всё равно – я твой!
Да всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой. 
(А. Блок)

10. Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
(М.Ю.Лермонтов)

Назовите авторов следующих афоризмов:

  1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)
  2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)
  3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)
  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)
  5. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)
  6. Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд )
  7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.

Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”,

М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ).



Предварительный просмотр:

КВН в 9 - 11классе

Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Я желаю всем удачи!

  1. Проведем жеребьевку.
  2. Приветствие команд.
  3. Разминка.
  1. Назвать глагол, в котором нет корня (вынуть).
  2. Назвать корень, который состоит из одной буквы (шла, согнул).
  3. Какие глаголы не изменяются по лицам?
  4. Какую информацию вы получили о предложении на основе этой схемы: [....]
  5. Употребите слова с эпитетом: юмор, ирония, сарказм.
  1. Неполные предложения. Проинсценируйте.
  1. Ладушки, ладушки! Где были?
    У бабушки. Что ели? Кашку.
    Что пили? Бражку.
  2. Сказка Чуковского "Телефон".
  1. Пока готовятся команды. Игра с болельщиками.
  • Подобрать однокоренные слова:
  • подлить,
  • затрубить,
  • смешить,
  • угол.
  • Закончите строку:
  • Во глубине сибирских руд...
  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром...
  • Играют волны, ветер свищет...
  • Волк ночью, думая залезть в овчарню...
  • А князь тем ядом напоил...
  • Ты слушать исповедь мою...
  1. Ответы команд на предыдущие вопросы. Слово жюри.
  2. Отгадывание кроссворда командами.
  3. Для болельщиков 
    Назовите односоставные предложения (названия фильмов, художественных произведений). Какие болельщики больше?
  4. Конкурс капитанов 
  1. Объясните смысл выражения "пройтись фертом".
  2. Назовите "обиженные буквы" (с "ы" не начинают слова).
  3. Показать в рисунках гнездо слов:
  • Ухо, наушники, подушка
  • Перстень, палец, перчатка
  1. Назовите цитаты из стихотворений, где есть назывные предложения.
  • Мороз и солнце! День чудесный...
  • Осень осыпается весь наш бедный сад...
  • Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...
  1. Слушание сказок на лингвистическую тему.

  1. Счастливый случай

1 команда

2 команда

Что не является словосочетанием?

Что называется обращением?

Назначение ВП.

"," при однородных членах не ставится...

Особенности об/л предложения.

Назначение ВС.

"," ставится при однородных членах

Особенности н/л

Пример предложений из художественной литературы с [о] в начале предложения с восклицательным знаком

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

Дополнительный материал

  • Назвать родственные слова с чередованием гласных:
  • Затереть
  • прикасаться
  • заря
  • выберешь
  • изложение
  • растение
  • загар
  • Какой лев не страшен беглой гласной?
  • лева, леву - денежная единица в Болгарии
  • Подберите прилагательное
  • вестибюль (просторный)
  • рояль (новый)
  • мозоль (болезненная)
  • вермишель (яичная)
  • тюль (разноцветный)
  • Подберите пословицы или поговорки с краткими прилагательными
  • Болтовня и красна, и пестра, да тупа.
  • Кто аккуратен, тот и людям приятен.
  • Вопросы - шутки для соперника
  1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)
  2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)
  3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
  4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)

  1. Кроссворд

О

л

о

в

О

Тяжелый металл

с

О

к

О

л

Хищная птица

к

р

О

н

а

Часть дерева

п

О

т

О

к

Наводнение

О

з

е

р

О

Водоем

  1. Задачу ты решишь свободно
    Я - небольшая часть лица.
    Но прочитай меня с конца
    Во мне увидишь что угодно
    (нос-сон) 

Взгляни на карту - ты узнаешь
Что я французская река.
Но если буквы переставишь
Укрою я в тебе зверька.
(Рона-нора) 

к

_

_

_

_

_

_

_

_

_

я

(конституция) 

c

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

е

(самоуправление) 

  1. Закат горит огнистой полосою.
    Утренняя заря пылает пожаром.
  2. Назовите фразеологизмы:

быстро бежать

во весь дух, сломя голову

хорошо знать

как свои пять пальцев

медленно

черепашим шагом

тесно

яблоку негде упасть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион по обществознанию "Экономика"

Урок-презентация обобщения материала по теме "Экономика" для учащихся 11 класса...

Конспект урока-аукциона "Экономика"

Конспект урока обществознания для учащихся  11 класса....

Конспект урока-аукциона "Экономика"

Содержание урока-аукциона по обществознанию для учащихся 11 класса...

Исторический аукцион

В увлекательной форме учащиеся "перелистают страницы" истории России с древности до XXI века....

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Физический аукцион

Звучит музыка Р. Паулса «Делу время». Ведущий  объясняет правила аукциона: «Для того чтобы «купить» вещь необходимо най­ти связи между ней и физикой. Вы по очереди  должны  называть физ...

Урок-аукцион "Виды глагола"

Презентация к уроку-аукциону по теме "Виды глагола" в 7 классе....