программа дополнительного образования по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Михайлова Алла Александровна

программа содержит пояснительную записку. планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

В сложном мире русского языка.

Пояснительная записка

Язык  - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека.

Необходимость использования различных методов в обучении школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов  не  только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить  протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной  и эмоционально-психологической нагрузки.

Познавательные задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.

Всё сказанное выше определяет актуальность программы дополнительного образования в курсе русского языка, рассчитанной на 1 год занятий с детьми 13-14 лет. Программа имеет практическую направленность, использует конкретные учебных пособий.

      Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.

 

Содержание программы

 Целью данной программы является создание условий  и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.

 Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

  • использование привычных форм деятельности, доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
  • поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации занятий;
  • оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.

       Методы занятий – преимущественной игровой, а также репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода.

 Основные задачи курса

Обучающие задачи – в ходе занятий ученики закрепляют представления и знания, полученные в курсе средней школы и в основном программном курсе русского языка 8-9 класcов;  формируют  учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)

Воспитывающие – в процессе занятий ученики постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Развивающие – все виды деятельности учеников и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки учеников – создание базы знаний для решения заданий по материалам ГИА и ЕГЭ.

Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения.

Курс рассчитан на 34 часа в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме  каждого занятия.

Учебно-тематический план занятий

№ п/п

 

Название раздела (игры)

Содержание занятия

Кол-во часов

Тео-рия

Прак-тика

1.

«Орфографический этюд»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных,  развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением

2

1

1

2.

«Каждому слову – своё место»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне

2

1

1

3.

«Орфографический фоторобот»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с сомнительными парными глухими/звонкими согласными

2

1

1

4.

«Привидения в…»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания.

Материал: 24 слова с непроизносимыми проверяемыми согласными.

2

1

1

5.

«Ходилка «Привидения»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти

Материал: непроизносимые проверяемые согласные

2

-

2

6.

«Коллекция аппликаций»

Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с удвоенными согласными

2

1

1

7.

«Товарищ Мягкий знак»

Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)

6

2

4

8.

«Слово за слово»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

 Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.

Материал: 96 карт с соответствующим текстом.

2

1

1

9.

«Словесный калейдоскоп»  

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Синонимия ( 96 слов)

2

1

1

10.

«Одного поля ягоды».

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений.

2

1

1

11.

«Вперёд или назад».

Обогащение и активизация словаря. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.

Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.

Материал: 48 слов

2

1

1

12.

«Слово не воробей»

Обогащение и активизация словаря. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Омонимы. Фразеологизмы. Эпитеты и другие средства выразительности.

Материал: 48 слов и фразеологических оборотов.

2

1

1

13.

«О чем речь?»

Обучение работать с частью С. Как правильно писать сочинениер-рассуждение, выразить в нём своё отношение к теме, затронутой автором. Умение оценивать речевое оформление текста, видеть в нём наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли. Умение приводить примеры из текста.

6

2

4

Итого: 34 часа (теория  14 часов, практика 20 часов)

2 год обучения

1.

Повторение

Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения

6

2

4

2.

«Товарищ Мягкий знак»

Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)

6

2

4

3.

«Чудеса во множественном числе»

Обогащение и активизация словаря, работа с грамматическим словарём, развитие мышления, памяти.

Материал: имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа (80 слов).

6

2

4

4.

«Мысль бежит, слово догоняет»

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов.

Материал: 48 многозначных глаголов, 48 многозначных существительных.

6

2

4

5.

«Мудрые советы, мудреная наука…»

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов.

Паронимы.

Материал: 24 пары паронимов- прилагательных.

6

2

4

6.

«О чем речь?» (лото по развитию речи)

Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование  навыка работы с толковым словарем.

Интегративное занятие (с курсом мировой художественной культуры) в рамках программы Центра образования с углубленным изучением искусства.

Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Этнография. Русский мир», 48 слов лексико-семантической группы «Архитектура» .

6

2

4

7.

«Пойми меня».

Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыка толкования слова, связной речи, коммуникации. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных и речевых реакций.

 Толкование слова. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Слово в речи.

4

2

2

8.

«Эрудит» («крестословица»).

Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.

Буквенный состав слова. Прямое и переносное значение слова.

4

2

2

9.

Кроссворды.

Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.

Заполнение сеток, самостоятельное составление кроссвордов.

4

2

2

11.

Фонетическая транскрипция.

Закрепление умения составлять фонетическую транскрипцию (делать звуковой анализ слова)

2

1

1

12.

Работа

Обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь).

6

2

4

13.

Разработка и изготовление игры, в основе которой собственные идеи детей.

Разработка и критическая оценка идеи. Групповая работа.

Закрепление навыка работы со словарями.

Изготовление макета игры и его оценка. Групповая работа.

Окончательное оформление игры.

6

1

5

14.

Презентация проекта

Обучение принципам успешной презентации.

Пробная защита проекта. Самостоятельная и групповая работа.

4

2

2

15.

Защита индивидуальных/групповых проектов детей по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку руками детей»

2

_

2

Итого: 68 часов (теория 24 часа, практика 44 часа)

Используемая литература:

Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.

Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.

Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.

Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.

Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.

Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.

Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

Загадки-шарадки.  И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Программа дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»

Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования и адаптированная с учетом особенностей их психофизическ...

Программа дополнительного образования по русскому языку

Программа дополнительного образования по русскому языку...

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"...

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа дополонительного образования "Знатоки русского языка" составлена для учащихся 9 классов...