Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Белогурова Елена Филимоновна

Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_znatoki_11.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета от 27.05.2014 № 6

Утверждена приказом
от 31.08.2014 № 1897.

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

                             /Л.И.Степкина/

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

                     /А.С. Коровина/

Программа дополнительного образования

«Знатоки русского языка»

11 к класс

Педагогический работник:

Белогурова Е.Ф.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Актуальность:  введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и   заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся выпускных классов школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение  текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения пунктуационной грамотности.

Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
  • Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
    к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта  с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.

В системе дополнительного образования кружок «Знатоки русского языка» реализует цель и задачи:

 Цель кружка:

  • развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
  • воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
  • совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи кружка:

  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • формирование лингвистической, коммуникативной компетенции;

Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Знатоки  русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей  16-17 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий:  занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме – урок  длительностью  40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  1. Лекции учителя с различными видами заданий;
  2. Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым

материалом, их анализ, выводы);

  1. Работа в группах;
  2. Деловые игры и практикумы;
  3. Проектная деятельность

Особенности содержания программы:

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  1. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  3. владение   умениями   информационной   переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  4. применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  5. осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

Формы и методы контроля:

1. Промежуточный контроль: зачет

2. Заключительный контроль: тест с открытым ответом.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Защита проектов
  • комплексный анализ текста;
  • сочинения разнообразных жанров;
  • тестирование;
  • устные сообщения;

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мобильный класс

Учебно-тематический план

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения.

1

2

3

Грамматические и пунктуационные особенности простых  предложений. Пунктуация в предложениях с обособленными членами предложения, словами, грамматически не связанными с предложением.

5

15

20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

3

5

8

Синтаксис текста различной стилевой принадлежности.  

0

4

4

35

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Содержание

История русской пунктуации.  

Сведения о русской пунктуации

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Система правил расстановки знаков препинания

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Виды предложений по интонации, цели высказывания, структуре.

Основные функции пунктуационных знаков.

Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений

Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Простое предложение. Работа с текстом.

Виды простых предложений. Способы связи предложений в тексте.

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные определения.

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными определениями, способы выражения обособленных определений

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные приложения

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными приложениями, способы выражения обособленных приложений

Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные обстоятельства

Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными обстоятельствами, способы выражения обособленных обстоятельств

Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: обращение

Обращение, способы выражения, знаки препинания

Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: вводные слова, вводные конструкции

Группы вводных слов по значению, знаки препинания при них. Вводные предложения и вводные конструкции.

Диалог. Выделительные знаки при диалоге. Оформление диалога.

Оформление диалога.

Прямая речь.

Пунктуация при прямой речи. Замена прямой речи на косвенную.

Промежуточный контроль

Зачет по теме

Разделительные знаки в предложениях с однородными членами.

Группы предложений с однородными членами , знаки препинания в них

Однородные члены предложения, их обособление.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Роль однородных членов предложения в речи.

Обособление рядов однородных членов. Работа с текстом.

Функции предложений с однородными членами. Тексты различной стилевой принадлежности, использование в них предложений с однородными членами.

Практикум: знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Практическая работа: постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Кавычки. Авторские знаки препинания.

Авторские знаки препинания, их функция

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений. Работа с текстом.

Синонимия односоставных предложений. Использование односоставных  предложений

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Использование односоставных предложений в речи. Стили речи.

 

Употребление многоточия при прерывании речи, смысловая роль. Многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Смысловая роль многоточия, кавычек, тире.    Употребление в речи.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Виды сложных предложений, их грамматические и пунктуационные особенности.

Своеобразие семантики структуры сложных предложений.

Структура сложных предложений.

Синонимия предложений разных видов.

Функции сложных предложений в тексте.

Сложносочинённое предложение. Работа с текстом.

Пунктуация в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в тексте.

Сложноподчинённое предложение.

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Использование сложноподчиненных предложений в тексте.

Синтаксис бессоюзного сложного предложения.

Синтаксис бессоюзного сложного предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в тексте.

Трудные случаи пунктуации  в сложном предложении.

Тире, точка с запятой, двоеточие в сложных предложениях. Условия выбора необходимого знака.

Анализ синтаксиса текста художественной литературы (художественный стиль).

Использование сложных предложений в тексте художественного стиля

Анализ синтаксиса текста  научного стиля речи.

Использование сложных предложений в тексте научного стиля

Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи.

Использование сложных предложений в тексте официально-делового стиля речи

 Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи.              

Составление деловых бумаг

Итоговая контрольная работа

Список учебно-методической литературы для учителя

1.      Драбкина С. В. Субботин Д.И. оптимальный банк для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен. 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 320с.

2.     Егораева Г. Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ 5-е изд., переработ. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 429 с.

3.      Егораева Г. Т. ЕГЭ. 2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ 2-е изд., переработ. И доп.- М.: Издательство «Экзамен» 2014.- 318 с.

4.      Назарова Т. Н. Е. Н. Скрипка ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку. - М.: Издательство «Экзамен№, 2014. -174 с.

5.      Сенина Н. С., Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Изд. 4-е, переработ., Ростов -на- Дону: легион, 2014.- 230 с.

Список литературы для учащихся

  1. Русский язык [Выполнение заданий части 3(C)]. Симакова Е.С, Экзамен, 2014г.
  2. Сочинение на ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
  3.  Русский язык [Выполнение заданий части 3(С)]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
  4. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2012 г.
  5. Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс

Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой выпускников, ориентированной на буду­щую трудовую деятельность. Учащиеся практиче­ски ничего не знают об особенностях служебного этикета,...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...