Подготовка к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) по теме

Хасанова Эльмира Галимулловна

Урок был проведен в 5 классе с целью представления обучающимися заданий формата ГИА. Класс сильный, умеют анализировать изобразительно-выразительные средства, знают  виды сложных предложений. На уроке представлены части А и В, велась подготовка к написанию сочинения-рассуждения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-podgotovka_k_gia_v_5_klasse_silnyy_klass.docx22.45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе. Р.Р. Подготовка к ГИА на примере анализа текста Р.Гамзатова.

Цели урока:

-раскрыть на примере текста тему лжи ;

-развивать аналитические и творческие способности учащихся;

-формировать у них чувство совестливости, противления лжи.

Техническое оборудование: использование ИКТ, презентация, музыка

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Опрос дом. Задания: 1 ученик читает сочинение о суффиксах.

Прослушивание песни «Журавли» Р.Гамзатова.  Вы можете вспомнить песню, которая ежегодно звучит 9 Мая. Да, День Победы.

Вам, ребята известны эти прекрасные песни, но наверное никогда не задумывались об их авторе. Это замечательный поэт Расул Гамзатов.

Слайд 1 ( о Гамзатове несколько слов)

Сообщение об авторе.

Я не зря заговорила о Гамзатове. Мне хочется предложить вашему вниманию  автобиографический текст  Р.Гамзатова. Он, уже будучи известным автором, вспоминает случай из жизни, из детства.

Давайте послушаем исполнение этого текста  по ролям.

2.Сценка  Выступают  Автор, Отец, Расул.

Ребята,  очень поучительный текст. С шемящей  грустью вспоминает этот случай Расул Гамзатов. Он пишет о поступке, который совершил в вашем возрасте. Детство - самая дорогая пора  человеческой жизни. В детстве мы пытаемся находить пути выхода из разных ситуаций  именно так, как герой этого  текста.

(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.

(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы я в этот день не дошел. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв про все на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще, и нашел выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.

(9) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать эту игру. (10) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.

(13) Между тем дома меня хватились. (14) Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.

(15) И вот я предстал перед судом отца. (16) Больше всего на свете я боялся этого суда. (17) Отец оглядел меня с ног до головы.

– (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.

– (19) В школе… зацепил за гвоздь…

– (20) Когда?

– (21) Сегодня.

(22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.

– (23) Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.

(24) Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.

(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:

– (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?

– (30) За то, что играл на деньги.

– (31) Нет, не за то.

– (32) За то, что порвал штаны.

– (33) Нет, и не за штаны. (34) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? (35) Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

– (36) За то, что не пошел в школу.

– (37) Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. (38) Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. (39) Ложь – это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. (40) Это сорняк на поле твоей души. (41) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (42) На свете нет ничего страшнее лжи. (43) С этого часа ты будешь говорить только правду.(44) Иди.

(45) Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.

(Р.Гамзатов) 

 Давайте побеседуем по содержанию  текста.

1) Какова тема текста? (Тема текста – ложь).

2).Проведем словарную работу .

Словарь:

Пехлеван – борец, силач ( в переводе с узбекского);

Стукалка – азартная игра в деньги;

Заполонить – заполнить, занять целиком.

 

Часть А

А1. Укажите тип речи, использованный в тексте.

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание с элементами повествования.

А2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?

1) 45;

2) 24;

3) 39 – 41;

4) 43.

А3. За что отец наказал сына?

1) За ложь;

2) за то, что в школу не пошел;

3) за то, что штаны порвал;

4) за игру на деньги.

А4. Почему главный герой «побои давно забыл, а причину побоев до сих пор крепко помнит»?

1) Потому что отец и все члены семьи объяснили главному герою эти причины;

2) потому что мальчику было очень стыдно;

3) потому что мальчик совершил очень много плохих поступков в один день;

4) потому что отец пригрозил ударить плетью.

А5. Какой художественный прием использует автор в предложении 40?

1) Антитеза;

2) эпитет;

3) метафора;

4) повтор.

А6. Какой художественный прием использовал автор в предложении 10?

1) Метафору;

2) антитезу;

3) эпитет;

4) повтор.

А7. Какой художественный прием использовал автор в предложении 26?

1) Контекстуальные антонимы;

2) фразеологизм;

3) метафору;

4) эпитет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

Анализ части В

В1. Замените слово ложь синонимом.

В2. Из предложений 6-7 выпишите слово с безударной гласной в корне, правописание которой определяется изменением числа.

В3. В3.Среди предложений 36-38 укажите предложение с обращением

В4.Объясните причину постановки запятой в предложении 12.

В5.Укажите количество грамматических основ в предложении 3?

С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложение 39)

Ложь-это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая  может укорениться.

По словарю выясним следующие слова:

Случайность-

Характер-

Укорениться-

Домашняя работа: Напишите сочинение-рассуждение, приведя два аргумента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...