Средства художественной выразительности и стилистические фигуры
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Симоненко Ирина Олеговна

Предлагаю скомпанованный материал по теме "Средства художественной выразительности и стилистические фигуры", включающий обзор теории (терминологии) и задания, которые направлены на формирование практических навыков анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_vyrazitelnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства  языка

ТРОП - слово или выражение, употреблённое в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Гипербола художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

«В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский).

Литота - художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.

«В больших сапогах, в полушубке овчинном,  В больших рукавицах... а сам с ноготок»                        (Н. А. Некрасов).

Ирония троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в  значении, противоположном буквальному.

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» (А. С. Пушкин).

Метафора перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу
их сходства, скрытое сравнение.  «Увяла роза –
дитя зари» (А. С. Пушкин).

Метонимия — перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал — изделие из него, содержимое — содержащее, продукт — его производитель, действие — орудие действия).   Ликует буйный Рим (М. Ю. Лермонтов).

Оксюморон - сочетание слов с противоположным значением, то есть сочетание несочетаемого. «Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?» (С. Есенин). 

Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы.

«Зима недаром злится,  Прошла ее пора —  Вёсна в окно стучится И гонит со двора»                                           (Ф. И. Тютчев).

Перифраз замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

«Улыбкой ясною природа  Сквозь сон встречает утро года» (А. С. Пушкин).

Синекдоха перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного.  «Пропала моя буйная головушка».

Сравнение сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория» (М. А. Шолохов).

Эпитет художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая…» (С. Есенин)

Задание 1: Определите вид тропа.

  • В снега и метели закутавшись, спят берёзы и ели.
  • Горячий снег.
  • Зима легла волнистыми коврами.
  • Лишь звезда с звездою говорит.
  • Люблю я пышное природы увяданье.
  • Мужичок с ноготок.
  • На серебре и золоте едал.
  • Погасло дневное светило.
  • Промокшим воробушком сидела она на крыльце.
  • Только слышно, по улице где-то одинокая бродит гармонь.
  • Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка.
  • Целых три тарелки съел.
  • Читал охотно Апуллея, а Цицерона не читал.
  • Что-то нервы разгулялись.
  • Шипенье пенистых бокалов.

Задание 2: Найдите слова, употреблённые в переносном значении, и назовите средства художественной выразительности.

  • Любовь широкая, как море.
  • (Карелия)  страна голубых озёр.
  • Откуда, умная, бредёшь ты, голова!
  • Она подняла свои шёлковые ресницы.
  • Горькая радость.
  • Глаза, как звёзды.
  • Слово крошкой в руках улеглось.
  • Живой труп.
  • В окно заглядывали серебряные берёзки.
  • В комнате людей – за день не перечесть.
  • Мальчик с пальчик.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ   ФИГУРЫ  - обороты   речи,   строящиеся   на   отступлении   от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи.

Антитеза – противопоставление.  «Чёрный вечер, белый снег» (А. Блок).

Бессоюзие (асиндетон) — пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский — колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А. С. Пушкин).

Градация — цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин).  

Инверсия — нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой  / Взлетел по мраморным ступеням» (А. С. Пушкин).

Многосоюзие (полисиндетон) — намеренный  повтор союза обычно в начале смежных  строк. «Ох, лето красное! любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» (А. С. Пушкин).

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков.  «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Е. Гришковец).

Плеоназм употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы» (А. С. Пушкин).

Повтор:

1. Анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз для усиления художественной выразительности. «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид» (А. С. Пушкин).

2. Эпифора повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все  мы немножко лошади,  Каждый из нас по-своему лошадь» (В. Маяковский).

Риторический вопрос — оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.

«Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (А. С. Пушкин).

Риторическое восклицаниепостроение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!» (А. Блок).

Риторическое обращение — обращение, носящее условный характер (часто обращение к неодушевлённому предмету), сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую.

«А вы, надменные потомки…» (М. Лермонтов).

Риторическое умолчание формально обозначается в тексте многоточием. Выражает смущение автора, переполненность чувств.

Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще — стихотворных строк или строф).

«Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слезы лил, но ты не снизошла» (А. Блок).

Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю — берлога, / Страннику — дорога, / Мертвому — дроги, / Каждому — свое» (М. И. Цветаева).

Задание 3: Назовите отмеченные в текстах стилистические фигуры.

  • Быть или не быть.  (В. Шекспир)
  • Молчите, пламенные звуки! (М.В. Ломоносов)
  • Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне        

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью — и молчи!..   (Ф. И. Тютчев)

  •  Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа !    

  • Мой миг, мой час, мой год, мой век…  (М. Цветаева)
  • Алмаз шлифуется алмазом, Строка шлифуется строкой!
  • В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут…
  •  От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...  (Ф.И. Тютчев)

  •  Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья… (М.Ю. Лермонтов)

  • Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами…  (М. Цветаева)

  • Все расхищено, предано, продано, 

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?  (А.А. Ахматова)

  • Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.   (А.А. Блок)

  • Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! (Г. Державин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...