Читая миниатюры Пришвина
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Комплексный анализ текста. Урок русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_8_kl.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка "Читая миниатюры М.М. Пришвина…" (комплексный анализ текста), 8 класс.

Учитель Воробьева В.А.

Цель: совершенствование умения анализировать текст, его структуру и языковые особенности.

Задачи:

отработка умения анализировать текст, определяя тему, основную мысль, языковые средства;

конструирование текста лингвистического содержания.

Развивающие задачи:

развитие речи учащихся;

развитие исследовательских навыков;

развитие внимания к слову, попытка уловить оттенки авторской интонации.

Ценностные задачи:

воспитание чувства любви к русской природе, пробуждение чувства прекрасного.

Оборудование урока: 

презентация «Миниатюры Пришвина»;

раздаточный материал (клише);

раздаточный материал (текст 1, 2);

схема синквейна (структура: 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение из 4 слов, образ – ассоциация),

музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»;

рабочие тетради.

Предварительная подготовка к уроку:

индивидуальная подготовка ученика: рассказ-презентация  о творчестве Пришвина;

предварительное чтение цикла М.М.Пришвина «Лесная капель»;

Эпиграф к уроку:

«Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора» Л.С.Выготский.

Ход урока

  1. Слово учителя:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.   (Е.Боратынский)

                                               

- О ком эти слова?

Мы продолжаем учиться читать творения замечательного мастера, певца русской природы, М.М. Пришвина.

Сегодня на уроке будут звучать трогательные, необыкновенные строчки пришвинских миниатюр из циклов «Лесная капель» и «Незабудки». Эти миниатюры, как говорил автор, “сочинялись” прямо на том месте, где заставала мысль.

- Как вы уже поняли, тема нашего урока … (Миниатюры Пришвина, сл. №1)

- Попробуйте, исходя из темы, сформулировать задачи урока.

- Таким образом: (2 слайд.)

Эпиграфом к уроку я предлагаю записать слова Выготского Л.С. (3 слайд.)

(Выразительное чтение, запись в тетрадь):

«Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора»

Какова же фраза М.Пришвина?   О чем его миниатюры?

- Давайте попробуем разобраться, обратившись к творчеству этого писателя.

  1. Небольшую презентацию о жизни и творчестве М.М. Пришвина подготовил Нуртдинов Радислав.

(Учащиеся слушают, основные моменты фиксируются в тетради).

     (4- 9слайды) 

  1. Словарный диктант (самопроверка, сл. 10)

       (Проверить, отметить количество ошибок)

Писатель-прозаик, путешественник, охотник, военный корреспондент, этнограф, ученый, сказочник, редкий знаток природы, проявление феномена, нетленный свет истинной народности, духовное странничество, писатель поразительного лирического дарования. (24 сл.)

- Назовите словосочетания со связью согласования и управления

  1. М.М. Пришвину удалось соединить два рода литературы. По содержанию его произведения лирические, в них переданы чувства автора, а по форме – прозаические.

5. Сейчас нам предстоит поработать над лирическими миниатюрами М.М.Пришвина.

 Прочитайте выразительно выразительно миниатюру, вставьте пропущенные буквы и решите орфографические задачи.

Текст (у каждого ученика).

У РУЧЬЯ.

1) Бере..ки теперь д..вно оделись и ут..пают в высокой тр..ве, а когда я сн..мал их, то была первая в..сна, и в сн..гу под этой бере..кой, т..мнея на голубом, нач..нался первый ручеек. 2) С тех пор, пока разоделись бере..ки и выр..сли под ними разные травы с к..лосками, шишеч(?)ками и шейками разных цв..тов, прошло не так уж и много времени. 3)Но много, много в..ды ут..кло из ручья, и сам ручей тот до того зар..с в темно(?)з..леной густоте непроницаемой осокой, что не( ? )знаю, есть ли ещё в нем теперь хоть сколько(?)нибудь воды.4) И так точно было со мной в это время; сколько в..ды ут..кло с тех пор, как мы ра(с, сс)тались, и по виду моему не(?) узнать, что ручей души моей всё ещё жив.

1 вариант: 1. Докажите, что автор покорен природой, она красива, ему всё нравится в  ней?

2. Является ли выражение “много воды утекло” в данном тексте фразеологизмом и в каком предложении?

2 вариант: 3. Какие слова, выражения показались вам яркими, интересными в этой миниатюре?

4. Какие параллели проводит автор в данном тексте? Что переживает в данный момент автор? О каких чувствах говорит?

5. Произведите орфографический разбор текста.

6.  Учитель (зачитывает): 

М.М.Пришвин – удивительный писатель. Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. Природа Пришвина – прежде всего школа познания и самопознания.  Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой.  Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.  Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. Всё его творчество философично насквозь.  Писатель никогда не ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое.  Любая обобщающая мысль о природе и действительности – это осмысление себя. Своё поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так: “Понимать весь мир в себе самом”.

7. Эти слова помогут вам в дальнейшей работе по исследованию текста.

Чтобы продолжить нашу работу, вам необходимо вспомнить признаки текста.

Слайд № 11 признаки текста

 

8. Выразительное чтение миниатюры учеником  (слайд № 12).

Вам нужно доказать, что прочитанные строки являются текстом.

 Подумайте, какую картинку мысленно вы представляете?

Какие средства языка использует автор?

В этом вам поможет схема анализа текста.

9. Самостоятельная работа (слайд № 13)

Звучит музыка Чайковского

Учащиеся работают самостоятельно, используя клише:

Миниатюру можно озаглавить…………………………………………………..

Тема – ……………………………………………………………………………..

Основная мысль – ………………………………………………………………...

Миниатюру можно разделить на следующие структурные части:

1.

2.

Части миниатюры связаны по смыслу и структурно. Смысловая связь их в том, что они раскрывают одну общую тему и основную мысль.

Структурно предложения связаны………………………………………………

Стиль миниатюры – ……………………………………………………………..

Эмоциональную выразительность описанию придают……………………….

Таким образом, миниатюра обладает всеми признаками текста).

  1. Проверка задания 

Какие заголовки получились?

Как сформулировали тему текста, основную мысль?

(Комплексный анализ текста.

Миниатюру можно озаглавить “Молодой клен”. Читая данную миниатюру, мы представляем себе такую картину: хвойный лес, на его темно-зеленом фоне стоит молодой клен с ярко-желтыми листьями. Каждый его ярко-золотой листочек мы можем сравнить со сказочной жар-птицей (“золотые с длинными красными ножками”). Такой цвет у листьев клена может быть ранней осенью. Однако, желтыми листочки могли стать и вследствие засухи. Как тогда читатель понимает, что это именно осень? Необходимо обратить внимание на 2 предложение. В нем раскрывается отношение автора к “деревцу” – он восхищен им, именно клен привлек его внимание.

Тема миниатюры – описание молодого клена в хвойном лесу (образное представление). Основная мысль – восхищение автора деревцем. Миниатюру можно разделить на следующие структурные части:

Описание клена.

Авторское отношение к клену.

Части миниатюры связаны по смыслу и структурно. Смысловая связь их в том, что они раскрывают одну общую тему и основную мысль. Структурно предложения связаны цепным способом. Стиль миниатюры художественный.

Эмоциональную выразительность описанию придают разнообразные языковые средства. Автор сравнивает листья клена со “стаей желтых птиц”, использует лексический повтор, который представляет собой синонимичный ряд: “желтых птиц”, “птицы золотые”. Кроме того, автор одушевляет листочки (“полетят и сядут на тебя”). Очень интересна метафора – листочки “золотые, с длинными красными ножками”. С помощью слов “чуть” и “деревцо” Пришвин показывает свое бережное отношение к клену.

Таким образом, миниатюра обладает всеми признаками текста.).

Слайд 14

11. Прочитайте отрывок из очерка К.Г.Паустовского. Объясните постановку знаков препинания. Выпишите грамматические основы в сложноподчиненных предложениях, составьте схемы сложных предложений.

Мы глубоко благодарны Пришвину. 1)Благодарны за радость каждого нового дня, что сияет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди ещё много встреч, и дум, и великолепного труда, и то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холодком. 2)Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот лист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же легкие, простые и прекрасные, как этот лист.

Для подведения итога нашего занятия я предлагаю создать синквейн  

(темы: Пришвин, текст, любовь, добро, красота)

  (Слайд № 15– структура синквейна )

- Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в самом начале урока:

КАКОВА ЖЕ ФРАЗА ПРИШВИНА?

О ЧЕМ ЕГО МИНИАТЮРЫ?

Ответы учеников)

Слайд № 16      Я думаю,  вы со мной согласитесь, что этой фразой могли быть слова М.М. Пришвина:  « Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно”. В своей жизни мы должны следовать правильным путем».

Слайд № 17  «Бог создал меня самым счастливым человеком на земле и поручил мне прославлять любовь на земле» М.М.пришвин.

Слайд № 18 Домашнее задание.

Миниатюра Пришвина М.М. “Первый мороз” (распечатать).

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

Составить текст с ответом на один из вопросов: (13 слайд)

Что я вижу?

Что я слышу?

Что я чувствую?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»...

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

О Пришвине, или Пришвин и Север.

Что видим мы, живущие на Севере, а что другие? Почему Север притягивает взор?...