Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_miniatyury_m.m.prishvina_pod_snegom.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Анализ  лирической миниатюры  М.М. Пришвина «Под снегом»

  Цели: создать условия для

- обучения  анализу текста;

- развития творческих  способностей  детей;

 - воспитания  чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной  природе, умеющего открывать  тайны природы.

Оформление:

 Портрет М.М. Пришвина,   картины русских художников о природе.

Ход урока.

- Что вы знаете о Михаиле Михайловиче Пришвине?

( Рассказ учащихся)

         «Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня,  или это я тебя зову из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы  мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться»,-

 так писал Михаил Михайлович Пришвин в своей книге дневниковых

 записей, которая называлась «Дорога к другу».

- О каком друге говорит писатель?

- О читателе.

- О каком читателе мечтает автор?

- Вдумчивом,  внимательном, добром, способным  видеть сердцем.

- Как мы озаглавим тему нашего урока?

  - Друг. Друг природы. Сердце, обращенное в голубые  озера земли. Зрячее сердце.

- Какие три ступени   при анализе  текста мы знаем?

- первая — прочитал текст и не все в нем понял;

-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;

- третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.

-Какую цель поставите при работе над текстом М.М.Пришвина?

 - Понять, что хотел сказать автор своему другу-читателю. Научиться читать читает не только текст, но и подтекст, «между строк».

- Давайте же будем настоящими друзьями  Пришвина. Постараемся понять, что скрывается за каждым словом в его миниатюре.

         Прочитаем миниатюру М. М. Пришвина:

Под снегом

Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок.

- Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст?

-  В лесу тихо; так тихо, что слышно, как мышь под толстым покровом снега грызет корешок.

- Кто слушает звуки зимнего леса?

- Автор миниатюры.

- Предположите, как это произошло?

- По лесной дорожке или тропинке идет человек; на его лице -  выражение интереса или радости, потому что он любуется природой.

- Какие слова подчеркивают его радость?

- «… удалось услышат» — значит посчастливилось

- Какое лексическое значение имеет глагол  удасться подчеркивает успех, удачу при осуществлении, выполнении чего-либо; следовательно, автор миниатюры внимательно и терпеливо прислушивался к зимнему лесу и обрадовался тому, что услышал; убедился: и в зимнем, заваленном снегом лесу продолжается жизнь.

- Что еще вызывает радость автора?

- Природа доверила ему свои маленькие тайны. Он смог войти в природу бережно, с любовью, что она не закрылась от него даже под снежным покровом.

- Как вы понимаете слова «услышать, как мышь под снегом грызет корешок»?

- Маленькая серенькая мышка в своей норке грызем корешок, держа его передними лапками. Глазки у нее  как маленькие черные бусинки. В норку сквозь снег  попадает тусклый зимний свет.

- Почему автор решил, что это мышка?

- Он видел следы на снегу.

- Почему мышь не затаилась при его приближении?

- Он стоял долго, прислушивался к звукам, и мышь не услышала его

- Почему используется  «как», а не что? ( что  «мышь под снегом грызет корешок»

- Тогда изменится картина.

- Какие звуки вы услышали? Какую картину окружающего пространства видите?

-Что хочет показать автор этой картиной?

- Волшебную красоту  зимнего леса. Бесценное богатство природы.  Беззащитность природы и ее доверчивость.

-К чему призывает автор своего друга-читателя?

  -Любить природу.

-Что значит - любить природу?

-Это не значит  просто любоваться. Быть  внимательным наблюдателем природы. Беречь ее. Человек не царь природы, а ее создание. И, следовательно,  должен заботиться о ней как сын.

-Послушайте советы Михаила Михайловича Пришвина своему другу-читателю

 Первый совет писателя: - За неведомым не мчись далеко, оно рядом.

Второй совет писателя:  - Удивляйся каждому мгновению как чуду.

Третий совет писателя: - Внимательно слушай звуки природы -  это                             живые голоса!

Четвертый совет писателя: - Открывай в природе для себя   каждый день                        новую тайну.

 Пятый совет писателя: - Радуйся каждому мгновению  в природе.                              Оно неповторимо!

- Подходит к концу наше путешествие. Но  впереди еще много тайн, загаданных Пришвиным.

          - А стали ли мы сегодня друзьями Пришвина?

Hе  разлучайтесь с книгами Пришвина, читайте книги Пришвина. Они

 ответят вам на многие вопросы, многому научат.

- Что на уроке было новым?

 -Что было самым неожиданным?

- Что  было  самым интересным?

- Какой момент  вызвал душевный подъем, вдохновение?

Задание на дом: Составьте свою миниатюру на любую тему

Литература:

1. Выготский  Л. С. Мышление и речь.  - М.; Л., 1934.

2.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. Журнал            «Русский язык в школе» №1-2001

3. Пришвин М.М. Миниатюры «Под снегом», «Неведомому  другу».

4.Козловский Ю. Поэзия прозы // Пришвин М. М. Избранное.— М., 1977.— С. 10.

Интерпретация миниатюры М.М.Пришвина «Под снегом»

Читая миниатюру Михаила Михайловича Пришвина «Под снегом»,  невольно задумываешься:  о чем хотел сказать автор всего одной фразой: « Удалось увидеть, как мышь под снегом грызет корешок». Как можно под снегом увидеть мышь, грызущую корешок? Вероятно, в лесу тихо. Так тихо, что слышен звук из-под снега. Автор представил маленькую серую мышь, сидящую на задних лапках, а в передних держащую корешок. Острые зубы мышки грызут корешок. В мертвой зимней тишине звук слышен человеку, замершему на краю поляны. Но почему  именно мышь? А кто же еще может шуршать в зимний морозный день под слоем снега.

По лесной тропинке идет человек.  На его лице выражение довольства: ведь ему удалось услышать, а удалось - значит посчастливилось. Вероятно, он долго, с пристальным вниманием созерцал , всматривался, вслушивался в мир природы. И в этом спящем зимнем лесу услышал  не треск деревьев от мороза, а звук жизни. Мышь вопреки  морозу  ведет активный образ жизни! Автор миниатюры обрадован тому, что услышал, убедился: и в зимнем, заваленном снегом лесу продолжается жизнь.

В этой маленькой заметке чувствуется гордость автора тем, что он смог войти в природу таким образом, что она доверилась ему и открыла одну из своих маленьких тайн. Только пристальное и бережное внимание к природе может быть так вознаграждено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирические миниатюры

Урок по солженицыну для 9 класса...

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...

Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Анализ  лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...

Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»

Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»...