Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abramov_sosny.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста Ф. Л. Абрамова «Сосны»

 Цели:

         Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа -  миниатюры  Ф. Л. Абрамова и подготовка к созданию собственных текстов по идеальному образцу.

Развивающие: формирование  надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста (осознание возможности языковых явлений в художественном тексте, формирование навыков лингвистического анализа художественного текста и способность оценивать эстетическую ценность языка), исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач.

Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству Ф. Л. Абрамов, воспитание самостоятельности, взаимовыручки, чувства ответственности; воспитание нравственных эстетических, патриотических качеств личности.

Оформление урока: портреты Ф. Л. Абрамова, книги Ф. Л. Абрамова из школьной библиотеки.

Ход урока

- Ребята, какова цель нашей работы с текстом?

- Понять текст.

- Какие этапы понимания текста мы проходим?

- Три этапа. 1 .Прочитал текст, но не все в нем понял.

2. Прочитал текст и понял только то, что в нем есть.

3. Прочитал текст и понял даже то, чего в ней нет.

- Какова же цель нашей работы с текстом?

- Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая мысль может помочь понять автора).

Вступительное слово учителя об авторе:

- Федор Александрович Абрамов (1920 -1983) - прекрасный русский писатель. Он родился и вырос на Севере - в Архангельской области, Пинежском районе. Пинега — любимая река его детства.

Потом Федор Александрович учился, защитил диссертацию (т. е. стал ученым), преподавал литературу в Ленинградском университете; писал и издавал книги, но о своем родном крае не забывал, часто навещал его, летом обычно там жил. И не случайно главные герои книг Абрамова - простые люди, крестьяне, жители северной деревни и — родная природа.

Вдумаемся в название одной из книг Федора Александровича: «Где лето с зимою встречаются» (М., 1987; книга демонстрируется). Нетрудно догадаться, о чем она. -  Да, о природе. В этой книге, прекрасно иллюстрированной художником Николаем Александровичем Устиновым, - миниатюры о разных временах года. Одна из них - «Пинега». Помещена эта миниатюра в таком «окружении»: до нее - «Погожим летом», после нее - «Ржаное поле»; значит, Пинега в миниатюре - летняя.

Это - миниатюра из книги  «Где лето с зимою встречаются». «Окружение» ее - летнее: «Ржаное поле», «Татарник»; значит, и сосны в миниатюре «живут» летом.

Читаем ее, стараясь подняться на третью ступень понимания.

Сосны.

В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.

Работа в группах. Ответьте на вопросы. Заполните таблицу.

Что вы можете сказать о заглавии?

Назовите тему текста

Она отражена в заглавии - «Сосны»

Сформулируйте идею текста

С темой неразрывно связана идея: сосны - символ вечности и могущества природы.

Как раскрывается тема и идея  миниатюры?

Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все предложения ее; в этом - их смысловая связь (все они - прямо или косвенно о соснах).

Назовите средства структурной связи

Средства структурной связи  интонация, единство временного плана (план настоящего времени): миниатюра «Сосны» представляет собою описание, а основа этого типа речи - перечень признаков предмета описания, которые воспринимаются одновременно.

Как связаны предложения в тексте? В чем смысловая часть?

Названные средства структурной связи предложений в данном тексте сочетаются с другими. Первое предложение связано с заглавием лексическими средствами: слова сосны и лес относятся к одной тематической группе. Второе предложение связано с первым общим смысловым обстоятельством (тихо в лесу, и птицы поют в лесу). На фоне тишины кажутся особенно звонкими, переливчатыми песни птиц (На все лады заливаются птицы). Веселому пению птиц противопоставлено величавое спокойствие сосен; союз и в сочетании с частицей только соединяет второе и третье предложения, представляющие собой противопоставляемые высказывания. Сосны такие высокие, что верхушки их купаются в синеве неба. Слово купаются употреблено здесь в переносном значении: уходят в небесную синеву. Впечатление о соснах как исполинах усиливает сравнение их с равнодушными великанами', сравнение выражено именем существительным в форме творительного падежа (-«творительный сравнения»). В это же (т. е. третье) предложение входит парцеллят - распространенное сказуемое Шумят нескончаемым шумом. Четвертое предложение связано с третьим цепным способом; сцепляющие слова: сосны - от них, кроме того, близки по смыслу нескончаемость шума сосен и вечность «течение времени, не имеющее начала и конца» (из Словаря). Глагол веет употреблен в переносном значении -  навевает (вызывает, пробуждает) мысли о вечности, космосе. К слову космос в русском языке есть синонимы им космос миру вселенная. Однако писатель предпочел им космос. Возможно,  потому, что слово мир имеет омоним (мир -  «отсутствие войны»), а это внесло бы в предложение некоторую неясность (о каком мире идет в нем речь?), употребление  же слова вселенная привело бы к нарушению законов благозвучия речи (сравните: вечностью, вселенной и вечностью, космосом).

Местоимение от них, соотносясь с именем существительным сосны, возвращает нас к заглавию миниатюры, что придает ей композиционную завершенность.

Первое и последнее предложения миниатюры - односоставные, безличные; по характеру грамматической основы они отличаются от предложений основной части - двусоставных; благодаря этому более четко выделяются начало и конец текста.

Определите стиль миниатюры.

Стиль художественный: изображая величавые сосны, автор делится раздумьями, которые они навевают.

Задание на дом на выбор:

  1. Написать анализ текста Ф. А. Абрамова «Сосны»
  2. Создать свою миниатюру.

Литература

  1. Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирические миниатюры

Урок по солженицыну для 9 класса...

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...

Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Анализ  лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»...

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...