Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»
учебно-методический материал (русский язык, 5 класс) по теме

Соболева Марина Александровна

 

Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён существительных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических и грамматических норм употребления имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»

(работа в группах)

Обобщение по теме «Имя существительное»

I команда

1. Расскажите о собственных и нарицательных именах существительных.

2. Расскажите о правописании суффиксов -чик-, -щик-. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик;  камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Интервью, миссис, пони, кафе, пани, кенгуру.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Яблоко, сапог, мандарин, валенок, апельсин, тапка.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Моё любимое занятие – рыболовля.

Обобщение по теме «Имя существительное»

II команда

1. Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Как определить одушевлённость имени существительного?

2. Расскажите о правописании суффиксов -ик-, -ек-. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик;  камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Бюро, леди, конферансье, жюри, мадам, шимпанзе.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Груша, туфля, апельсин, носок, банан, чулок.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Дети слушают с интересом и внимательностью.

Обобщение по теме «Имя существительное»

III команда

1. Расскажите о роде имён существительных. Сколько родов в русском языке?

2. Расскажите о правописании НЕ   с именами существительными. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик;  камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Фойе, салями, маэстро, пальто, кольраби, пенальти.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Гранат, помидор, макароны, вафля, блюдце, чулок.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Летом мне подарили прелестного щенёнка.

Обобщение по теме «Имя существительное»

IV команда

1. Расскажите о склонении имён существительных. Какие имена существительные не подчиняются общим правилам склонения? Что вы знаете о разносклоняемых и несклоняемых именах существительных?

2. Расскажите о правописании безударных окончаний -е  и  -и. Приведите примеры.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Линия границ.., ряды морков.., подплыть к суш.., стоять в очеред.., привязать к нит.., хранить в бутыл.., лежать в госпитал.., летать на дирижабл.., летать в ста.., экскурсия в планетари..; представление о врем..н.., трепетать при им..н.. барыни, под знам..нем наук.., не сеют сем..ни; (не)вольник, (не)ожиданность, обидная (не)внимательность; (не) скромность, а гордость; (не)друг, а враг;, (не)воспитанность; пиль..ик, карман..ик, доклад..ик, кровель..ик, поднос..ик, подпис..ик;  камен..ик, камеш..к, внуч..к, птенч..к, жеребёноч..к, островоч..к, амбарч..к.

4. Поставьте ударение в словах.

Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, договор, процент, петля, камбала, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы, алфавит, свёкла, звонит, тефтели, форзац.

5. Употребите существительные в словосочетании с именами прилагательными.

Такси, фрау, месье, метро, мадам, кенгуру.

6. Употребите имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Гранат, туфля, макароны, тапка, помидор, блюдце.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён существительных.

Мы называли всех мальчишек трусишками и только одного храбришкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»

Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче...

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)

Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...

Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе....

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное" для обучающихся коррекционной школы...

Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс...