Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зябкина Елена Петровна

Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Зябкина Елена Петровна

Класс:         6          

 Дата:          23.12.2021      

 Предмет: русский язык

Тема: «Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения изученного материала

Цели урока:

Образовательные:

1.Организация обобщения и систематизации знаний по теме «Имя существительное»:

     а) определение морфологических признаков

     б) синтаксическая роль в предложении

     в) повторение  орфограмм

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе, ответственное отношение к учебе; воспитывать любовь к родной природе.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
              2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
              3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку и литературе.

   Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийной презентации.

        Методы урока: объяснительно-иллюстративный, проблемное обучение, эвристический, групповой,  использование ТСО.

Технология: 

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии,

-технология вопросно-ответного  единства и обратной связи.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, дифференцированная, коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 30 минут 

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  •  коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2018.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с разноуровневыми заданиями, презентации ( в том числе  с  интерактивным с тренажером https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/06/18/prilozhenie_2_pronina_n.a.ppt)

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Универсальные учебные действия, результат

1.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Тихо сели и с хорошим настроением отправимся в путь знаний. Помогать в работе вам будут наши верные друзья –птички.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, положительный эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Фронт.

Волевая саморегуляция (регулятивные , личностные)

2.

Актуализация знаний

Но на уроке у нас есть гостья. К нам пожаловала …

 Я антоним к слову лето,

 В шубу зимнюю одета

 Хоть люблю мороз сама

 Потому что я ( зима)

Слайд .

- Какое время года изображено на иллюстрации?                                                             - За что вы любите зиму?

- Любил зиму и великий русский поэт, А.С.Пушкин. Мы изучали на уроках литературы его   стихотворения о зиме. А сегодня я хочу вас познакомить с еще одним замечательным произведением. Это отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Героиня поэмы, Татьяна Ларина, любуется зимой: (слайд)

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

- Ребята, я предлагаю вам превратиться в исследователей, проанализировать текст отрывка и ответить на вопрос: «Слов какой части речи больше всего в этом тексте?» Даю вам минуту на раздумья.

- Верно, существительных. И это неслучайно.  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

- Итак, о какой  части речи мы будем говорить на уроке? ( Об имени  существительном)

Проводит параллель с ранее изученным материалом; контролирует выполнение работы; организует и побуждает детей определить свою позицию

Выполняют задания; обосновывают выбор правильного ответа; производят самоконтроль; отвечают на вопросы учителя; выявляют закономерность

Фронт.

Коммуникативные,

познавательные

3.

Постановка  цели и учебных задач

- Откройте  тетради и запишите число, «классная работа» и тему нашего урока. Обратите внимание на слайд.(слайд)

   «Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

Нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Это цель нашего урока.

- Какие же задачи мы поставим перед собой? (выясним, что такое существительное, какие признаки оно имеет, выполним упражнения по изученным темам.)

-Так что же такое имя существительное,  какие морфологические признаки оно имеет?

Организует подводящий к теме диалог

Формулируют тему и задачи урока

Фронт.

Регулятивные; коммуникативные; познавательные

4.

Поиск решения учебной задачи

Поможет нам ответить тренажер. Сейчас мы будем наряжать елку. За  каждый  правильный ответ о существительном вы будете получать елочные шары, и у нас получится очень красивая елочка, символ приближающегося праздника.

     Итак, начнем. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет –

туча мрачнеет. ( Презентация – тренажер )

        

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Наблюдение и анализ

Фронт.

Познавательные ; регулятивные; коммуникативные

5.

Практическая работа

  - Ребята, подул сильный ветер, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас предложение для разбора, но оно разлетелось на части, помогите мне его восстановить.

Пуш…стые снеж…нки  тихо  к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в волшебный  наря… .

1.Вставим пропущенные буквы, найдем существительные и подчеркнем их как члены предложения.

- Какие эпитеты  и олицетворения  мы видим в этом предложении?(1ученик)

2. Сделаем морфологический разбор слова «земли».(1 ученик)

Организует самостоятельную работу

фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию

Выполняют самостоятельную работу; производят самоконтроль 2 ученика работают у доски,  

Индивид.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные

6.

Динамическая пауза

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!

Установка на здоровый образ жизни

Выполнение действий по образцу

Фронт.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные

7.

Практическая работа

- Итак, одним из постоянных признаков имени существительного является род. А что нового об этом признаке вы узнали в 6 классе? (в языке есть существительные общего рода. Например, забияка, сирота)

- Другой постоянный признак имени существительного - склонение. Сколько склонений у существительных в русском языке? (3 склонения. Есть также несклоняемые и разносклоняемые существительные).

- Непостоянные признаки  существительного

падеж, и число.

- Назовите падежи с вопросами.

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)

-  Я предлагаю вам Выборочный диктант

Найдите и выпишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж.

         Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

1 группа (розовая птичка) – выписывает разносклоняемые существительные и указывает их падеж;

2, 3 группы (желтая и оранжевая птички)– выписывают разносклоняемые существительные.

Вывод: какие имена существительные являются разносклоняемыми?

Исправь ошибки!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

1 группа (розовая птичка) – выписывает словосочетания с несклоняемыми существительными, исправив ошибки;

2, 3 группы (желтая и оранжевая птички)– выписывают несклоняемые существительные, исправляя ошибки.

Вывод: какие имена существительные являются несклоняемыми?

Самопроверка (слайд)

- Зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. Но прежде

вспомним правило правописания суффиксов --ек,- ик; -чик, -щик.

(Самостоятельно: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- )

Фонарщик, перебежчик, горошек, кирпичик, диванчик, танцовщик,

разведчик, резчик, орешек, носик, мячик, кусочек, сыночек, дружочек, сварщик, грузчик.

Самопроверка (слайд)

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.

Организует фронтальную и дифференцированную (самостоятельную) деятельность по применению полученных знаний

Проговаривают правила, с которыми работали на уроках.

Применяют полученные знания. Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Парная; индивид.; фронт.

Регулятивные; личностные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Игра "Составь шифр".

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со следующими именами существительными. Если слитно, ставьте букву С. Если раздельно – букву Р.

Каждая неудача прибавляет ума.

Не силой борются, а умением.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Не работа сушит, а забота.

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Не друг, а враг.

Поделом тебе, старый невежа!

Вывод: расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с существительными.

Организует самостоятельную  работу с карточками и последующую самопроверку

Применяют полученные знания. Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

индивид.; дифференцированная, фронт.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные

8.

Подведение итогов урока

- Итак, пришло время подвести итоги. Наш урок был посвящён  теме «Имя существительное».

- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет ». Приготовили свои ладошки-сигналы.

Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

Я буду задавать вопросы с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет  с предложенной формулировкой. Если согласны, хлопаете в ладоши,

если нет – качаете головой.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки. (да)

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

. (да)

3. Существительные изменяются по родам.(нет)

4. Имя существительное имеет два склонения. (нет)

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.  (да)

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.  (да)

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения. (нет)

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения. (да)

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Демонстрируют полученные знания

Фронт.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные

9.

Домашнее задание

-Дома вы выполните  задание  

 упр 317, 314. (на выбор)

Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы

Фиксируют домашнее задание в дневник

Фрон.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные

10.

Рефлексия, оценивание

Слайд

Объявление оценок.

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…

Мне было трудно…

- Покажите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению на конец урока.

-Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день. Напоминаем о нашем уроке будет эта замечательная елочка. Спасибо за внимание!

Задает вопросы, побуждает к высказыванию мнения

Выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной работы

Фронт.

Личностные,

Познавательные, коммуникативные

Самоанализурока.

Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная,  дифференцированная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся оптимальные  средства  инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы,  компьютер, мультимедийный проектор.

Занятие было направлено на формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало  развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

       Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема была усвоена  большей частью класса.  Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера,   с целью повышения качества образования, мотивации  познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, различных видов памяти.

Содержание урока  вполне соответствует теме,  цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

      Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе фронтальная работа с применением частично-поискового метода, индивидуальная, проблемное обучение.

 5Подведение итогов урока .

6. Оценки учащимся

       Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический   фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе  ситуацию успеха.

       Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. 

Задачи  урока реализовывались:

1. образовательные   - в работе по конструированию предложений для определения синтаксической  роли существительного;

2. развивающие  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

     3. воспитательные   -  уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.

          Таким образом,  считаю, что  запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

Данная технологическая карта является приложением к презентации по теме "Несклоняемые имена существительные"...

Технологическая карта к уроку английского языка по теме: Обобщение знаний учащихся об исчисляемых и неисчисляемых существительных по теме «Еда»

Данная технологическая карта подходит для обобщения грамматического материала в 8 классе по теме: "исчисляемые и неисчисляемые существительные", а также лексического материала по теме: "...

Технологическая карта дистанционного урока - Род несклоняемых имён существительных

Тип урока: урок открытия нового знанияНеобходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, смартфон с выходом в Интернет, платформы ZOOM, skysmart.Требования к уровню ИКТ компетентности обучающих...