Открытые уроки по русскому языку в 6 и 7 классах
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Родкина Наталья Алексеевна

Тема: «Морфологический разбор имени числительного».

Тема: «Непроизводные и производные предлоги».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Морфологический разбор имени числительного».

Цели: повторить изученное об имени числительном, познакомить с выполнением морфологического разбора имени числительного, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, воспитывать аккуратность, любовь к родному языку.

                                                       Ход урока.

    1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.

      Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совершить удивительное путешествие по стране Числандии. Страна эта волшебная и потому готовит нам ряд испытаний, справившись с которыми мы обобщим знания об имени числительном. Перед вами, ребята, карта этой страны. На ней обозначены географические пункты. Вот по ним мы и совершим наше путешествие.

  1. Первый пункт – улица Невыученных уроков.

     Проверка домашнего задания. Составление поздравления с использованием имён числительных.(речевой этикет)

  1. Сообщение темы, целей урока. Оформление записей в тетрадях. Ребята, а какие словарные слова, обозначающие числа вы знаете? Словарная работа.

Миллион, миллиард, двести, триста, четыреста, девяносто.

  1. Второй пункт нашего путешествия – парк Размышлений.

На доске цитаты:

Величайшее богатство народа – его язык.

М.Шолохов.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

        А.Твардовский

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+» и «- «.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят.

5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В предложении числительное может быть только сказуемым.

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется.

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

Ответы:1+,2-,3-,4-,5+,6-,7+,8-,9+.

 А в чём универсальность имени числительного?

  1. Третий пункт путешествия – сквер Грамотеев. Орфографическая диктовка. Определить части речи и признаки имён числительных, морфемный разбор.

Сто, одиннадцать2, семьдесят один, утроить, девятнадцатый, триста тысяч, двойной, девятьсот восемьдесят восемь, пятёрка, тысяча двести девяносто седьмой, семеро, три восьмых, одна целая пять девятых, семьсот, шестой, восьмиклассник, полтораста.

  1. Четвёртый пункт путешествия – набережная Синтаксиса и  пунктуации. Определение синтаксической роли имён числительных в предложении.

Дважды два – четыре4. Без четырёх углов изба не рубится. Мы живём в одной квартире. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

  1. Пятый пункт путешествия – остров Неизвестности.

      Изучение нового материала. Морфологический разбор имени числительного.

-план разбора на странице 154 учебника;

- образец разбора:

Петя выучил пятнадцать3 английских слов.

Пятнадцать – числит.

  1. Выучил (сколько?) пятнадцать

     Н.ф.- пятнадцать.

  1. Пост.- прост, колич, целое;

непост.- В.п.

     3. Выучил (сколько? что?) пятнадцать (слов)

  1. Шестой пункт путешествия – улица Рабочая.

Выполнение упражнения 384. Морфологический разбор двух числительных по рядам.

9. Седьмой пункт путешествия – Исторический музей.

Ребята, историю каких числительных вы знаете? (семь, миллион, сорок).

  1. Восьмой пункт путешествия – равнина Правильности.

Самостоятельная работа по карточкам разного уровня сложности.

Карточка №1.

Просклоняйте числительное 64.

Карточка №2.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

  1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.
  2. По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

 Карточка №3.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

     3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

Карточка №4.

Просклоняйте числительное полтора.

Карточка №5.

Выполните фонетический разбор числительного семеро.

  1. Девятый пункт нашего путешествия – гора Премудрости.

Диктант.

Синий кит бывает длиной до 33 метров, весом до 120 тонн. Столько же весят 25 слонов или 150 крупных быков. Такой кит даёт около 30 тонн жира.

  1. Отгадайте ребусы.

7я (семья)                 о5(опять)             40а (сорока)                       (росток)

  1. Обобщение.

 Чему учились на уроке? Понравился ли вам наш урок?

  1. Итог урока.

 Оценки.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к тесту.



Предварительный просмотр:

Тема: «Непроизводные и производные предлоги».

Цели: познакомить обучающихся с производными и непроизводными предлогами; сформировать навыки отличия производных предлогов от омонимичных частей речи, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение исправлять речевые ошибки, повысить интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания.

Упр. 293

3. Актуализация знаний по теме «Предлог как часть речи».

(Слайд 1.)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги …

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги …»

А хорошо бы – ЗА порог

И -  мчаться  ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                                               А.Шибаева

  1. Что такое предлог?
  2. Употребление предлогов в речи.

4. Сообщение темы, целей урока.

  1. Лингвистическая разминка. (Слайд 2)

Исправьте речевые ошибки.

Вход по предъявлению билета, обсудить по возвращению, встретиться по прибытию поезда, приветствовать по возвращению, поступить по окончанию школы.

- Проверка работ, вывод.

6. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т.д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение часа, года образован от существительного с предлогом верить в продолжение сотрудничества.

Вывод: чтение правила на стр. 138-139.

7.Закрепление нового материала. Работа по учебнику.

Комментированное письмо.

Упр.296 в один столбик выписать словосочетания с производными предлогами, а в другой  - с непроизводными.

  1. упр.297.

Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами.

Вывод: производные предлоги образованы от наречий.

  1. Работа с Толковым словарём.

Лилейный – устар. Белый.

  1. Фонетический разбор слова – рожок.

  1. Морфологический разбор деепричастия – прикрыв.

  1. Синтаксический разбор простого предложения.

Григорий привязал к кусту коня и лёг около, прикрыв от ветра лицо полой шинели.

13.Употребление предлогов.

В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке (упр. 298)-устно.

14.  Закрепление навыков употребления предлогов.

Упр. 299.

Исправление речевых ошибок. Предлог благодаря употребляется только в положительном значении. Поэтому первые два предложения нужно исправить на предлог из-за.

  1. Письмо под диктовку.

В течение часа мы не могли сесть на поезд.

Пловец быстро добрался до берега, попав в течение реки.

На счёт строительной организации перечислены дополнительные средства.

Я поинтересовался насчёт последних писем из дома.

16. Слайд 3. 

Запишите предлоги, ставя после них существительные в нужный падеж:

Согласно (указание директора школы)

Благодаря (обильные дожди)

Вследствие (снегопад)

По окончании..    (школа)

17. Занимательная лингвистика.

Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав России, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, вернуться из Польши, Из Украины.

Этот лингвистический и политический вопрос пока так и остаётся нерешённым.

18.Обобщение.

Что нового узнали о предлоге?

  1. Итог урока.

Оценки. Молодцы, ребята! Спасибо за урок.

  1. Д/з. упр.302, правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева.В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: "Сложносочиненное предложение"(закрепление темы)....

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...