Контрольная работа по русскому языку "Лексика.Фразеология"
тест по русскому языку по теме

Миллер Евгения Андреевна

Контрольная работа по русскому языку "Лексика.Фразеология" 1 курс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota._leksika._frazeologiya._2_varianta.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа.

Лексика. Фразеология.

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

омонимы, синонимы.

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

грубый (материал, голос, отделка, человек).

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

Запишите исправленный вариант.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.
  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.
  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.
  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).
  5. Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции.
  6. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
  7. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории.
  8. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы.
  9. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

 Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют  и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о том, кто часто меняет свои решения-
  2. о том, кто часто бездельничает -
  3. о человеке, который пришел не вовремя, некстати -
  4. о кротком, безобидном человеке -
  5. о человеке высокого роста -
  6. о болтливом человеке -
  7. о бесследном исчезновении кого-либо -
  8. о положении, когда опасность грозит со всех сторон -
  9. о чувстве большой неловкости, стыда -
  10. об очень дальних родственниках -
  11. о бесшабашном человеке -
  12. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо -
  13. о том, кто не знает чего-либо, всем известного -

Задание 6

Составьте небольшой текст из 5-6 предложений, употребив в нём омонимы.

Контрольная работа

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

паронимы, антонимы.

Задание 2

 Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом    значении. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

густой (лес, чай, голос)

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

Запишите исправленные предложения.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.
  2. Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе,  состав(стал, встал.)
  3. Студенческая молодежь у нас ( предоставлена, представлена) самой себе.
  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.
  5. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французского народа.
  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.
  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.
  8. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4

 Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте  названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенина  ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным …(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к  ее лесам и рекам  проникнуто это стихотворение.

Задание 5

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о том, когда человек  работает не на себя, а на кого-то –
  2. о работе, выполненной слишком быстро –
  3. о том, что за окном    стемнело –
  4. о человеке, который  похудел –
  5. когда кого-либо обманывают –
  6. когда кого-то  хотят отругать –
  7. о человеке, к которому окружающие относятся с уважением –
  8. о человеке, ничего не значащем –
  9. о человеке,  резко отличающемся от  других –
  10. о нависшей опасности –
  11. о человеке, на которого сваливают чужую вину –
  12. о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо -

Задание 6

Составьте небольшой текст из 5-6 предложений, употребив в нём омонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...