Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Иванова Елена Владимировна

Конспект урока-обобщения по теме: "Имя числительное",  6 класс. Автор учебника Р.Н.Бунеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

6-й класс

Ивановой Елены Владимировны,

учителя русского языка и литературы.

Число

Классная работа

Тема:  “Имя числительное”

Цель: систематизировать и обобщить  знания о числительном  как части речи.

Задачи

-воспитывать  интерес  и любовь  к родному языку;

-систематизировать и обобщить  знания о числительном;

-углубить  навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи; навыки правописания числительных.

-  научить различать  числительные  от других частей речи с числовым значением.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом, таблица, интерактивная доска, выставка рисунков, предметы народных промыслов.

Межпредметные связи: с уроками математики, физкультуры, географии, истории, рисования.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы покажем, что мы знаем и умеем. Улыбнитесь  друг другу.

Слайд 1

1.Начнем урок с языковой  разминки. (На интерактивной доске)

Дорогу делает не первый,

А тот, кто вслед пуститься смог-

Второй; не будь его , наверно,

На свете не было б дорог.

И первый лишь второго ради

Мог все снести, мог пасть в пути,

Чтоб только тот поднялся сзади,

Второй, чтобы за ним идти.

С.Орлов.

Учитель. Вам знакомо это стихотворение?

Уч-ся. Это девиз, под которым живет и работает наш класс.

Учитель Ребята, а что делают те , кого мы называем «первыми»

Уч-ся. Первые хорошо учатся, помогают товарищам, слушают родителей, участвуют в жизни школы

Учитель А «вторые», чем занимаются?

Уч-ся. Они обращаются за помощью к первым, стараются не отставать и поддерживают их в хороших делах.

Умеют  взять все хорошее, пойти правильным путем, чтобы другие пошли за ними.

Учитель. Что же мы должны сделать вместе?

Уч-ся.  Вместе мы должны стать дружным и успешным классом.

Учитель. Ребята, те, кто уверен, что справится сегодня со всеми заданиями, прикрепите красные эмблемы.

Кто думает, что выполнит почти все  задания- зеленые эмблемы.

А кто не уверен сегодня, желтые эмблемы.

Учитель.  А что же это за слова такие «первый» и «второй»

Уч-ся. Порядковые имена числительные

Учитель. Спишите 1- е предложения, определите  морфологические признаки порядковых   числительных, подчеркните их как члены предложения.

 ( 1,2 уч-ся у доски)

Слайд 2.

Не первый (имя  числ., прост.,порядк., Им.п., м.р., ед.ч., подлежащее)

Второй (имя числ., прост., порядк., Им.п., м.р., ед.ч., подлежащее)

 Отлично, я желаю вам  всегда быть первыми, ведь вы учитесь в какой школе?

2. Обобщение и систематизация изученного.

Учитель.Где, ребята, мы встречаемся с числами в жизни?

Слайд 3.

Уч-ся. Мы встречаем имена числительные  в  математике , повседневной жизни. Когда рассказываем о себе, праздниках и др.

Учитель. А теперь давайте поиграем, я называю вопрос, а вы записываете ответ, используя имена числительные ( ребус). Используйте подсказки.

Слайд 4

В каком году вы родились? в2000году

Сколько вам лет? 12лет

В какой школе вы учитесь? В первой школе

В каком классе? В 6 классе.

Сколько у вас уроков сегодня?6 уроков

А сколько девочек  в  классе? 9 девочек

А мальчиков? 7   мальчиков

В каком году Россия победила в Отечественной войне? в1812 году

А когда родился М.Ю.Лермонтов? в 1914году

Какого числа мы будем праздновать Рождество? 7 января

А сколько подарков хотели бы получить вы?550 подарков

А сколько желаний вы загадаете в новогоднюю ночь? 1000000 желаний

Учитель. Обменяйтесь работами и проверьте,   правильно ли записали ответ ваши товарищи. Сравните с эталоном и оцените работу.

Слайд 5

В двухтысячном году, двенадцать лет, в первой школе, в шестом классе, шесть уроков, девять девочек, семь мальчиков, в тысяча восемьсот двенадцатом году, в тысяча девятьсот четырнадцатом году, седьмого января, пятьсот пятьдесят подарков, миллион желаний.

Учитель. Какая орфограмма  пригодилось вам при написании?

(Правописание ь в именах числительных)

Найдите лишнее слово? (Миллион)

Ребята, назовите подобные слова (миллион, миллиард , тройка, тысяча).Запишите их.

Давайте поспорим. Кто будет доказывать,   что эти слова числительные?

 А кто-то - что имя существительное. Слайд 6

числительное

Часть речи?

существительное

сколько

Отвечает на вопрос?

что

число

Грамм. значение?

предмет

падеж

Морфологические признаки.

падеж

род

число

 Слайд 7

Учитель.Что бы вы купили  на миллион для своей семьи?

О каких же словах мы сегодня говорим?

Тема нашего урока?

Слайд8

Имя числительное .

Запишите тему урока.

Что же сегодня вы хотите узнать на уроке?

Цель: обобщить все знания о числительном.

Задачи:

-научиться правильно писать числительные

-научиться правильно употреблять числительные в речи

-выяснить роль числительных в  нашей жизни .

Вот и проверим сегодня, как вы с этими целями  справитесь.

Слайд 9

Работа в группах.

1гр  .  Дайте определение имени числительному.

2 гр. Какое определение дано  числительному в словаре В.Даля?

(Неточность в определении, данном в словаре: под  данное определение не подходят , например, дробные и собирательные числительные, а слова типа  единица , тройка могут подойти, хотя они числительными не являются)

3гр. Какое определение дано  числительному в учебнике.

Ученик 3 группы. Составьте кластер . Запишите.

Слайд 10.

Кластер.

Работа в парах  у доски.

Учитель. Распределить количественные числительные по трем группам. (Нарядить елку к новому году)

Слайд11.

1 пара (гр)

 Целые: 1 ряд  один,  семь, сорок

 Дробные: 2 ряд две пятых, полтора

Собирательные:3 ряд четверо, пятеро, семеро

2 пара (гр)

Простые: один , полтора, оба

Сложные: одиннадцать, триста

 Составные: двадцать пять, семьдесят два      

Карточка 1.

Один, полтора, четверо семь, две пятых, сорок, пятеро, семеро.

Карточка 2.

Один, одиннадцать, полтора, двадцать пять, семьдесят два, оба, триста.

3 группа.Упр.416 Какой же новый год без салата .

Учитель. Из каких продуктов мы будем готовить салат?

(Полезные, здоровые продукты, фруктовый салат)

 Основываясь на изученном материале, составьте  словосочетания

« количественное числительное +существительное». Поставь имена существительные в нужную форму.

Слайд 12

Карточка 3( На интерактивной доске)

11 ( апельсин) , 7 (мандарин), 5 (лимон), 10(яблоко), 6(киви),

8(груша), 12 (йогуртов). Приятного аппетита!

Слайд 13.

 5.Физминутка.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино,

Обведу еще раз круг,

Погляжу на мир вокруг!

Слайд 14.

5. Работа с текстами в технологии «Зигзаг».Заполнение таблиц.

Учитель. Скоро , ребята,  мы будем готовить подарки для своих родных.

Посмотрите, какие прекрасные предметы народных промыслов перед вами. Как они называются?

(Гжель, хохлома, матрешки).

Такой подарок понравился бы  вашей маме? Бабушке?

А рисунки, которые вы нарисовали?

Учащиеся разбиты на 3 группы. Получают тексты. Обсуждают и распределяют задания к тексту между собой.

(красные –сильные, зеленые- средний, желтые – низкий)

Встают и группируются по заданиям.

Выполняют, заполняют таблицу, одна  группа - у доски.

Возвращаются  на места,  презентуют.

Слайд14.таблица.

О чем текст?

О народном промысле

Тема текста

Тип речи

Стиль речи

Порядковые числительные, их морф признаки

Количественные числительных , морф. Признаки

Синтаксическая роль порядковых числительных

 

Синтаксическая роль количественных числительных.

Учитель.  Что общего у этих трех текстов?

Сможете ли вы посетить музей народных промыслов на каникулах?

А сейчас мы посетим  виртуальный  музей

(Учащийся показывает виртуальную экскурсию по местам народных промыслов).

А теперь выполним тест по теме «Имя числительное» ( Статград)

1. Найдите неверное утверждение: Числительное обозначает...

1. количество предметов  2. порядок при счёте

3. признак предмета 4. число

2. В каком варианте все слова - числительные?

1. тройка, три, трое

2. две седьмых, семнадцатый, семь

3. восьмой, восьмиугольник, восемь

4. два, удвоить, двухэтажный

3. В каком варианте все числительные простые?

1. пятьдесят, двадцать, сорок два

2. три, пять, восемь

3. шестьсот, девять, сто сорок

4. четыре, восемьсот, девятнадцать

4. В каком числительном в середине нужен Ь?

1. пят(?)надцать     2. сем(?)десят

3. девят(?)надцать 4. восем(?)надцать

5. Найдите верное утверждение:

1. трое суток, четверо малышей, двое очков - собирательные числительные

2. двадцать два градуса, семнадцать рублей, пятеро друзей - числительные, обозначающие целые числа

3. одна пятая сада, восемь груш, девять целых пять десятых метра - дробные числительные

4. девятка, девятиэтажка, девятая – существительные

6. В каком варианте допущена ошибка?

1. с девятьми рублями, для сорок львов

2. о восьмидесяти значках, двухсот дней

3. у пятьсот человек, пятью днями

4. о двухстах книгах, тремястами дубами

Слайд16.

Сверим с ответами.

Ответы: 3,2,2,2,1,1.

Слайд 17.

Рефлексия.

Так зачем нам нужны числительные?

Цель: Обобщить все знания о числительном.

1научиться правильно писать числительные

2научиться правильно употреблять числительные в речи

3выяснить роль числительных в жизни человека.

Учитель. А что же было бы , если бы вдруг числительные исчезли?

Послушайте сочинение вашего товарища на тему

 “Вдруг числительные исчезли….” Читает ученик.

Слайд

Д/ з  по выбору.

Практическая работа № 4

(В тетради самостоятельных и практических работ по русскому языку).

Сочинение  «Вдруг числительные исчезли….»

Приложение 1

Тексты

1. На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы  расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель  - название одного из этих сёл , ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону

2.        Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Предполагают, что хохломская роспись возникла в 1635 году на левом берегу Волги, в  семи деревнях Хохлома , Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.

3.       Знаменитая русская матрёшка уже более ста лет известна   далеко за пределами России. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства.

                Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.

В настоящее время существует четыре центра по изготовлению и росписи матрёшек. Известны расписные - вятские, тверские, марийские, мордовские матрёшки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....