Картина "Летом" А.А. Пластов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Костючек Ольга Владимировна

Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastov_letom.doc55 КБ
Файл tvorcheskaya_rabota_plastov.docx11.74 КБ
Файл rr_5_klass_plastov_letom.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»

Задачи:

1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова (презентация); стихотворения о лете; загадки о ягодах.

Х о д    у р о к а

  1. Организационный момент.

И так, друзья, внимание – ведь  прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее:  начнём скорей урок.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит,

 В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

 Золотом облиты

Темные листы.

 Дремлет лес: ни звука,

 Лист не шевелит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

     - Какую картину вы представили?

     - О каком времени года рассказал поэт?

     - Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».

III. Рассказ о художнике.

     - Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

     А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

     Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

     В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

     Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

     В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

 

IY. Беседа по картине.

- Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

- Кто из вас был в лесу?

- Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

- Какие ягоды и грибы вы собирали?

-Отгадайте загадки:

В лес иду - пустым-пусто,

А из лесу - густым-густо.

                           (Корзина с ягодами.)

 Что за кустик у дорожки –

 Белые цветочки,

 Растопырил, как ладошки,

 Листики-листочки,

 Прячет ягоды тайком

 Под тройняшкой.

 Под листком,

 Так и гнется над поляной

 Стебель с ягодкой румяной,

 А пониже, рядом с ней,

 Две другие покрупней...

                                         (Земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен...

                                            (Черника.)

Мох не мох, в лесу перинка.

На перинке не малинка,

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна...

                                              (Клюква.)

Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

                                             (Малина.)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

                                        (Пчела.)

Ниток много-много.

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

                          (Паук и паутина.)

     - Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

     - Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

     - Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

     - Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

     - Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина - труженица)

     - Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

     - Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

     - Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

     - Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

     - Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

     - Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

     - Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а  те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

     - Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый,   светло-зеленый,   белый,   желтый,   светло-коричневый, розовый, красный.)

     - Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное   настроение.   Так,   желтый,   розовый,   красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

     - Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

      Учитель дополняет ответы учащихся:

     - В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лето жужжит.

{Имитируют полет насекомых.)

Шевелятся усики и хоботки.

(Пальцы  рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)

Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.

{Наклоны головы вперед-назад.)

Лето зеленой дорогою

 С медом спешит на леток.

 (Имитируют полет насекомых.)

                            (Н. Ушаков.)

V. Словарно-стилистическая работа.

     Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.

     - Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

     - При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

     - Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

     В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

     Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

VI. Составление плана сочинения по картине.

     Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

     На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

     Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

     В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.

     Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

      Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чем рассказал художник?

- Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

- За что вы любите лето?



Предварительный просмотр:

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

               (…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …)берёз расположились на отдых (…) путники.

               Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

               В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и  (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

               Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

               (…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.

               Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

               В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и  (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

               Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

               (…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.

               Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

               В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и  (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

               Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 5-м классе по картине А.А . Пластова "Летом" Учитель русского языка и литературы МОУ г.Мурманска СОШ № 26 Костючек О.В.

Слайд 2

Цели: развивать речь учащихся; развивать умение наблюдать, составлять предложения, учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме, отрабатывать правописание падежных окончаний имён прилагательных; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; воспитывать любовь к родной природе.

Слайд 3

Описание картины А.А. Пластова “Летом”. Творческая работа И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

Слайд 4

И. Суриков «Полдень» Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, Лист не шевелит, Только жаворонок В воздухе звенит.

Слайд 5

Мир А.А.Пластова - мир вечной крестьянской России

Слайд 6

Тема красоты родной природы «Золотые берёзы», 1950 год « Июльский вечер», 1940 год «Стожки», 1952 год

Слайд 7

Тема крестьянского труда « На Поповой поляне», 1938 год «Сенокос» «Ужин тракториста»

Слайд 8

Жизненная правда полотен А.А. Пластова

Слайд 9

Картина "Летом. Грибы" Аркадия Александровича Пластова

Слайд 10

Учимся понимать картину « Летом. Грибы», 1953-1954 год Какое первое впечатление у тебя от картины? Что можно сказать о художнике?

Слайд 11

Что привлекает ваше внимание в картине? Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина

Слайд 12

Кто изображен на картине? Девочка – загорелая, на щеках румянец; красная косынка и простое платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в кружку. Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы. Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Слайд 13

Давайте опишем девочку. Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?

Слайд 14

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы

Слайд 15

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке. Лес – тёмный, встаёт стеной.

Слайд 16

Щедрые дары природы Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём. Корзина – плетёная, доверху наполненная грибами. Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве.

Слайд 17

Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный Какие краски преобладают в картине? В картине художник использует краски теплых и холодных тонов, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

Слайд 18

Какое впечатление произвела на вас картина? Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники Сочетание даже контрастных цветов придаёт картине особую красоту, вызывает чувство радости.

Слайд 19

А теперь – творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Л...

Мультимедийное сопровождение к уроку. А.А. Пластов "Летом" 5 класс

Мультимедийное сопровождение к внеклассному мероприятию по подготовке к сочинению по картине А.А. Пластова "Летом" 5 класс...

Молодежный сленг как пласт речи учащихся МКОУ «Южно-Подольская СОШ»

Данное исследование проводилось с целью изучения жаргонизации речи  учащихся старших классов МКОУ «Южно-Подольская СОШ». Было проведено анкетирование, результаты которого представлены в работе....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (в рамках подготовки детей к проектной деятельности) ТЕМА: «Винтажные часы из виниловой пластинки».

Цель занятия: Через выполнение поставленной задачи (выполнение винтажных часов), понять основной принцип композиции....

План занятия по теме "Флористический коллаж на пластинке".

Это занятите проводится в качестве внеклассной работы и рассчитано на два часа. Возраст учащихся 12-13 лет.Для выполнения практической работы флористический материал заготавливается заранее....

Мастер-класс «Лепка декоративного панно из глиняного пласта Ангел»

Поделки из глины для начинающих: мастер-класс. Глина – очень податливый материал, который можно использовать в совместной творческой деятельности....

Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"

Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"...