Конспект урока по теме:"Знатоки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Михасёва Ирина Васильевна

Данный урок в игровой форме позволяет повторить пройденный материал по темам "Фонетика", "Лексика", "Морфология", "Строение слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pr1.pdf1.42 МБ
Microsoft Office document icon urok_viktorina_5_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Конкурс знатоков русского языка»

Цель урока:

  • повторить пройденный материал в игровой форме;
  • расширить кругозор учащихся;
  • повысить интерес к предмету;
  • формировать умение работать в группе.

Задачи:

   обучающие:

  • повторить пройденный материал по темам «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Строение слова»;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка;
  • применять полученные знания в нестандартной ситуации;

   развивающие:

  • повысить интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • развивать интеллектуальный и культурный уровень;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость;
  • расширить словарный запас учащихся;

   воспитательные:

  • воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения;
  • учить работать в команде.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Вид урока: практикум.

Оборудование:

  • раздаточный материал: карточки со словами к конкурсу «Создай группу», 3 кроссворда, карточки со стихами А. Хайта, 3 карточки к конкурсу «Чёрный ящик», 3 одинаковые карточки к конкурсу «Небылицы»;
  • листы А4;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • награды победителям
  • жетоны

Ход урока

1.Организационный момент.

Класс разделён на три группы.

2. Объявление темы.

   - Наш урок будет проведён необычно. Объявляется конкурс знатоков русского языка.    В состязании принимают участие 3 команды.

   М. Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Посмотрим же, чья команда сумеет применить знания, полученные на уроках, в нестандартной ситуации. Победителей ждёт награда.

3. Разминка.

   - Начнём с разминки. Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. (Получив ответ, учитель показывает слайд из презентации).

А) Какое культурное важное событие произошло в жизни славянского народа в 863 году? (Два брата-монаха, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку).

Б) Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица)

В) Слово «азбука» - русское слово. Подберите  синоним иностранного происхождения. (Алфавит)

Г) Сколько букв в алфавите? (33 буквы)

Д) Сколько звуков? (42 звука)

Е) Почему происходит такое несовпадение?

Ж) Какой букве в России установлен памятник? (Букве Ё в Ульяновске)

З) Кто первый стал использовать эту букву при записи слов? (Николай Михайлович Карамзин)

И) Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая)

К) Кто является первым русским книгопечатником? (Иван Фёдоров)

Л) Кто написал книгу, которая называлась «Российская грамматика»? (М.В. Ломоносов)

М) Кто создал первый русский букварь, по которому стали обучать детей?(Константин Дмитриевич Ушинский)

4. Первый конкурс «Создай группу»

   - Каждой команде выданы карточки со словами. Уважаемые знатоки!  На какие группы можно разделить эти слова? (Карточки со словами: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица, корень, приставка, суффикс, окончание, основа, звук, буква, ударение, слог, фонема, транскрипция) .     Подумайте, как можно назвать каждую группу? (Части речи. Части слова. Фонетика). Если команда выполнит задание правильно, то получит 5 баллов, за каждую допущенную ошибку снимется по 1 баллу.

(При проверке выполненной работы каждая команда  выбирает одну группу, зачитывает и объясняет, почему выбрали такие слова в группу)

5. Второй конкурс «Угадай-ка»

   - Уважаемые знатоки! Знаете ли вы эти словарные слова? Запишите их у себя в кроссворде и вывесите на доску.

Если команда выполнит задание правильно, то получит 5 баллов, за каждую допущенную ошибку снимется по 1 балл

1 команда

  1     2    3    4     5    6

Б

О

Г

А

Т

А

Задание для 1 команды:

  1. Помещение для хранения книг (библиотека)
  2. Защита от нападения противника (оборона)
  3. Периодическое издание (газета)
  4. Специалист по выращиванию сельскохозяйственных культур (агроном)
  5. Слово, близкое по значению к слову «сейчас» (теперь)
  6. Указание местожительства (адрес)

2 команда

  1    2      3     4

Н

А

Ш

А

 

   

  5    6    7     8    

Р

Е

Ч

Ь

Задание для 2 команды:

  1. Слово, противоположное по значению слову «вперёд» (назад)
  2. Подберите слово-синоним к слову «фейерверк» (салют)
  3. Дорога с твёрдым покрытием (шоссе)
  4. Груз пассажиров (багаж)
  5. Изображение человека на картине (портрет)
  6. Успех в бою (победа)
  7. Способность ощущать радость, боль, холод и др. (чувство)
  8. Вид одежды (пальто)

 

3 команда

  1     2    3    4     5      6    7

С

Л

О

В

А

М

И

Задание для 3 команды:

  1. Слово, противоположное по значению слову «справа» (слева)
  2. Временная стоянка под открытым небом (лагерь)
  3. Овощ (огурец)
  4. Здание для обслуживания пассажиров (вокзал)
  5. Слово-синоним к слову «старательно» (аккуратно)
  6. Слово-синоним к словосочетанию «очень тихо» (медленно)
  7. Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

   - Прочитайте, какое высказывание получилось при отгадывании кроссворда. (Богата наша речь словами).

   - Действительно, наша речь очень богата словами. К.Г. Паустовский отмечал: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». А какая группа слов по численности самая большая? (Существительные)

   - Что вы знаете о существительных? (За правильные ответы выдаются жетоны).

   

6.Третий конкурс «Исправь ошибку!»

   - Уважаемые знатоки! У вас на столе лежат шуточные стихи А. Хайта. Прочитайте их. Найдите и исправьте  грамматические ошибки.

Задание для 1 команды:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

 Задание для 2 команды:        

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне.

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.  

Задание для 3 команды:

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

7.Четвёртый конкурс «Выдумщики»

   - Как вы думаете, какой чертой характера нужно обладать, чтобы овладеть правилами русского языка? (Трудолюбием)

   - Запишите слово «ТРУДОЛЮБИЕ» вертикально с левой стороны листа. Через минуту назовите слова к каждой букве этого слова, но все слова должны быть разных частей речи.

8. Пятый конкурс «Небылицы»

   - Уважаемые знатоки! Прочитайте предложения на карточке. Что вызвало ваш смех? Эти строки из произведения  английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Определите, какими частями речи являются эти слова.

Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мамзики в мове.

9. Шестой конкурс «Чёрный ящик»

   - Уважаемые знатоки! Через минуту скажите, что лежит в чёрном ящике. Задание на карточке.

Задание для 1 команды:

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в гудении явно услышишь.

Вместе – на темы различные пишешь.

                                           (Сочинение)

Задание для 2 команды:    

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте.

В целом – по мне на уроки пойдёте.

                                            (Расписание)

Задание для 3 команды:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же – в дневнике я и в журнале.

                                            (Оценка)

10. Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 7 классе на тему "Сочинительные союзы"

Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему "Сочинительные союзы". Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки....

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе                       Урок &nda...