Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
    Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

    язовских ирина михайловна

     

    Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционная направленность изучаемого материала проявляется в первую очередь в области речевого развития детей.  Практическая направленность материала актуализирует его нацеленность на формирование у детей речевых навыков. Одним из специфических требований обучения детей с умственной отсталостью является дифференцированный подход. В своем уроке я попыталась воплотить все эти важные составляющие, которые направлены прежде всего на продуктивное усвоение учебного материала.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока84.5 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное коррекционное образовательное учреждение Свердловской  области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

    Тема урока: Обращение  

    Класс: 9

    Цель урока: Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Совершенствование знаний учащихся об обращении.
    • Закрепление  и углубление  умений учащихся безошибочно определять и находить обращение в предложении, тексте, выделять их знаками препинания.
    • Формирование навыков  использования обращения в речи, построения с ними предложения, выразительного чтения предложений с обращением.

    Развивающие:

    • Развитие креативных навыков продуктивной деятельности.
    • Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы.
    • Развитие, обогащение и активизация словарного запаса, коммуникативных навыков учащихся.

    Воспитательные:

    • Воспитание познавательного интереса к урокам русского языка и литературы, культуры речи и общения.
    • Воспитание потребности к речевому совершенствованию.
    • Воспитание у детей чувства гордости за родной язык, уважительно и бережно относиться к нему.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Приветствие. Объявление  темы и цели урока

    Учитель: Кто озвучит календарь?

     Учитель (вроде бы непреднамеренно):

    –  Андрей, ты приготовился к уроку? А ты, Слава, готов к уроку? Алена, ты сделала домашнее задание? Ребята, поднимите руки те, кто сделал?  Коля, у тебя все готово к уроку? Ребята, посмотрите на гостей друг на друга, улыбнитесь.

    –  Ну что ж, мои ученики,  начинаем урок русского языка. Скажите, к кому я сейчас обращалась?  Как называются слова, которые мы произносим с целью привлечения к себе внимания собеседника? (Обращались к Андрею, к Славе, к Алене, к Коле,  к ребятам, к ученикам. Это обращения.)

    – Вы изучали обращение с 5 класса. Сегодня на уроке мы повторим уже известные вам сведения об обращении: знаки препинания при обращении, распространенное и нераспространенное обращение, вспомним, с какой интонацией произносится обращение, выясним, умеем ли мы обращаться, и будем учиться употреблять обращения в речи.

    – Запишите в тетрадях число и тему урока.

    II. Проблемная ситуация

    1. Беседа с учащимися

    Учитель:

    -Какой раздел учебника изучаем? (предложение)

    – Обращение-часть предложения. Что называется обращением? (Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому мы обращаемся с речью. Обращение бывает распространенным и нераспространенным.)

    – С какой интонацией произносится обращение? (Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышается, затем – понижается.)

     – Какие знаки препинания ставятся при обращении? (Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Обращения могут стоять в начале, середине, конце предложения.  Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.)  Схемы: о.!  -,о,-. -,о.! (на доске,)

    – Молодцы! Все, кто правильно ответил на вопросы, поставьте плюс на полях тетради.

    –  Прочтите предложения, написанные на экране: ( про себя, вслух по желанию)

    1. Принеси  мяч!
    2. Поставьте в дневник оценку.
    3. Ты  решила этот пример?
    4. Дайте мне интересную книгу.

    – В каких ситуациях общения они могут быть произнесены?

    (В спортзале или на игровой площадке, в классе, в библиотеке.)

    –  В этих предложениях есть обращения? (Нет.)

    – А есть ли необходимость включить обращения в предложения?

    Или можно обойтись без них? (Варианты ответов:

    • Можно не включать обращения, и так все ясно.
    • Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся.  
    • Без лишних слов  понятно, к кому мы обращаемся, мы ведь смотрим на этого человека.)

            III. Формулирование проблемы

    Учитель:

    – Итак, мнения разделились. Одни из вас считают, что если мы к кому-либо обращаемся, то обращение необходимо. Другие полагают, что можно обойтись без лишних слов. Формулируем проблему: «Как надо обращаться?»

       IV. Поиск решения проблемы

    1. Редактирование предложений

    Учитель:

    – Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые предложения. Включите обращения в предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. (Один ученик работает у доски. Остальные – в тетрадях.) 

    – Проверим задание. Прочтем предложения.

    Ученик читает предложения:

    1. Артем!  Принеси мяч!
    2. Поставьте в дневник оценку, Мария Петровна.
    3. Ты, Света, решила этот пример?
    4.  Вера Васильевна, дайте мне интересную книгу.

    Учитель:

    – Является ли обращение членом предложения? (Нет.  Мы употребляем при нем знаки выделения.)          

    Учитель:

    – Прочтите еще раз предложения без обращений.

    – В чем недостаток этих реплик? (Они неучтивы, невежливы.)

    – Подумайте, какие предложения благозвучнее: с обращениями или без обращений.  (Конечно, с обращениями.)

    – Сделайте вывод, нужны ли обращения в предложениях. (Да, нужны.)

    Учитель:

    – Предложения  без обращений произнес ученик, который не знает одной очень важной темы грамматики: «Употребление обращений». А ведь обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих.

    – Обращением можно передать ласку, заботу, доброжелательность, злость, недовольство.

    V. Формирование новых знаний

    1. Анализ  упражнения №297 стр.218-219

    - чтение задания, чтение текста лучшим учеником, передавая голосом правильную интонацию при обращении, при перечислении.

    -1 и 2  гр.-в конце каждого предложения с обращением составить и записать схему 

    -  Образец учителя - 1абзац, выполнение  на доске учениками 2, 3 абзаца, самостоятельно 4 абзаца.

    – Молодцы! Все, кто правильно выполнили это задание самостоятельно в 4 абзаце, поставьте плюс на полях тетради.

    2. Анализ фрагментов писем А.С. Пушкина брату и  сестре (для уч-ся 1 группы)

    Учитель:

    – Найдите  во фрагментах из писем А.С. Пушкина обращения, выделите их  запятыми, подчеркните. Составьте схемы предложений с обращениями. Подумайте, как относится автор письма к адресату.

    (Каждый ученик получает фрагмент текста. Работают самостоятельно, затем проверяют задание.)

    1).  А.С. Пушкин – брату Л.С. Пушкину.

    1. Душа моя, что за прелесть бабушкин кот!

    2. Благодарю тебя, мой ангел, за письмо.

    3. Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом.

    2).  А.С. Пушкин – сестре О.С. Пушкиной.

    1. Милая Оля,  благодарю за письмо.

    2. Милый друг,  думаю, что ты уже приехала.

    Учитель: 

    – Назовите распространенные обращения.  Как изменились бы предложения, если бы в них не было обращений? (Предложения без обращений стали бы грубоватыми.)

    Учитель:– Что можно сказать об авторе этих строк как о человеке и художнике? (Пушкин учитывает возраст, степень близости с адресатом, разрешает себе иногда шутку, юмор.) 

    – Молодцы! Все, кто правильно выполнили это задание, поставьте плюс на полях тетради.

    Ф И З М И Н У Т К А

     

    VI.  Закрепление новых знаний (Эксперимент)

    1. Устное составление  предложений с обращениями

    Учитель:

    – А вы, ребята, умеете обращаться? Обратитесь друг к другу, не забывая при этом об обращениях.  

    (3 гр.  в помощь даются предложения без обращений на карточках)

     (Ребята обращаются друг к другу.)

    – Молодцы! Каждый, кто придумал предложение, поставьте плюс на полях тетради.

    – Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые»  слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими!

    – Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь любимые слова вежливых людей: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, простите, извините.

    Диктант «Проверяю себя»

    Учитель диктует:

    –  Ласковое обращение радует собеседника.

      3. Самопроверка 

    Учитель:

    – Объясните правописание орфограмм в словах «ласковое», «радует»,  «собеседника».

    4. Проверка с экраном.

    – Те ребята, которые не допустили ошибок, поставьте плюс на полях тетради.

    VII. Творчество 

    Учитель:

    – Как вы думаете, обращаться можно только к людям? (Нет, «к звездам или птицам можно смело обратиться».)

    – Если мы обращаемся к природе или к предметам, то наделяем их способностью чувствовать, думать, страдать, то есть относимся к ним так, как к живому лицу. Обращения к неодушевленным предметам называются обращениями-олицетворениями.

    1. Словарная работа

    Учитель:

    – Запишите термин «олицетворение». Найдите корни в  этом слове. (Олицетворение: корни «лиц» и «твор».) Какое это слово?

    – Олицетворение – наделение неодушевленных предметов живыми качествами.  

    Учитель:

    – Обращение к неодушевленным предметам делает нашу речь поэтичной!

    2. Анализ фрагментов стихотворений

        Учитель: 

    – Назовите обращения-олицетворения из следующих фрагментов стихотворений:

    • Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса! (А.С. Пушкин.)

    • Ходит осень по полянам…

    Что ты, осень, принесла нам?

    • Листик, листик вырезной!

    Был зеленым ты весной,

    А теперь оранжевый.

     

    3. Творческая работа

    Учитель: 

    – Составьте предложения с обращениями-олицетворениями. Обратитесь к весне, которая наступила; к весеннему солнцу, птицам, ручьям, первой травке, цветам... (Ученики составляют предложения.)

     – Молодцы! Вы составили очень красивые, поэтичные предложения, поставьте плюс на полях тетради.

    (Ученики называют обращения. Выполнившие задания правильно, ставят плюс в тетрадях.)

    1. Домашнее задание

    Учитель: 

       –  Напишите сочинение о весне, включив в него обращения. Может быть, вы обратитесь в сочинении  к весеннему солнцу, птицам, ручьям, первой травке, цветам... (3 гр.- составьте  рассказ о весне устно)

    VIII. Рефлексия

    Учитель: 

       – Дорогие ребята! Скажите, нужны ли обращения в речи? Или можно обойтись без них, заменив их жестами, мимикой?

    (Примерные ответы:

    • Обращения нужны, так как, обращаясь к кому-либо, неприлично не называть собеседника по имени. Так можно обидеть человека.
    • Обращения помогают общению.)

     Учитель: 

     – Вы правы, ребята!  Обращения нужны, ведь они устанавливают связь между говорящим и его собеседником. «Всем нам при общении поможет обращение!», но помните, что неудачное обращение может насторожить, удивить, даже обидеть. Употребление грубых обращений приводит к коммуникативным неудачам.

      – Оцените, как вы сегодня работали.  Поставьте себе оценку за работу на уроке на полях тетради.  Все ребята, которые работали сегодня у доски, поставьте плюс  на полях тетради. А теперь каждый из вас, дорогие мои ученики, пусть сосчитает, сколько  же плюсов заработал он на уроке?  Те ребята, которые получили  пять и более плюсов, могут поставить себе оценку «пять». А остальные поставьте оценку «четыре». Молодцы, дорогие ребята!

    –  Итак, ребята, вы убедились, что общение нуждается в обращении. Пусть нашим девизом станут слова: «Долой общение без обращений!».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    обращение О!, ----. ----, о, ----. ----,о.!? Принеси мяч! Поставьте в дневник оценку. Ты решила этот пример? Дайте мне интересную книгу.

    Слайд 2

    упражнение №297 стр.218-219 Время Постоял бы я с тобой, березка ! Да надо мне навестить и елку, и сосну, и осинку (---, о!).

    Слайд 3

    Диктант «Проверяю себя» Ласков ое обращение раду ет соб е седника.

    Слайд 4

    Словарная работа олиц е творение

    Слайд 5

    Домашнее задание Напишите сочинение о весне, включив в него обращения. (3 гр.- составьте рассказ о весне устно)

    Слайд 6

    Д е в и з «Долой общение без обращений!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

    Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

    Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

    Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

    Конспект урока с презентацией по русскому языку в 7 классе на тему "Сочинительные союзы"

    Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему "Сочинительные союзы". Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки....

    презентация по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочиненные предложения"

    Презентация  по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложносочиненные предложения". Презентацию можно использовать для   творческого закрепления темы. Презентация "Биграфия В.А. Жуковского" ...

    Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

    Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....