План-конспект урока и презентацияя по русскому языку с применением ИКТ в 11 классе «Многоаспектный анализ текста »
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Бормотова Наталья Викторовна

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. В ходе урока обеспечивается закрепление лингвистических, теоретических понятий, продолжается формирование умений написания сочинения части С в рамках подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx37.39 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt176.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ в 11 классе

«Многоаспектный анализ  текста »

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

-Цель: выработать у учащихся навыки правильной, точной, выразительной речи; развивать языковой вкус и культуру речевого поведения;

- расширить представления учащихся о литературной норме; формировать умение наблюдать за речью окружающих и анализировать её с позиций языковой нормы;

- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать,  логически верно излагать свои мысли;

- совершенствовать навыки этичного межличностного общения; отработка умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- развивать внимание учащихся, формировать умения замечать и исправлять недочёты в речи окружающих, развивать навыки уместного использования языковых средств;

- развивать умение строить монологическое высказывание на социальную тему.

- воспитать умение вести деловое общение;

- воспитать у учащихся любовь к русскому языку, привить бережное и ответственное отношение к слову.

Задачи:  создать естественные условия для проявления коммуникационных возможностей, для активизации мыслительной деятельности учащихся;

- обеспечить в ходе урока усвоение норм русского литературного языка; формировать умение говорить, соблюдая языковые нормы (акцентологические, нормы словоупотребления и словоизменения, т. п.)

- содействовать формированию умений говорить и писать с учётом условий и задач общения, читать и слушать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте;

- активизировать на уроке приёмы побуждения к языковой дискуссии, речи; способствовать расширению словарного запаса старшеклассников.

Демонстрационный материал к уроку: раздаточный материал с опережающим домашним заданием – тексты для анализа,

разные виды словарей («Словарь иностранных слов», «Эрудит: Толково-этимологический словарь иностранных слов», «Орфоэпический словарь русского языка» и др.)  

презентация.                                             

                                                      Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:

      Сегодняшнее занятие я хочу начать с  притчи, которая называется «Первая стрела».

  Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.

  «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?»- удивился Ученик.

  «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя  в запасе есть ещё одна попытка».

  «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь»,- подумал Ученик.

   Таким образом мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку( ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить…

    И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели и задачи нашего урока:

  1. Формулировка  цели урока учащимися (совместная проверка выполнения домашнего задания по многоаспектному анализу предложенного текста; подготовка к выполнению частей ВиС ЕГЭ)
  2. Чтение текста (ученик)

Свободная беседа с группой, сопровождаемая показом слайдов презентации.

  1. Что вам удалось найти об авторе этого текста?

       

   Слайд-информация 1.(об авторе)

  1. Охарактеризуйте стиль и тип речи данного отрывка (+ наводящие вопросы)

                   

  Слайд-подсказка2.  (расшифруйте!)

Стиль публицистический, поскольку здесь мы находим достаточно явные его признаки – такие как актуальность темы о необходимости повышения речевой культуры;

- обращенность к массовому читателю с целью воздействия на ум и чувства (т.е. главные задачи? Информирование и воздействие )

С помощью чего достигается данный эффект?

Лексика общедоступна, часто носит оценочный характер страстный, погубит репутацию, сообразительный одессит; ловкий человек, провернет дело (разг); неграмотные наши деятели, аморально

Фразеологические обороты: выдает с головой; провернет дело; пеняй на себя

Общественно-политическая лексика , связанная с  развитием общества: бизнес, репутация; 

использование слов и оборотов, часто встречающихся в средствах массовой информации:  слова книжного стиля:  торговец недвижимостью,  крайне болезненно.

Употребление изобразительно-выразительных средств:  

Во мнении народном – литературная аллюзия (реминисценция- воспроизведение широко известного фрагмента, цитаты в тексте; Зачем? Опора на авторитет и указание на традицию и ученичество, и средство полемики. Главное- создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового «пространства»).

Эпитеты: ловкий человек, красивых и страстных слов.

Олицетворение: ударение убивает лидера, произношение подорвет кредит.

Гипербола: всей страной смеются.

Сравнение: как будто на него произвели покушение.

Разнообразны синтаксические средства: практически все виды предложений, наличие    риторических вопросов и восклицаний;

наличие предложений с оттенком градации (особенно 13),  побудительных предложений, повторы слов и союзов

  1. Что вы можете сказать о морфологических средствах данного отрывка? (инд.задание) Частотность употребления частей речи.

                            Слайд 3 –результат исследования

                                     (смотри приложение №1)

  1. Охарактеризуйте наиболее продуктивные способы словообразования в данном тексте.

                         Слайд 4. -подсказка (морфологические и неморфологические способы)

морфологические

Приставочный: выдает, невозможно, заработал

Суффиксальный: торговец, недвижимость, выходец, сообразительный, насмешка, покушение, защищать (защитить), орфоэпический, поправившись, одессит, лидер.

Приставочно-суффиксальный: по-французски

Бессуффиксный: опека (опекать)

неморфологические

Сложение : самочувствие + суффиксация

Переход (субстантивация причастия): окружающие (хар-но для публицистики)

5. Перейдем к следующей (после слова) языковой единице – словосочетанию

                     Слайд 5. - задание :  Из предложения 7 выпишите все словосочетания и распределите по группам в зависимости от вида подчинительной связи.

Продолжение слайда: Дать ответ на вопрос: Что объединяет  словосочетания каждой группы? В чем их отличие?  ( например: объединяет характер зависимого слова: при согласовании это слова , изменяемые как прилагательные; по главному слову – именные; и т.д.)

6.Какова структура  текста и способы связи предложений?

                          Слайды 6. - сопровождение в интерактивном режиме

                                          (анализ прозаических строф)

7. Можно ли сказать, что первые предложения абзацев образуют краткий конспект текста? 

(Можно, кроме 2 абзаца. Это не научный текст, поэтому вполне объяснима подобная «неточность»)

                 

                            Слайд 7. - конспект (ваши варианты?)

8. Какие виды предложений встречаются в данном тексте?

                           Слайды 8. - сопровождение

( для графического анализа в интерактивном   режиме- далее -ИР)

Простые предложения  2,5,16           Дать характеристику простых предложений

   

                                                         (сгруппировать подобные признаки)

 ИР  (подчеркнуть осложнения)

Сложносочиненные предложения    , 10, 12    (ИР  -графический анализ, выводы)

                            Односоставные?

Сложноподчиненные предложения  с одним придаточным  3,9,11,15 (ИР – графический анализ, выводы)

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 13,17 (ИР –графический анализ)

Бессоюзные сложные предложения 1, 6  (ИР – графический анализ, выводы)

Сложные синтаксические конструкции   4,7,14 (ИР - графический анализ)

9. Теперь, когда вы прочли текст не один раз, определим проблему текста (необходимость повышения речевой культуры).

Какая это проблема?

Дадим ей определение (социальная, актуальная, наболевшая, общественно значимая, острая, важная).

Как характеризует автора выбор данной проблемы? (не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, культурный человек, уважает мнение других, настоящий гражданин своего Отечества).

Определение позиции автора и способа ее выражения.

Учитель: по мнению известного литературоведа М. Ю. Лотмана, «в тексте скрывается сам автор, текст – есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – в тот или ином виде – образ своего творца».

Какова авторская позиция по затронутой им проблеме? (доказать примерами из текста).

(Слайд 9).

Авторская позиция может быть выражена

  1. Чётко, прямо, непосредственно:

- В названии текста.

     -В отдельных предложениях текста.

-   Через ряд аргументов.

  1. Через модальный план текста:

- Риторические вопросы.

-Риторические восклицания.

-Порядок слов.

-Лексические  повторы.

-Оценочную лексику.

-Модальные слова и  частицы.

Ряд вводных слов, словосочетаний , предложений.

Слайд 10.

Изложение аргументации собственной позиции по поднятой проблеме.

Учитель: Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) содержит определённые требования: « Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором, аргументировал его( не менее 2  аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт».

Вспомним:                   реальные факты из жизни окружающих.

жизненный опыт                собственные наблюдения и выводы.

                                       Традиционно-исторический опыт.

                                               Художественная литература

Читательский опыт                 историческая литература  

                                               Научно-популярная литература

Знания, которые приобретены вами в результате читательского или жизненного опыта, вы можете использовать, доказываю свою точку зрения, в качестве  примеров   и наглядных иллюстраций.

Учитель: речевая характеристика – один из способов создания образа литературного героя. Приведите примеры (герои пьес Островского, Тургенев «Отцы и дети»).

Слайд 11.      Чего не должно быть в твоём комментарии?

                     

                         

 Учитель: Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодым людям, призывал « … если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно…».

Совершенствовать язык - значить совершенствовать  себя.

- И ещё несколько мудрых изречений-советов  учёных по поводу оформления ваших мыслей.    

Слайд 12.

Правильность речи. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

  • – Точность речи. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

  • – Логичность речи. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

  • – Ясность речи. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

  • Простота речи. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

  • Живость речи. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

  • Благозвучие.  “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

Самостоятельная работа над первой (вступительной) частью  сочинения. С чего вы начнёте свои размышления над проблемой, поднятой автором текста? 2-3 предложения записать в тетрадь.

9. Домашнее задание: Выполнить задания части С по анализируемому тексту.

( Приложение 3)

10.Оценки за урок и  комментарий к ним.

                                                                             Приложение№1

1. Речь выдает человека с головой- не спрятаться и не укрыться.  2.В Америке я случайно встретился с молодым торговцем недвижимостью, выходцем из наших краев. 3.Он пробовал заниматься бизнесом в разных странах, в частности во Франции, и увидел, что это для него невозможно.4. Чтобы вести дело во Франции, нужно говорить по-французски идеально: плохое произношение подорвет кредит. 5.Америка же менее чувствительна к речи. 6.В Америке можно говорить и на плохом английском – сообразительный одессит относительно быстро заработал здесь свой первый миллион.

    7. Сегодня в нашей стране ловкий человек провернет дело и разбогатеет, даже если он мычит, а не говорит, но приличное общество относится к ошибкам речи крайне болезненно. 8.Можно произнести тысячу красивых и страстных слов, но одно неправильное ударение погубит тебя во мнении народном.

9.Неправильно произнесенное слово убивает лидера, как будто на него произвели покушение. 10.Какое-нибудь «обеспечЕние» губит репутацию, а произнеся «опёка» и не поправившись, можно вызвать стойкое насмешливое отношение. 11.Разве можно иметь дело с человеком, если он говорит «опёка»?

     12.Неправильно произнести слово и не поправиться –это аморально, и недаром всей страной смеются над неграмотными нашими деятелями. 13.(Если ты настолько глух), (что не слышишь), (как говорят окружающие), (если ты не дорожишь мнением людей), (если ты не умеешь и не хочешь исправить несколько слов в своей речи), (если ты думаешь), (будто ты выше законов языка), (что общие правила тебя не касаются), (что твой пост защищает тебя от насмешек), - то пеняй на себя. 

       14.Не знаешь, как произнести,- доверяй только словарю. 15.Я  думаю, что после Библии орфоэпический словарь - вторая по значению книга. 16.Она сильно влияет на нравственность, на ясность мышления и на внутреннее самочувствие. 17.Если ты уверен в словах, которые произносишь, ты уверен и в себе.

                                                   Симон Соловейчик[1]

Приложение  2.

Творческие работы учащихся по данному тексту.

1.Как воздух всему живому, человеческому разуму необходима книга. Мысль читающего человека оттачивается, становится острой, как дамасский клинок; хорошая литература придаёт уму ясность.

  К сожалению, кроме хороших книг , ещё существуют плохие как по форме, так и по содержанию. От них мысль притупляется, ведь такая литература не требует работы ума, а значит, она  не развивает его.

   О наступлении подобной литературы на полки книжных магазинов сетует автор текста.

   Основная проблема- вытеснение книги , развивающей душу, замена её на «литературный попкорн».

      В.Иванов считает, что, несмотря на прогресс, хорошая книга необходима, её не заменят « телевизор, газеты, компьютерные стрелялки».

      Книга- важный элемент самопознания.

  Я полностью согласен с автором, меня самого не раз посещали подобные мысли. Ведь с первыми книгами к нам приходит первое понятие о добре и зле, трусости и смелости, прекрасном и безобразном. В дальнейшем учебники и справочники, художественная и критическая литература прочно войдут в нашу жизнь. Мы будем постигать сложность этого мира, читая великих классиков: Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстого, Тургенева и Булгакова.

  Хорошую литературу следует ещё читать и потому, что она прививает грамотность, учит правильно говорить. В нашей жизни устная и письменная речь взаимосвязаны и взаимозависимы . Человек, читающий книгу, написанную живым языком, переносит удачные слова и обороты в свой повседневный лексикон.

  Великое литературное наследие хранит сокровище , которому нет «цены»,- русский язык. Не зря самый  «чистый» язык называют  литературным. Всё языковое богатство сконцентрировано именно в произведениях классиков. Недаром    Н.Некрасов говорил, что в нашем языке всё имеет своё название, нет такого предмета или чувства , которое нельзя было бы выразить словом. Убедиться в этом можно, прикоснувшись к шедеврам русской литературы. Именно классическая литература согреет и обогатит душу читателя, даст   духовный рост. Вспоминаются слова критика  В.Розанова: «Душа озябла… Страшно, когда наступает озноб души». Я уверен, что эта «болезнь» меня не коснется, так как выбор сделан давно: своё будущее я связываю с литературой.

Приложение№1 к слайду-исследованию

Частотность употребления частей речи в данном отрывке

Проанализировав  частотность употребления частей речи в данном отрывке, можно сказать следующее: Автор употребил здесь все части речи, как самостоятельные, так и служебные.

Из самостоятельных на первом месте – имя существительное (примерно 60 раз), что вполне объяснимо: существительные обозначают   предметность окружающего мира в широком смысле слова,

  Можно отметить употребление сущ-х  с абстрактным (отвлеченным) значением: нравственность, мышление, самочувствие,, репутация, мнение;

-отглагольных сущ-х: торговец, выходец, отношение

Есть одно субстантивированное причастие: Окружающие (что тоже характерно для данного стиля)

    На втором месте в этом тексте глаголы (более 40), причем четверть  из них- в форме инфинитива (, который выступает и в роли сказуемого и даже подлежащего.:

- не спрятаться, ни укрыться; говорить произнести, не поправиться

Глаголы в повелительном наклонении – доверяй, пеняй на

себя усиливают воздействующую функцию текста

    На третьем месте прилагательные и местоимения (примерно по 20), причем часто  прилагательные носят оценочный характер: сообразительный одессит, ловкий человек, приличное общество Кроме того, ряд прилагательных употреблен в краткой форме,

что также свойственно публицистическому стилю: невозможно, чувствительна, аморально, глух( они тоже имеют явную  эмоциональную окраску)

     Что касается местоимений, то это и возвратное, и относительные, и неопределенное. Можно отметить наиболее частое употребление личных местоимений, что вполне естественно:  автор делится своими взглядами на мир. А в последних двух абзацах подчеркнуто употребляется личное местоимение ТЫ, что создает ощущение, будто автор обращается к каждому из нас.

     Наречия употреблены в тексте  14 раз ( в основном они « сопровождают» глаголы, иногда имеют оценочный характер: Крайне болезненно ; сильно влияет

В тексте также есть 2 деепричастия (произнеся и не поправившись) 2 причастия (одно в роли существительного, 2- (произнесенное)- в своей собственной роли. Эти части речи тоже свойственны книжным стилям

     Из служебных частей речи я бы назвала частицы ЖЕ  в значении противительного союза  в 5 предложении и  модальные частицы РАЗВЕ (усиливает риторический вопрос,(11)ДАЖЕ, ТОЛЬКО (В 7 И 14 предложениях)

  Таким образом, если подвести итог, то можно сказать, что  характер употребления в данном тексте частей речи обусловлен задачами, которые решает автор, то есть доказывает   его принадлежность публицистическому стилю.

                                                       

   Приложение  № 3                  

 Задания к тексту:

1. Найдите сведения об авторе в доступных для вас источниках.

Блок 1 (лингвистический)

1. Определите стиль и тип речи отрывка. Докажите.

 Назовите имеющиеся изобразительно-выразительные средства.  

2. Проанализируйте частотность употребления в данном отрывке частей речи. О чем это говорит?

3.Какие способы словообразования представлены в данном тексте? Какие не представлены?

4.Выделить все возможные словосочетания в 7 предложении. Определить вид подчинительной связи, сгруппировать по общности признаков.

5.Проанализируйте текст с точки зрения синтаксиса:

   - количество строф, их композиция;  способы связи предложений; план-тезисы

   - виды предложений по структуре (простые, сложные – виды сложных предложений,

      сделайте их структурно – семантический,  графический  анализ

   -  Есть ли в данном тексте односоставные предложения (простые или в составе сложных)?

   - укажите виды осложнений в простых (и как самостоятельных, и частях сл.пр-й)

   

Блок 2 (коммуникативный)

.  1. Сформулируй проблему текста.

   2.  Какова позиция автора и как она выражена? Убедителен ли автор в своей позиции?

   3. Выразите свое отношение к прочитанному. Согласны ли вы с автором или хотите    возразить ему?

Раскройте свою позицию по данной проблеме.

4. Нужно ли в России хорошо знать язык, чтобы преуспеть в жизни?

5. Что входит в понятие «правильная речь»?

6. Связываю ли я свое будущее с хорошим знанием языка?

  Подготовьте рабочий материал (или модель) соочинения-рассуждения по данному тексту.


[1] Соловейчик С.С. Последняя книга,28 гл.-«Первое сентября»,1998,1 августа, стр.14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: