Урок русского языка в классе по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Стручков Константин Гаврильевич

Урок по теме "Обращение" 5 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_office_word.docx21.72 КБ
Файл urok.odp19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Цель:

  предметные: ознакомить учащихся с обращением, его признаками, особенностями пунктуационного оформления предложений с обращением; развивать умения находить обращения и расставлять знаки препинания в предложениях с ними

метапредметные: научить приемам самостоятельной работы, активизировать мыслительную деятельность, развивать письменную и устную речь

воспитательные: воспитывать культуру сотрудничества, работы в группе, умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), формировать патриотические чувства.

Оборудование:

тип урока: комбинированный, урок - исследование.

ход урока:

I.организаионно-мотивационный этап

Начало урока:

- установление взаимодействия между всеми субъектами УВП на уроке;

-мотивация учебной деятельности.

Цели учащихся:

- настроится на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с учителем и друг с другом;

- успокоиться, снять статическое и эмоциональное напряжение;

- внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

Ели учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока;

- включить всех обучающихся в работу;  

- создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке.

Методы огранизации работы:

- беседа;

-игра "Приветствие".

Формы организации работы:

- фронтальная;

- индивидуальная

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Здравствуйте. Я приветствую вас в нашем уютном классе и прошу занять любое место. На столе лежат бейджи и фломастеры. напишите на бейджах крупно, как вы хотите, чтобы мы вас сегодня называли. (не говорить слово "обращение")

Ученики заходят в класс, рассаживаются за столы и пишут на бейджах  свое имя, закончив встают в центр класса.

II.Мотивационный этап

Поприветствуйте друг друга. А теперь используя этикетные слова попросить что-нибудь (о чем-нибудь) у друг у друга. Я начну: "Уважаемый (имя ученика), будь внимателен, пожалуйста.  Учитель передает солнышко ученику. На данном этапе учитель мотивирует учащихся использовать полученные ранее знания по культуре речевого общения.)

Ученики передают по кругу солнышко, называя  соседа по имени.

3.Организационный этап

Я прошу вас сесть за столы, объединившись в группы по цвету бейджа

Учащиеся рассаживаются по группам

Формулирование цели и темы урока.

- Какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

- Исходя из сформулированных вами целей, назовите тему урока.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

        III.Изучение нового материала

1.Словарная работа. Прочитайте предложения. найдите слова или словосочетания, называющие лицо или предмет, к которому обращаются с речью.

1.Ребята, берегите природу родного края. 2.Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. 3.Расти и процветай, любимый город!

Сформулируйте правило об обращении.

Анализ языкового материала (в группах)

1) Работа с карточками

Карточка 1

-Прочитайте предложения в слух.

 1.Дима прочитал книгу о животных.

2.Дима, прочитай книгу о животных.

3.Дима, ты прочитал книгу о животных?

-Определите какие это предложения по цели высказывания. Сделайте вывод, дополнив предложение:

Предложения с обращением по цели высказывания, как правило, являются...

-Разберите по членам предложения. Каким членом предложения является слово Дима в первом предложении? Входит ли слово Дима из 2-го и 3-го предложений в грамматическую основу? Моно ли к нему задать вопрос? Сделайте вывод, дополнив предложение:                                     Обращение .. является членом предложения, потому что к нему нельзя задать вопрос.

Таким образом, обращение ... является членом предложения и, как правило, употребляется в ... и ... предложениях.

Карточка 2

1.Сон, войди скорее в двери. Дрема, встань у колыбели.

2.Мы ждем тебя, Витя!

3.Не ешь меня, Лиса, я спою тебе песенку.

4.Родина! Как ты хороша весной!

Задания:

-прочитайте предложения вслух.

-Повышается ли интонация при произнесении обращения?

-Сделайте вывод, дополнив предложение: При произнесении обращения голос ... .

-Есть ли паузы в предложениях с обращением? Где они находятся? Сделайте вывод, дополнив предложение: При интонировании обращение выделяют... .

-Повышение или понижение интонации наблюдается после паузы? Сделайте вывод, дополнив предложение:

После паузы интонация ... .

Таким образом, при произнесении обращения интонация ... , обращение выделяют ..., После которых интонация... .

 

Такую интонацию называют звательной. Звательная интонация - важный опознавательный признак для этой пунктограммы.

Карточка 3.

1 Не пугай, зима, весна скоро придет.

2. уходи зима седая... .

Задания:

-прочитайте предложения вслух.

-выясните чем является обращение (словом или словосочетанием) в каждом предложении.

-Сделайте вывод о том, какое обращение называют распространенным, а какое нераспространенным, дополнив предложение:

Если обращение состоит из ... слова, то его называют нераспространенным. если обращение состоит из ... его называют распространенным.

Карточка 4.

Родная планета! Цвети зеленей! Мы любим тебя в переливах огней.

Задания:

-прочитайте предложения вслух. Найдите обращения.

-Вспомните, что такое смысловой отрезок.

-докажите, используя памятку, что обращение - это смысловой отрезок.

Памятка

-Опустите обращение, т.е. прочитайте без обращения.  

-Изменилось ли смысловое значение предложения?

-Выделяют ли этот отрывок интонационно?

-Выделяют ли обращение на письме знаками препинания?

 -Сделайте вывод, дополнив предложение:

Обращение - это смысловой отрезок, потому что с помощью обращения предложению придается ... .

Карточка 5.

1.Ребята, берегите природу! 2.Берегите, ребята, природу! 3.Берегите природу, ребята! 4.Ребята! берегите природу!

Задания:

   -прочитайте предложения вслух.

   -определите место обращения в предложении.

   -сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с обращением, дополнив предложения:

Если обращение стоит в начале предложения, то запятую ставят ... него.

Если обращение стоит в середине предложения, то запятую ставят ... .

Если обращение стоит в конце предложения, то запятую ставят...ним.

-В чем особенность последнего предложения? Как нужно произнести обращение? В чем особенность пунктуационного оформления такого предложения? Сделайте вывод, дополнив предложение:

Таким образом, если обращение нужно произносить с восклицательной интонацией, то после него следует ставить. Следующее слово нужно писать с ... буквы.

     -От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением? (от местоположения обращения в предложении)

2) Отчет групп о проделанной работе

IV. Закрепление изученного материала

1.Выборочное списывание

Задание. Выпишите предложения, осложненные обращением. Объясните постановку знаков препинания.

1)Не трещите, морозы, в заповедном лесу.

2)К утру мороз крепчал.

3)Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

4)Муравьи - санитары леса.

5)Черемуха душистая с весною расцвела.

6)Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

2. Объяснительный диктант

Задание

Расставьте знаки препинания.

1) Ив самом обычном наряде мила ты отчизна до слез.

2)Русь моя люблю твои березы!

3)Слава твоя - это наша слава Родина!

4) Россия Над твоими нивами пусть небо синее цветёт!

 3.Творческая работа: написание сочинения-миниатюры

Задание. какая тема объединяет эти предложения? Что значит любить родину? Составьте 3-4 предложения о Родине, используя обращения.

V. Подведение итогов урока

1.Беседа

-Достигли ли мы целей урока?

-Назовите существенные признаки обращения.

2. Слово учителя

-Любить Родину - это значить жить с  ней одной жизнью. Для истинного патриота всё дорого: народ, история, культура, язык. Будущее нашей родины в наших руках. Помните об этом! Многие говорят: "Мы любим родину". Это очень важные слова. Но нужно быть патриотом не на словах, а на деле!

Карточка 1

-Прочитайте предложения в слух.

 1.Дима прочитал книгу о животных.

2.Дима, прочитай книгу о животных.

3.Дима, ты прочитал книгу о животных?

-Определите какие это предложения по цели высказывания. Сделайте вывод, дополнив предложение:

Предложения с обращением по цели высказывания, как правило, являются...

-Разберите по членам предложения. Каким членом предложения является слово Дима в первом предложении? Входит ли слово Дима из 2-го и 3-го предложений в грамматическую основу? Моно ли к нему задать вопрос? Сделайте вывод, дополнив предложение:                                     Обращение .. является членом предложения, потому что к нему нельзя задать вопрос.

Таким образом, обращение ... является членом предложения и, как правило, употребляется в ... и ... предложениях.

Карточка 2

1.Сон, войди скорее в двери. Дрема, встань у колыбели.

2.Мы ждем тебя, Витя!

3.Не ешь меня, Лиса, я спою тебе песенку.

4.Родина! Как ты хороша весной!

Задания:

-прочитайте предложения вслух.

-Повышается ли интонация при произнесении обращения?

-Сделайте вывод, дополнив предложение: При произнесении обращения голос ... .

-Есть ли паузы в предложениях с обращением? Где они находятся? Сделайте вывод, дополнив предложение: При интонировании обращение выделяют... .

-Повышение или понижение интонации наблюдается после паузы? Сделайте вывод, дополнив предложение:

После паузы интонация ... .

Таким образом, при произнесении обращения интонация ... , обращение выделяют ..., После которых интонация... .

 

Такую интонацию называют звательной. Звательная интонация - важный опознавательный признак для этой пунктограммы.

Карточка 3.

1 Не пугай, зима, весна скоро придет.

2. уходи зима седая... .

Задания:

-прочитайте предложения вслух.

-выясните чем является обращение (словом или словосочетанием) в каждом предложении.

-Сделайте вывод о том, какое обращение называют распространенным, а какое нераспространенным, дополнив предложение:

Если обращение состоит из ... слова, то его называют нераспространенным. если обращение состоит из ... его называют распространенным.

Карточка 4.

Родная планета! Цвети зеленей! Мы любим тебя в переливах огней.

Задания:

-прочитайте предложения вслух. Найдите обращения.

-Вспомните, что такое смысловой отрезок.

-докажите, используя памятку, что обращение - это смысловой отрезок.

Памятка

-Опустите обращение, т.е. прочитайте без обращения.  

-Изменилось ли смысловое значение предложения?

-Выделяют ли этот отрывок интонационно?

-Выделяют ли обращение на письме знаками препинания?

 -Сделайте вывод, дополнив предложение:

Обращение - это смысловой отрезок, потому что с помощью обращения предложению придается ... .

Карточка 5.

1.Ребята, берегите природу! 2.Берегите, ребята, природу! 3.Берегите природу, ребята! 4.Ребята! берегите природу!

Задания:

   -прочитайте предложения вслух.

   -определите место обращения в предложении.

   -сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с обращением, дополнив предложения:

Если обращение стоит в начале предложения, то запятую ставят ... него.

Если обращение стоит в середине предложения, то запятую ставят ... .

Если обращение стоит в конце предложения, то запятую ставят...ним.

-В чем особенность последнего предложения? Как нужно произнести обращение? В чем особенность пунктуационного оформления такого предложения? Сделайте вывод, дополнив предложение:

Таким образом, если обращение нужно произносить с восклицательной интонацией, то после него следует ставить. Следующее слово нужно писать с ... буквы.

     -От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обращением? (от местоположения обращения в предложении)

2) Отчет групп о проделанной работе

IV. Закрепление изученного материала

1.Выборочное списывание

Задание. Выпишите предложения, осложненные обращением. Объясните постановку знаков препинания.

1)Не трещите, морозы, в заповедном лесу.

2)К утру мороз крепчал.

3)Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

4)Муравьи - санитары леса.

5)Черемуха душистая с весною расцвела.

6)Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

2. Объяснительный диктант

Задание

Расставьте знаки препинания.

1) Ив самом обычном наряде мила ты отчизна до слез.

2)Русь моя люблю твои березы!

3)Слава твоя - это наша слава Родина!

4) Россия Над твоими нивами пусть небо синее цветёт!

 3.Творческая работа: написание сочинения-миниатюры

Задание. какая тема объединяет эти предложения? Что значит любить родину? Составьте 3-4 предложения о Родине, используя обращения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. 1. Узнаем что такое обращение. 2. Научимся читать предложения с обращением и ставить знаки препинания при обращении.

Слайд 3

Прочитайте предложения. Найдите слова или словосочетания, называющие лицо или предмет, к которому обращаются с речью. 1.Ребята, берегите природу родного края. 2.Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. 3.Расти и процветай, любимый город! Сформулируйте правило об обращении .

Слайд 4

Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того к кому обращаются с речью.

Слайд 5

Карточка 1. 1.Дима прочитал книгу о животных. 2.Дима, прочитай книгу о животных. 3.Дима, ты прочитал книгу о животных? Предложения с обращением по цели высказывания, как правило, являются... Таким образом, обращение ... является членом предложения и, как правило, употребляется в ... и ... предложениях.

Слайд 6

Карточка 2. 1.Сон, войди скорее в двери. Дрема, встань у колыбели. 2.Мы ждем тебя, Витя! 3.Не ешь меня, Лиса, я спою тебе песенку. 4.Родина! Как ты хороша весной! При произнесении обращения голос ... . При интонировании обращение выделяют... . После паузы интонация ... Таким образом, при произнесении обращения интонация ... , обращение выделяют ..., После которых интонация... .

Слайд 7

Карточка 3. 1 Не пугай, зима, весна скоро придет. 2. Уходи, зима седая... Если обращение состоит из ... слова, то его называют нераспространенным. Если обращение состоит из ... его называют распространенным .

Слайд 8

Карточка 4. Родная планета! Цвети зеленей! Мы любим тебя в переливах огней. Обращение - это смысловой отрезок, потому что с помощью обращения предложению придается ...

Слайд 9

Карточка 5. 1.Ребята, берегите природу! 2.Берегите, ребята, природу! 3.Берегите природу, ребята! 4.Ребята! берегите природу! Если обращение стоит в начале предложения, то запятую ставят ... него. Если обращение стоит в середине предложения, то запятую ставят ... . Если обращение стоит в конце предложения, то запятую ставят...ним.

Слайд 10

1.Выборочное списывание Задание. Выпишите предложения, осложненные обращением. Объясните постановку знаков препинания. 1)Не трещите, морозы, в заповедном лесу. 2)К утру мороз крепчал. 3)Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. 4)Муравьи - санитары леса. 5)Черемуха душистая с весною расцвела. 6)Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Слайд 11

1)Не трещите, морозы, в заповедном лесу. 3)Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. 6)Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Слайд 12

2. Объяснительный диктант 1) И в самом обычном наряде мила ты, отчизна, до слез. 2)Русь моя, люблю твои березы! 3)Слава твоя - это наша слава, Родина! 4) Россия! Над твоими нивами пусть небо синее цветёт!

Слайд 13

3. Творческая работа. 1. Что такое Родина? 2. Что значит любить Родину? 3. Стихотворения каких поэтов мы можете вспомнить? 4. Составьте 3-4 предложения о Родине, используя обращения.

Слайд 14

Достигли ли целей урока? Назовите существенные признаки обращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...