Пунктуационные подсказки
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Сафонова Елена Валерьевна

Пунктуационные таблицы, помогающие школьникам вспомнить и обобщить материал по синтаксиу и, в большей степени, по пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_sintaksisu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД И

СТАВИТСЯ

НЕ СТАВИТСЯ

Если И соединяет части сложносочиненного предложения     

                                                        НО

Запятой не будет, если есть общие второстепенные члены, общее придаточное предложение или это однородные придаточные

За окном пилят дрова и летают грачи. (общ втор член)

Когда взошло солнце, потеплело и мы ожили. (общ прид предл.)

Хотя мы расстались и все позади, приятно вспомнит былое (однородн соподчинение)

Запятая будет, если  союз повторяется в том же ряду однородных

Искл: фразеологизмы

И днем и ночью кот ученый все ходит… (фразеологизм)

И я, и ты  - мы все в ответе… (повтор союз)

Дом и сад блистают и искрятся (разные ряды однородных)

При однородных членах

  НО

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

Без обобщающих слов

С обобщающими словами

Соединительные и разделительные союзы: и, да (=и), тоже, также;

Или, либо, то…то, не то… не то; не только…, но и; как …, так и

ЕСЛИ СОЮЗ НЕ ДВОЙНОЙ (не только…, но и; как …, так и) И НЕ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ, ЗАПЯТОЙ НЕТ, ИНАЧЕ ЕСТЬ

Противительные союзы: а, но, да (=но), однако, зато, ни…, ни

36614

ЗАПЯТАЯ ВСЕГДА ЕСТЬ

После обобщающего слова перед перечислением двоеточие: Я видел всё: встречу, разговор, прощание.

После перечисления перед обобщающим словом тире: Дом, двор, дорожка – всё в снегу.

После обобщающего слова двоеточие, после перечисления перед продолжением предложения тире: Нигде: ни справа, ни слева – не виднелось ни огонька.

Обобщающие слова – родовые понятия при видовых или слова ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО и т.п.

В предложениях типа Он купил хлеб, молоко, сметану. Обобщающего слова НЕТ! «купил» - не видовое понятие к продуктам!!!

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ!!!

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПОДСКАЗКИ

ЕСЛИ ВИДИШЬ

  1. причастие (отвечает на вопрос какой?,  можно переделать в глагол (какой? Раскрашенный – который раскрасили), часто есть шипящие суффиксы: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ш-, -вш-), проверь, есть ли при нем зависимые слова. Если они есть и оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, не забудь запятые с двух сторон.

Дом, стоящий у реки, покрасили в зеленый цвет.

    2. деепричастие (отвечает на вопросы что делая? Что сделав?, не изменяется, образовано от глагола: читать – читая и т.п.), оно выделяется запятыми! Если при нем есть зависимые слова, они входят в оборот и обособляется все вместе.

По улице, напевая, шел мальчик. По улице, напевая что-то, шел мальчик.

3.Предложение более чем с одной грамматической основой - сложное. Посмотри, сколько частей, знаков может быть на один меньше (или еще меньше, если не везде надо ставить, но больше МЕЖДУ ЧАСТЯМИ быть не может!) ЗАПЯТУЮ СТАВЬ ПЕРЕД СОЮЗОМ, А НЕ ПОСЛЕ, Если части связаны союзным словом КОТОРЫЙ, при нем могут быть предлог, дополнение и т.п. Тогда запятая будет перед группой союзного слова, но все равно НЕ ПОСЛЕ НЕГО: Дом, для строительства которого требовался цемент, уже построен.

4.ЗАПОМНИ слова:

Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, итак, таким образом, наконец, по словам…, по сообщению…, по мнению.., по уверению…, по-моему, по-твоему, по-вашему, верно, разумеется, действительно, несомненно, конечно, бесспорно, пожалуй, не правда ли, наверное, правда, в самом деле, возможно, может (быть), должно быть, очевидно, вероятно, видимо, по всей видимости, по всей вероятности, к счастью, к несчастью, к нашей (его, вашей и т.д.) радости, к удивлению, удивительное дело, к стыду (нашему, моему и т.п.), к ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,  страшное дело, чего греха таить и т.п.

Они могут быть вводными и выделяться запятыми.

А могут и не быть вводными и не   выделяться запятыми, если к ним можно поставить вопрос от членов предложения.

Кажется, дождь собирается. Погода кажется противной (погода что делает? кажется)

К удивлению, мы не опоздали. К удивлению примешивалась грусть (к чему примешивалась? к удивлению)

Сегодня, страшное дело, две контрольных! Как вы решились (на что?) на это страшное дело?

Слово ОДНАКО может быть вводным или союзом. Союз можно заменить синонимичным НО: Мы, однако, не грустили. Мы грустили, однако (=но) не унывали.

5.СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:

И, да, тоже, также (эти два стоят не между однородными или частями сложного, а после однородного члена или внутри части предложения), или, либо, то…то, не то…не то, не только…но и, как… так и, ни…ни, а, но, зато, однако.

Они могут связывать однородные члены или части СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО предложения. Внутри двойных союзов ставится запятая (НЕ ПЕРЕД!): Я успел купить как хлеб, так и молоко.

6. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:

Что, кто, когда, где, после чего, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, потому что (НИКАКИХ ТИРЕ В ЭТОМ СЛОВЕ НЕТ!!!), ибо, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, едва, лишь, лишь только, пока, чуть, если, как скоро, ли (стоит внутри придаточного, а не между частями: Спроси, придет ли он.), как, хотя, раз, несмотря на то что

Они присоединяют придаточные в составе СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО предложения. Подчинительными являются также как, словно, будто, точно, как будто, они могут еще присоединять сравнительный оборот. Для того чтобы и т.п. – это один такой длинный союз, а не несколько слов. Если задание «выписать союз», надо выписать это все. Запятая ставится ПЕРЕД всем этим, а не перед чтобы. Бывает и так, что это союз ЧТОБЫ с указательным словом, запятая тогда будет перед союзом чтобы, но это бывает очень редко, тогда на указательное местоимение падает логическое ударение и часто есть слово «именно»: Мы и опоздали-то именно потому, что поехали напрямик.(союз что, указ.слово потому). Но, в конце-то концов, в тексте же запятые УЖЕ ПРОСТАВЛЕНЫ!

7. Запятая перед КАК

ставится

Не ставится

Есть идея сравнения, относится обычно к обстоятельству или определению, может быть еще союз СЛОВНО, БУДТО и любой другой сравнительный (см.п.6)

В тех же случаях, но если можно заменить Т.падежом: Орёл как камень упал на землю = Орёл камнем упал на землю. 

Есть доп.значение причины: Мне, как старшему (=потому что я старший), доверили спички.

Есть значение «в качестве»: Он более известен как поэт (= в качестве поэта).

Это сложное предложение, как присоединяет придаточную часть: Я увидел, как красив рассвет на море.

Как (словно, будто и т.д.) при сказуемом: Наш двор как сад.

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ НЕ СТАВИТСЯ!!!

Это фразеологизм: Дождь льет как из ведра.

ЗАПЯТЫЕ В ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ НЕ СТАВЯТСЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р

Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....

Дистанционный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов "Подсказки на каждый день"

Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное изучение орфографии. Система подачи орфографических  правил, имеющих общую основу, может быть пре...

Подсказки для родителей (о способах сохранения контактов с подростком)

Подсказки для родителей (о способах сохранения контактов с подростком) из программы «Tehnstar» О. Н, Klau...

Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".

Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

схема-подсказка по химии

предлагаю своим учащимся краткую схему свойств неорганических и органических веществ....

Наглядный материал_Клавиатура с подсказками тон-полутон

Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...