Дистанционный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов "Подсказки на каждый день"
методическая разработка по русскому языку по теме

Наумова Наталия Владимировна

 

Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное изучение орфографии. Система подачи орфографических  правил, имеющих общую основу, может быть представлена в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание.

Программа содержит теоретический и практический блоки.

Целью теоретического блокаявляется повторениеи расширение знаний орфографии по основным разделам школьного курса русского языка.

Целью практического блокаявляется:

·        развитие орфографической грамотности учащихся;

·        формирование комплекса умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку.

Задачи курса:

1.     повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания по орфографии;

2.     сформировать навыки работы с получаемой информацией;

3.     развить навыки работы с различными видами тренировочных заданий и форм контроля;

4.     расширить активный словарный запас обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся в рамках изучения курса основаны на методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа дистанционного курса44.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Южно-Степная СОШ

Программа спецкурса

«Подсказки на каждый день»

Пояснительная записка

Одна из основных проблем современного изучения русского языка – это недостаточная орфографическая грамотность обучающихся. Причин здесь несколько. Это и низкий уровень чтения, и достаточно высокая сложность отдельных орфограмм. Тем более, что в 8-9 классах основным содержанием программы является изучение синтаксиса и пунктуации. Таким образом, возникает необходимость регулярного повторения орфографии, что поможет учащимся успешно сдать  ГИА.

Эта проблема может быть решена с помощью дистанционного курса «Подсказки на каждый день», включающая в свое содержание вопросы орфографии и правописания.

Дистанционное обучение обеспечивает равные возможности для получения образования независимо от места проживания и материальных условий. К тому же актуальность данного курса заключается и в том, что каждый из обучающихся  занимается  в  удобное для себя время и в оптимальном для них темпе. Каждый может осваивать именно то, что лично ему необходимо для освоения курса.

Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное изучение орфографии. Система подачи орфографических  правил, имеющих общую основу, может быть представлена в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание.

Программа содержит теоретический и практический блоки.

Целью теоретического блока является повторение и расширение знаний орфографии по основным разделам школьного курса русского языка.

Целью практического блока является:

  1. развитие орфографической грамотности учащихся;
  2. формирование комплекса умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку. 

Задачи курса:

  1. повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания по орфографии;
  2. сформировать навыки работы с получаемой информацией;
  3. развить навыки работы с различными видами тренировочных заданий и форм контроля;
  4. расширить активный словарный запас обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся в рамках изучения курса основаны на методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

         Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на теоретический материал. В этом режиме представляется теоретический материал.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы даны разноуровневые задания, которые наряду с традиционными  формами работы формируют и интуитивные навыки. 

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа мотивирует обучаемых  на выполнение заданий повышенной сложности.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают  новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут  альтернативы.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет критически оценить свою работу. Для этого предлагается итоговый тест.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эту шляпу «примеряет» учитель, тьютор.

Актуальность предлагаемой методики заключается в том, что она

  1. создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  2.  позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  3. цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  4. предполагает личностный подход: обучаемый видит применение данного правила в жизни, есть возможность  выбора. Это учит его гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.

Содержание деятельности учащихся:

  1. Задания поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги, развивающие творческую инициативу учащихся;
  2. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции,  практикумы, итоговый мониторинг.

Программа  рассчитана на  35  часов.

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Для чего нужны знания орфографии.

Теория. Орфограмма. Орфографическое правило.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения.

2.  Орфограмма. Трудные случаи правописания гласной в корне слова:

а) проверяемая ударением;

б) непроверяемая ударением;

в) чередующиеся гласные.

Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, непроверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Тест.

3. Трудные случаи правописания согласной в корне  слова:

а) непроизносимые согласные и  сомнительные согласные;

б) удвоенные и непроверяемые  согласные.

Теория. Орфограммы, определяемые правилами, орфограммы, непроверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Тест.

4. Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;

б) гласные И-Ы после Ц.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц». Тест.

5.  Правописание приставок:

а) на –З и –С;

б) Ы-И после  приставок,  оканчивающихся на согласную;

в) при- и пре- .

Теория. Условия выбора гласной, согласной.

Практика. Отработка правила.

Задания. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы. Упражнения. Тест

6. Правописание суффиксов  существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Теория. П\п суффиксов

Практика. Выбор правильного написания.

Задания. Упражнения. Составление алгоритма.Тест.

7. Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных;

б) в отглагольных частях речи.

Теория. Условия выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Составление алгоритма. Упражнения. Тест.

8. Трудные случаи правописания  окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Упражнения. Тест.

9. Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Упражнения. Тест

10. Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

Теория. Правописание сложных слов

Практика. Отработка орфограммы.

Задания. Упражнения. Тест.

11. Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО.

Теория. Общие условия выбора написания.

Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.

Задание. Упражнения. Тест.

12. Итоговый тест.

Календарно-тематическое планирование

        

Содержание учебного материала

Всего часов

Форма и методы организации деятельности

Предполагаемый результат

Форма контроля

Материал для самостоятельного изучения

1

Вводное занятие.

Для чего нужны знания орфографии.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция.

Метод проблемных задач

Знать: цели и задачи курса.

Уметь: применять знания орфографии на практике.

Беседа по «Skype»

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Группы орфограмм.)

2-5

Трудные случаи правописания гласной в корне слова:

а) проверяемая ударением;

б) непроверяемая ударением;

в) чередующаяся гласная.

4

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: п/п гласной в корне слова.

Уметь: находить слова в тексте с данной орфограммой, грамотное  написание слов.

тест

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004

(Тема.Часть8. Орфография. Правописание гласных.)

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс\н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011

(тест 2, вариант№1,2)

6-8

Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и  сомнительные согласные;

б) удвоенные и непроверяемые  согласные.

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Знать: трудные случаи п\п согл.  в корне слова.

Уметь: находить данную орфограмму в тексте.

тест

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

9-11

Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании;

б) гласные И-Ы после Ц.

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: п/п О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах, Ы-И после Ц

Уметь: составлять алгоритм по теме, делать итоговый мониторинг по теме.

тест

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Гласные после шипящих и Ц)

12-14

Правописание приставок:

а) на –З и –С;

б) Ы-И после  приставок,

оканчивающихся на согласную;

в) при- и пре- .

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать:п\п приставок.

Уметь: составлять алгоритм по теме, умение работать со справочным материалом.

тест

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004.

(Тема. Часть8. Орфография. Неизменяемые приставки.)

  1. Словарь иностранных слов под ред. Л.С.Шаумяна-М.:Рус.яз.,

1996.

15-18

Правописание суффиксов существительных, прилагательных,

глаголов,

 причастий.

4

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: п\п суффиксов существительных,прилагательных, глаголов, причастий.

Уметь:составлять алгоритм, обосновывать правила п\п суффиксов в разных частях речи.

тест

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема.Орфография.Гласные в суффиксах сущ., прил.,гл.,причастий)

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

19-22

Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных;

б) в отглагольных частях речи.

4

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать:  исключения по теме.

Уметь: составлять алгоритм, находить слова в тексте с данной орфограммой.

тест

  1. Русский язык:полный школьный курс/ под ред. О.Л.Соболевой.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2000.

(Тема.Причастие.Деепричастие.)

  1. Тесты по русскому языку:8 класс/С.И.Львова,В.И.Капинос.-М.: «Экзамен»,

2011.

Тест №1,2

23-24

Трудные случаи

правописания окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

2

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: трудные случаи п\п окончаний различных частей речи.

Уметь: находить данную орфограмму в тексте.

тест

  1. Русский язык:полный школьный курс/ под ред. О.Л.Соболевой.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2000.

(Тема. Существительное,

глагол)

25-26

Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

2

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме.

Уметь: находить данную орфограмму в словах.

тест

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004.

(Тема. Часть8. Орфография.Употребление Ь и Ъ)

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

27-29

Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать: все случаи правописания сущ. и прил., образованных способом сложения.

Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой.

тест

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов)

30-32

Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО.

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

 Знать: п/п НЕ и НИ  с разными частями речи.

Уметь:составлять алгоритм по теме, находить данную орфограмму в тексте.

тест

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами.)

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс\н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011

(тест 4,вариант№1,2)

33

34-35

Итоговый мониторинг

Резервные часы

1

Итоговый тест

Уметь применять полученные знания в письменной речи.

тест

Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

                                Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Обучающиеся должны знать: 
  1. языковые нормы (лексические, грамматические)
  1. Обучающиеся должны уметь: 
  1. извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
  2. находить и анализировать изученную орфограмму;
  3. уметь грамотно и осознанно пользоваться правилами русской орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ГИА по русскому языку»

 Программа разработана для дистанционного обучения  русскому языку в 9 классе. Дистанционная система обучения предоставляет больше свободы в выборе режима обучения и адаптируетс...

Программа дистанционного курса по русскому языку в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

    Единый государственный экзамен по русскому языку является важным испытанием для учащихся 11-х классов. Для его успешной сдачи необходимы усилия как со стороны учителя, так и...

Календарно-тематическое планирование дистанционного курса обучения русскому языку.

Календарно-тематическое планирование занятий дистанционного курса "Занимательный русский язык" для учащихся 5 - 7 классов....

Календарно-тематическое планирование дистанционного курса обучения русскому языку.

Календарно-тематическое планирований занятий углубленного изучения русского языка "Занимательный русский язык" для учащихся 5 - 7 классов....

Дистанционный курс по русскому языку "Орфограммы-гласные в корне слова"

Данный курс предназначен для изучения и повторения одной из важнейших тем русской орфографии. Курс поможет поэтапно самостоятельно разобраться в данной теме, попрактиковаться, выполняя тренировочные у...

Дистанционный курс по русскому языку Грамотным быть модно! (Орфография)

Дистанционный курс по русскому языку предназначен для учащихся  7, 8, 9 классов.  Тематика курса соответствует основным содержательным разделам программы учебного предмета  «Русский язы...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...