Конспект урока в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мыскина Любовь Михайловна

Урок по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"".Недеформированный текст,тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_6kl.docx469.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя существительное».»

Р/к Текст И.С.Тургенева

Вид урока: учебное заняти е по тестированию, обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Оборудование: интерактивная доска,. на партах распечатанные тексты и тесты.

Форма урока: тестирование и деловая игра.

Задача урока: проконтролировать знания учащихся по теме «Имя существительное. Орфография. Пунктуация».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении изученного в 5-6 классах об имени существительном ;

вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной, и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи;

привитие интереса к русскому языку

                                                                                     «Имя существительное – хлеб языка».

                                                                                                                              (Л.Успенский).

                                                             Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока:

1.Судя по домашнему заданию, можно определить тему урока?

2.Какова тогда цель урока?

3.Обратите внимание на слова Л.В.Успенского, взятые к уроку в качестве эпиграфа к уроку.На 100 слов в русском языке приходится 40 существительных.

       Кто дома, выполняя домашнее задание, нашёл стихи, состоящие в основном из имён существительных?

      А.Фет.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

С.Аксаков.

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

II/ Тестирование по теме «Имя существительное»:

 

1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.

2. Среди постоянных признаков имени существительного нет:

а) род; б) склонение; в) падеж.

3. Среди непостоянных признаков имени существительного нет:

а) падеж; б) число; в) склонение.

4. Десять существительных среднего рода на -мя называются:

а) разноспрягаемыми; б) разносклоняемыми; в) разноизменяемыми.

5. Не с существительными пишется слитно, если (найдите неправильный ответ):

а) слово не употребляется без не;

б) существительное с не- может быть заменено синонимом без не-

или близким по значению выражением;

в) есть противопоставление с союзом а.

6. Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и -ик, надо:

а) просклонять эти существительные;

б) изменить по числам;

в) произнести слово по слогам.

7. Если имя существительное не изменяется по падежам,

это существительное:

 а) неспрягаемое; б) несклоняемое; в) неуправляемое.

8. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду,

 это существительное:

а) среднего; б) общего; в) частного рода.

9. В предложении имя существительное чаще всего бывает:

а) определением; б) обстоятельством; в) подлежащим.

10. Имена существительные образуются чаще всего:

а) приставочным;

 б) суффиксальным;

в) приставочно-суффиксальным способом.

11.        Укажите  слово,  строение  которого  соответствует  схеме:

           Приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание-постфикс

1) Пришкольный, 2) приготовился, 3) удивительный, 4) прибли жаться.

12.        Найдите слово, в котором написание гласной в корне про -
ряется ударением.

1) Выр.сли. 2) Уг..реть. 3) Бл..стеть. 4) Р..скошный. 5) Соб..рать.

13.        Укажите слово, в корне которого пишется о.

1) Р..стение. 2) К..сание. 3) Распол..гаться. 4) Разг..реться.

 5) Отр..сль.

14.        Найдите слово с приставкой при-.

1) Пр..пятствие. 2) Пр..сутствовать. 3) Пр..образовать. 4) Пр..вра щаться. 5) Пр..огромный.

15.        Найдите разносклоняемое существительное.

1) Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.

16.        Укажите существительное, у которого в окончании пишет-,
ся -и.

1) К станци.. . 2) На топол.. . 3) О елк.. . 4) По дорог..  .

17.        Найдите существительное с суффиксом -щик.

1)  Перебеж..ик. 2) Груз..ик. 3) Рез..ик. 4) Рассказ..ик. 5) Фасов..ик.

18.        Найдите существительное с приставкой не-

1) (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася — (не)ряха. 3) (Не) решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути.

19.        Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.

20.Найдите  предложение,  в  котором  допущена  пунктуационная    ошибка.        

1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вер нулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Ответы

1.а

2.в

3.в

4.б

5.в

6.а  

7.б

8.б

9.в

10.б

11.2

12.4

13.4

14.2

15.3

16.1

17.5

18.3

19.4

20.3

III/ Физ. минутка.

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

IV. Деловая игра «Я учитель».

  1. Хотите быть учителем?

Подготовим упражнение для учебника русского языка6 класса. Текст должен помочь проверить пройденный материал.

                              Лес.

   Вот и лес. Вы едите по узкой дорожке. Мошки вьются столбом,светлеют в тени, темнеют на солнце.

   Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растёт прошлогодняя трава. В придорожной листве стоят грибы. Длинные тени блестят на побледневшей траве.

                                                                                  (По И.С.Тургеневу).

  1. Р./к. Что знаете об авторе этого текста?

(Наш земляк. Малое – Кадное, ныне Кадное, когда-то принадлежало ему. Сейчас существует  Барский сад, но он, конечно ,не тот, что был при писателе и пр.)

  1. Найдите в тексте самые, на ваш взгляд, «ошибкоопасны» места. Не берите слишком простые орфограммы и не пропускайте трудные.
  2. Обсуждение результатов с вынесением их на доску

V. Физминутка: «Угадай буквы»(учитель рисует буквы в воздухе, а дети их угадывают)

VI. Проведём различные виды разбора:

Укажите цифрой 5 предложения подходящие для пунктуационного разбора. Предложение спишите, разберите,  нарисуйте схему. (Дети предлагают свои примеры, объясняют почему взяли данное предложение и указывают на доске)

Какие ещё можно указать в тексте  и почему?(Нпример:№1,2,3,4, но лучше подойдёт разбор №3 имени существительного, т. к. изучили именно её).

Обсуждение и вынесение на доску.

Может получиться приблизительно такое упражнение:

                              Лес.

   Вот и лес. Вы ед…те по у…кой доро…ке. Мошки вьют(…)ся столбом, светлеют в тени, темнеют на со(…)нце.

   Неиз(…)яснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки3 деревьев5. Сквозь прошлогодн… листву местами р…стёт прошлогодн... трава. В пр…дорожной листве ст…ят грибы. Дли(н,нн)ые тени бл…стят на п…бледневшей траве.

                                                                                  (По И.С.Тургеневу).

VI.Обобщение:

Какую часть речи изучали?

Дайте определение имени существительному.

С какими грамматическими значениями имени существительного познакомились в 6 классе?

(разносклоняемые, несклоняемые, существительные общего рода).

VII. Обсуждение оценок.

VIII. Рефлексия:

Ваши впечатления от урока?

Какие виды работы понравились, а какие вызвали затруднения?

Домашнее задание: с108 (в.), у.265(составить таблицу) или самостоятельно найти текст и сделать из него упражнение.

Используемая литература:

Русский язык. 6кл.М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др. –М.,»Просвещение».

Журнал «Звуч».Управление современной школой.№2, 2006.

www.uchportal/ru

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...