Классный час о вежестве
классный час по русскому языку по теме

Арамян Нунэ Генриховна

Замысел классного часа возник после прохождения курсов РосНОУ "Современные особенности преподавания русского языка в поликультурной образовательной среде" и призван  познакомить детей с понятием вежества и вежливости; научить их употреблять различные словесные формы вежливости; воспитывать уважительное отношение к слову и окружающим людям, вырабатывать толерантное отношение к представителям других национальностей; прививать этические нормы поведения; развивать у детей коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_vezhestve.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему

«Не дорого ничто – дорого вежество»

Цель:

- способствовать выработке у учащихся желания быть вежественными.

Задачи:

- образовательная: познакомить детей с понятием вежества и вежливости; научить их употреблять различные словесные формы вежливости;

- воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову и окружающим людям, вырабатывать толерантное отношение к представителям других национальностей; прививать этические нормы поведения;

- развивающая: развивать у детей коммуникативные способности.

Ход классного часа

         Вступительное слово учителя.

-Ребята, наверное, многим из вас тема сегодняшнего классного часа покажется не совсем понятной. А звучит она так: «Не дорого ничто – дорого вежество».

Прежде чем говорить о том, как вы понимаете эти слова, спрошу,  знаете ли вы, что такое вежество.

Ученики высказывают свои предположения.

- Давайте проанализируем это слово. Наверное, «вежество» должно быть у «вежи», «вежественного» человека. Но кто же такой «вежа»?

Обратимся за подсказкой к Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля. Он пишет:

ВЕЖА —·стар. знающий, сведущий; ученый, образованный.

Значит, «вежа» - это образованный человек. Следовательно, тема нашего классного часа гласит, что нет ничего дороже, чем образованность человека, знание.

- Согласны ли вы  с таким мнением?

Идет обсуждение.

- А многие ли из вас могут назвать себя вежами?

Ребята говорят о себе.

- Знание может быть разным. Знать можно правила письма и правила этикета, быть начитанным или вежливым.

- Многие из вас утверждают, что скорее важна вежливость, чем образованность. Не будем торопиться с выводами. Давайте порассуждаем.

Вежливость – это доброе поведение, почтительность.  Но разве это все? Разве можно быть почтительным невеждой? Вряд ли.

Вежливость очень близка к вежеству, т.е. в основе ее все равно лежит учёность, именно ученость, и еще учтивость.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, в том числе правильно, красиво, грамотно говорить, не искать мучительно слова для выражения своей мысли.

Многие путают понятия «вежество» и «вежливость». Они думают, что если научился вежливости, т.е. определенному этикету, то, значит, стал вежественным. Это далеко не так. Человек не может быть очень вежливым и обходительным, но при этом далеким от вежества.

Да, эти понятия очень  близки, но это не одно и то же. Вежливость является внешней стороной вежества. Здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, и т.д. Это все вежливость. Она может быть и искусственно наработанной.

Вежество же является естественным внутренним состоянием. Это состояние души. Состояние приятия и утонченности. Оно хорошо описано в русских народных сказках, когда герой приходит в гости к Бабе Яге или к Свату Науму. Он не вламывается в их пространство жизни и не требует от них ничего. Он с пониманием подходит к ним, с уважением и открытостью, и они оказываются для него волшебными помощниками.

Для описания понятия вежества очень хорошо подходит выражение: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь». Пришел в чужой монастырь, не ломи свое, живи по их уставу. А не нравится, уйди и создай свой.

Традиционно вежеству на Руси обучали через сказки, былины, пословицы и поговорки. Например: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». А также через традиционные игры и обряды, которые велись по определенным правилам. Нарушение правил всегда наказывалось. Хочешь играть со всеми вместе, принимай правила, будь вежествен.

Невежественных людей не любили и старались не водить с ними дружбы. Не любят их и сейчас. Синонимом слова невежа является слово хам, т.е. грубый человек.

Подумайте, разве сегодня не ведут себя так многие из тех, кто не приемлет людей другой национальности, культуры, обычаев? Часто бывают не правы и те, кто принимает «гостей», вынужденных жить или по доброй воле живущих среди нас, и те, кто, оказавшись «в гостях», попав в чуждую для себя культурную среду, навязывает свой «устав», т.е. свои законы жизни.

- Что делать с невежеством своим и чужим, если оно  выявилось?

Освобождаться от него!

Принимающая сторона должна быть открыта, доброжелательна и готова оказывать помощь тем, кто попал в непростую ситуацию, часто ситуацию стресса, покинув родной дом, страну, привычную обстановку. «Гости», в свою очередь, должны быть готовы учиться языку и правилам жизни той страны, которая их приняла.

- Вежливость и ученость зависят от общего развития человека. В. А. Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно». В народе всегда относились к доброте и вежливости по-особому.

Для того чтобы погрузиться в любовь, нужно освободиться от грубости. Если хочешь осознать себя тем, кто ты есть в действительности, начинай освобождаться от грубости и невежества. А уберешь невежество, на его месте сразу окажется вежество.

Человек вежествен от природы. Невежество -  это потеря вежества. Потерянное вежество нужно в себе восстанавливать так же, как и другие свои потерянные качества.

Сейчас все больше и больше людей перестают задумываться о том, что и как говорят.

Вот и понятия «вежа» и «невежа» относятся не до учености или познаний (в значении неученого говорят невежда), а до образования внешнего, до светского обращения, знания обычаев и приличий.

Все переплелось. На смену старому понятию вежества, т.е. учености, знания, образованности, пришло современное понимание приличия, доброго поведения и обращения, т.е. учтивости. Правильно ли это? Ведь мы есть то, что мы говорим.

Не умеем говорить, не знаем, как выразить свою мысль, значит не уважаем себя и других, не хотим быть понятыми, убедительными, уважаемыми, т.е. вежливыми, соблюдающими светские, житейские приличия, учтивыми, услужливыми, предупредительными.

Современные русские люди постепенно теряют свои корни и перестают понимать и себя, и окружающий мир. А ведь мы всегда гордились и своим великим и могучим языком, и своей страной.

- Да, к вежливому, воспитанному, культурному человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда есть друзья, с которыми не будет скучно. А, впрочем, вежливому человеку и скучать некогда. Он всегда найдет себе занятие или дело. Как вы думаете, чем может заняться вежливый человек?

        Ребята высказывают свои мнения.

- Наверное, вежливый человек еще должен быть готов прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Давайте представим, что нам нужно помочь тому, кто плохо говорит по-русски, адаптироваться в нашем классе. Попробуем его научить ориентироваться в ситуации.

- Какие вежливые слова надо употребить, чтобы обратиться к кому-либо с просьбой?

Здравствуй, доброе утро, привет, приветствую Вас, рад приветствовать Вас.

- А с извинениями?

Извините, простите, я виноват.

Слова благодарности – спасибо, благодарю.

- Какие слова прощания вы употребите?

До свидания, пока, счастливого пути.

Слова просьбы: будьте добры, пожалуйста.  

- Кого можно приветствовать словом «Здорово!», «Привет!»?

- Кому можете при прощании сказать «Пока»?

- Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются или ими становятся?

- Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

А теперь немного поиграем с нашим нерусским виртуальным одноклассником. Я буду читать начало фразы, а вы должны ему помочь закончить её вежливым словом.

Игра  «Доскажи словечко»:

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит …      (добрый день)

-  Когда вас бранят за шалости, говорите …   (простите, пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания!)

А сейчас предложим нашему товарищу сыграть еще в одну игру.

Игра «Волшебный горшочек»

Здесь лежат волшебные предметы с вопросами.

1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать? (Здравствуйте)

2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (Простите)

3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы  хотите отблагодарить. Какое слово скажете? (Благодарю)

4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (Пожалуйста)

5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете? (Извините)

6. А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (Спасибо)

7. Какое слово говорят при прощании? (До свидания)

- А знаете, как представители разных народов приветствуют друг друга? Эта информация будет вам интересна.

Лапландцы трутся друг о друга носами.

Китайцы слегка наклоняются, пожимая себе руку.

Американцы хлопают друг друга по спине.

Французы целуют в щёку.

Русские пожимают друг другу руку.

           Трудно сосчитать, сколько людей за один день мы видим; с одними только здороваемся, с другими говорим, играем, третьим отвечаем на вопрос, к кому-то сами обращаемся с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружественный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова небезобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Итак, подведем итоги.

Помните:

- Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

-  Не допускайте ссор, драк, брани, криков, угроз. Это унижает человека.

-  Дорожите своей честью, честью семьи, школы, удерживайте своих товарищей от плохих поступков.

-  Помогайте тем, кто нуждается в помощи, будьте справедливыми.

- Будьте вежественными и вежливыми одновременно, ведь ничто не дорого так, как вежество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...