КВН по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Красавцева Наталья Ивановна

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для 5-7 кл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

          КВН  по  русскому  языку  и  литературе.

Сценарий внешкольного мероприятия по русскому языку и литературе 5-7 класс

 

Звучит  первый  куплет  песни  В.Шаинского, открывающий  КВН.

Мы  начинаем  КВН.

Для  чего?  Для  чего?

Чтоб  не  осталось  в  стороне

Никого,  никого.

Пусть  не решить  нам  всех  проблем,

Не  решить  всех  проблем,

Но  станет  радостнее  всем,

Веселей  станет  всем.

Ведущий 1 .  Дорогие  друзья! Сегодня  мы  отправляемся  в  путешествие.  Это  будет  морское  путешествие.  Мы  с  вами  побываем  в  разных  странах  и  городах,  на  далёких островах  и  в  незнакомых  бухтах,  познакомимся  с  разными  людьми  и  встретимся  с  необычными  личностями.

Ведущий 2.  Не  исключено,  что  наше  плавание  не  всегда  будет  проходить  в  спокойных  водах.  Возможно,  нам  придется  преодолеть  различные  трудности:  штормы,  мели,  рифы.

Ведущий 1. Но  если  мы  будем  дружны,  дисциплинированы,  то  ничего  страшного  не  случится.  Для  того,  чтобы  наше  плавание  проходило  весело,  интересно  и  в  определённом  порядке,  нам  необходимо  распределить  обязанности.

 Ведущий 2.  Во-первых,  нужна  команда  диспетчеров (будем  называть  их  диспетчерской  группой),  которая  на  каждом  этапе  плавания  будет  корректировать  маршрут,  давать  рекомендации.

Ведущий 1.  Представляем  вам  диспетчерскую  группу (члены  жюри).

Ведущий 2.  Во-вторых,  нам  нужны  лоцманы.  Ребята,  а  вы  знаете,  кто  такие  лоцманы?  Лоцман – это  специалист  по  вождению  судов.  Он  знает  путь,  по  которому  предстоит  идти  судну,  знает  все  рифы,  мели и  подводные  течения.

Ведущий 1.  Лоцманы  нашего  сегодняшнего  путешествия  перед  вами (представление  ведущих).

 Ведущий 2.  В-третьих,  нам  понадобятся  две  команды  матросов  во  главе  с  капитанами.  Просим  капитанов  громко  представиться  и  представить  свою  команду (представляют  каждого  участника).

                                                                                                                                                                             

 КОНКУРС I.  «КАК  ВЫ  ЯХТУ  НАЗОВЁТЕ,  ТАК  ОНА  И  ПОПЛЫВЁТ».

Командам  было  дано  задание  дать  название  своей  яхте  по  названию  какого-либо  стихотворения.  Стихотворение  необходимо  прочитать  наизусть  и  объяснить,  почему  именно  так  они  решили  назвать  свою  яхту (в  соответствии  с  названием  яхты  они  демонстрируют  свои  костюмы).

Ведущий 1.  Диспетчерскую  группу  просим  оценить

- выразительность  чтения;

- аргументацию  выбора  названия;

- наличие  костюмов.

Конкурс  оценивается  по  3-х  бальной  системе.

Ведущий 2.  Вместе  с  командами  на  наших  кораблях  путешествуют  артисты  разных  жанров.  Они  будут  нас  развлекать  в  те  свободные  минуты,  которые  даже  в  самом  трудном  плавании  иногда  выдаются.

КОНКУРС  II.  «СВИСТАТЬ  ВСЕХ  НАВЕРХ».

Ведущий 1.

Это  конкурс-разминка,  который  покажет  нам,  как  участники  готовы  к  плаванию.

Каждая  команда  получает  30 секунд  для  обдумывания.  Вопросы  задают  по  очереди  и  после  ответа  называют  свой  вариант.  Диспетчерская  группа  оценивает  скорость  обдумывания,  остроумие  и  сравнивает,  какой  вариант  интереснее (максимальная  оценка  5  баллов).

ВАРИАНТЫ.

Назовите литературное  произведение,  какое  бы  вы  избрали,  чтобы  охарактеризовать  ответ  ученика  у  доски.

А) «Репортаж  с  петлёй  на  шее»;

Б)  «Обыкновенная  история»;

В)  «Старая,  старая  сказка».

С героиней какого  литературного  произведения  вы  бы  сравнили  учительницу  с  классным  журналом?

А)  «Дама  с  собачкой»;

Б)  «Человек  с  ружьём».

С  каким  литературным  героем  или  волшебным  предметом  вы  бы  сравнили  шпаргалку?

А)  гадкий  утёнок;

Б)  палочка-выручалочка.

Музыкальная  пауза (2)

КОНКУРС  III.  «ВОССТАНОВИ  КАРТУ».

 Ведущий 2.  Вот  мы  и  проверили  готовность  наших  команд  к  плаванию.  Теперь  нужно  проверить,  как  укомплектованы  наши  яхты,  есть  ли  на  них  всё  необходимое.

Любой  уважающий  себя  путешественник  имеет  подробную карту.  У  нас  тоже  есть  такая  карта.

Ой,  что  случилось  с  нашей  картой?  Кто  её  испортил?  Наша  карта  имеет  большие  пробелы.  Может  быть  восстановить  эту  карту  помогут  команды?

Этот  конкурс  называется  «Восстанови  карту».  В  нём  будут  участвовать  по  три  представителя  от  команды.

Им  предлагается  текст  стихотворения  Ф.Тютчева  «Фонтан»,  в  котором  пропущены  эпитеты.  Эти  эпитеты  и  должны  восстановить  наши  матросы (командам  выдаются  карты).

А  вы  не  забыли,  что  такое  эпитет?

Эпитет – это  образное  определение.

Чтобы  работа  была  более  плодотворной,  мы  предоставляем  путешественникам  отдельную  каюту.

           ФОНТАН  (отрывок)

Смотри,  как  облаком ….                                     (живым)

Фонтан…….клубится;                                          (сияющий)

Как  пламенеет,  как  дробится

Его  на  солнце…..дым.                                        (влажный)

Лучом  поднявшись  к небу,  он

Коснулся  высоты…….                                        (заветной)

И  снова  пылью…………                                    (огнецветной)

Ниспасть  на  землю  осужден.

                                 (Ф.И. Тютчев)

КОНКУРС IV.  «  ЧТО  В  КОРЗИНЕ?»

Ведущий 1.  Пока  наши  поэты  трудятся,  остальным  матросам  бездельничать  не  годится.

Мы  предлагаем  им  разобраться  с  имуществом,  которое  находится  в  этой  корзине,  и  определить,  кому  из  литературных  героев  принадлежат  вещи,  что  в  ней  лежат.

(Члены  команд  по  одному  подходят  и  выбирают  предметы  до  тех  пор,  пока  они  не  закончатся.  Далее  все  вместе  обсуждают  и  дают  свои  ответы).

- Кольцо.

- Кисть  и  краски.

- Картина.

- Ключ.

- Мешок  с  кедровыми  шишками.

- Чулок.

- Трубка.

- Горшок.

- Зеркало.

- Скалка

- Клубок.

Жюри  оценивает  оба  конкурса  по  5-бальной  системе.

Рекламная  пауза.  Викторина  с  залом.

КОНКУРС V.  «СОЧИНИ  СКАЗКУ».

Ведущий 2.    Наконец-то всё  готово,  карта  восстановлена,  хозяева  вещей  найдены.  

   Отправляемся  в  путь.

Первая  страна,  которую мы  посетим,  называется  «Страна  сказок». В  ней  живут  разные  сказки: весёлые  и  грустные,  длинные  и  короткие.

Жители  этой  страны  разрешают  посетить  свою  страну  только  тем,  кто  сам  умеет  сочинять  сказки.

А  вы, ребята,  умеете  сочинять  сказки?  Придётся  попробовать.  Конкурс  называется  «Сочини  сказку».

Командам  предлагается  начало  сказки  и  её  конец.  Каждый  из  матросов  называет  одно  или  два  предложения  и  передаёт  ход  следующему,  пока  сказка  не  завершится (для  передачи  хода  используется  небольшой  мяч).

Конкурс  оценивается  5  баллами.

     1 команда.

Начало  сказки

«И  снится  Кощею  Бессмертному  сон…»

Конец  сказки

«…И  жили  они  вместе  долго  и  счастливо».

  1. команда.

Начало  сказки

«Рано  утром  Баба  Яга  отправилась  в  салон  модных  причёсок…»

Конец  сказки

«….За  праздничным  столом  сидели  Винни-Пух  и  все,  все,  все».

КОНКУРС  VI.  «ВОЙДИ  В  ОБРАЗ»

Ведущий 1.  На  капитанский  мостик  приглашаются  уважаемые  капитаны.

Вы  должны  помочь  своим  командам.  Дело  в  том,  что  всех  нас  жители  страны  Театралов  из  страны  Лицедеев  пригласили  в  свой  Главный  театр  на  спектакль.

Представьте  себе,  ребята,  вход  в  этот  театр  разрешается  только  в  том  случае,  если  среди  зрителей  есть  хоть  один  человек,  способный  сам  быть  артистом.  Мы  решили,  что  у  нас  таких  актёров  должно  быть  как  минимум  двое.

Наш  конкурс  называется  «Войди  в  образ».

(Капитаны  с  заданием  познакомились  за  час  до  начала.  Им  предлагаются тексты  и  элементы  костюма.)

  1. Юбка,  чепец,  очки – Тётя  Поли  из  «Приключения  Тома  Сойера»  М.Твена.
  2. Борода,  шаровары, рыбка,  сеть – Старик  из  «Сказки  о  рыбаке  и  рыбке» А.С.Пушкина.

Высшая  оценка – 7  баллов.

Музыкальная  пауза.

КОНКУРС  VII. «УЗНАЙ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ГЕРОЯ».

Ведущий 2.  А теперь  вы  можете  пройти  в  театр.  Какой  же  спектакль  мы  будем  смотреть?  Об  этом  должны  догадаться  сами  зрители.

Конкурс  называется «Узнай  литературного  героя».  (Этот  конкурс – домашнее  задание  команд).

 Высшая  оценка – 7 баллов.

  1. «Лошадиная  фамилия» А.П.  Чехова.
  2. «Ночь  перед  Рождеством»  Н.В.Гоголя.
  3. «Левша»  Н.С.Лескова.
  4. «Приключения  Тома Сойера»  М.Твена.
  5. «Соловей» Г.Х.Андерсена.

Музыкальная  пауза.

КОНКУРС  VIII. «ОСТРОВ  АНТИПОДОВ».

Ведущий 1.  Продолжаем  наше  путешествие.

Следующая  остановка  на  острове  Антиподов.  Здесь  живут  люди,  которые  говорят  не  так,  как  мы,  а  наоборот.  Что  это  значит?

Ведущий 2.  А  вот  что!  Каждое  слово  они  понимают  с  точностью  до  наоборот.  Например,  как  вы  думаете, что  означает  такая  фраза:

С  бездельем  утопишь  слона  в  поле.

Оказывается,  что  так  на  острове  Антиподов  звучит  известная  пословица:

Без  труда  не  выловишь  рыбку  из  пруда.

Наши  команды  сейчас  займутся  переводом  на  наш  родной  язык  известных  фраз,  пословиц  или  поговорок,  а  может  и  загадок.

Высшая  оценка  конкурса – 3  балла.

1 команда.

Идёт  юноша  из  светлицы, и  лысина  под  домом.

                                       

                                                               (Сидит  девица  в  темнице,  а  коса  на   улице).

2 команда.

Ненавидишь  гулять  пешком,  ненавидь  и  велосипед  толкать.

                                                      (Любишь  кататься – люби  и  саночки  возить).

Максимальная  оценка – 3 балла.

КОНКУРС IX.  «ОТЫЩИ  КЛЮЧИ  ГРАМОТНОСТИ».

Ведущий 1.

Следующую  остановку  мы  сделаем  в  Бухте  Фраз.  Наши  команды  мечтали  здесь  отдохнуть,  осмотреть  достопримечательности.  Но  не  тут-то  было!  Чуть  только  мы  сошли  на  берег,  как  нас  окружили  плачущие  люди.  Они  просили  нашей  помощи.  Оказалось,  они  потеряли  ключи  грамотности  и  теперь  говорят  и  пишут  с  ошибками.  Вот  такие  стишки  они  сочиняли.

(Подготовленные  ученики  читают  наизусть  четверостишия).

  1. Как-то  рано  поутру

С  другом  сели  мы  в  метру.

И  поехали  в  метре

Фильм  смотреть  о  кенгуре.

  1. Вот  сидим  мы  с  ним  в  кине

Без  пальта  и  без  кашне,

А, вернее  я  и  ты

Без  кашны  и  без  пальты.

  1. Любит  кины  детвора,

Если  в  кинах  кенгура,

Ходит-бродит  по  шоссу,

Носит  в  сумке  шимпанзу.

  1. Кенгуру  в  кафу  зашёл

Занял  там  свободный  стол

И  сидит  за  доминой

С  шимпанзой  и  кенгурой.

  1. Вдруг  огромный  обезьян

Стал  играть  на  фортепьян.

Тут  и  взрослый,  сняв  пенсню

Хохотал  на  всю  киню.

  1. Интересное  кино.

Жаль,  что  кончилось  оно.

В  гардероб  пора  бежать

Будут  польта  выдавать.

Ребята,  вы,  конечно,  говорите  правильно.  А  следующий  конкурс  для  наших  команд  будет  называться  «Конкурс  грамотеев».  В  нём  будут  участвовать  по  3   человека  от  команды.  Им  нужно  будет  исправить  все  речевые  ошибки.

Высшая  оценка – 5 баллов.

Шёл я, значит,  в  новом  пальте  по  улице  Каштановой  аллее.  В  кафе  спешил – есть  здеся  рядом  хорошая  кафе. Люблю  чёрное,  особливо  с  пирожным.  Вот  заходю,  ложу  свои  вещи  на  окно  и  иду  к  прилавку,  очередь  занимать.  Народу  набежало!  Вот  уже  моя  очередь  подошла,  теперя  я  крайний,  гляжу – мама  родная? – а  вещи-то  мои,  которые  я  на  окно  поклал,  сперли.  Расстроился  я.  Теперя  ужо  ничего  не  хочу – ни  кофе,  ни  морожена,  ни  жувачки.

КОНКУРС  X .  «СТРАНА  ФРАЗ».

Ведущий 2.

 А  в  это  время  все  остальные  члены  команд  сыграют  во  фразеологическое  лото.  Смысл  игры  заключается  в  следующем: в одной  коробке  находятся  записанные  на  бумаге  начала  известных  фразеологических  оборотов, а в другой  коробке – их  концы.  Дело  в  том,  что  жители  Страны Фраз  не  могут  разобраться  с  фразеологизмами.  Мы  должны  им  помочь.

Музыкальная  пауза.

1 коробка

 2  коробка

Зуб

Море  по

В  колесе

Белого  бычка

Сказка про  

Как  белка

Колено

Яблоку

Негде  упасть

Ни  к  городу

С  собакой

Себе  на  носу

Зарубить

Как  кошка

Аппетит

Кататься

Со  смеху

Волчий

Ни к селу

На один

     

Подведение  итогов.  Награждение  победителей.

  Ведущий 1.

Наше  путешествие  заканчивается.  Поздравляем  всех  участников  с  благополучным  прибытием.

До  новых  встреч!

 

 

 

                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....