Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Хайдарова Гульнора Азизовна

Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку846 КБ
Файл urok.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай!!!

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: Причастие. Повторение. Обобщение.

Слайд 3

ЭОР

Слайд 4

Причастие-это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию ,

Слайд 5

С них облетают листья шелестящие под ногами. Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны. Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны. С них облетают листья шелестящие под ногами.

Слайд 6

Глагол Прилагательное Причастие Был Тяжёлый Палящий Стояла Большая Освещавшая Мчалась Называемая Останавливается

Слайд 7

Причастие – это ....... форма ....., которая совмещает в себе признаки ....... (время, вид) и признаки ........ (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ....... с помощью специальных суффиксов: ....... . Причастия в предложении обычно бывают ........ и отвечают на вопросы: ....... При них часто находятся зависимые слова и образуют ......., который может находиться как перед........, так и после него. Если причастный оборот стоит перед......, то он .......запятой, если же он стоит после ....... слова, то он всегда …….запятыми. Причастия могут быть страдательными и ........ Действительные и страдательные причастия имеют полную и .......формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ...... 2 8 .. 10 8 .. 12 (а) 8 .. 3 6 (а) 4 7 1 7 9 7 5 11 13



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме "Причастие"

Учитель _____Хайдарова Г.А.______

Дата  ________08.11.2013 г.________

Цели урока:

  • Образовательная: повторить основные признаки причастий, их отличия от других частей речи, закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей исследовательских навыков, пространственного мышления, внимания, памяти, умения анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тип  урока - систематизация  и  обобщение  знаний  по теме

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент  (3 мин)

Начнем урок с загадки. Слайд №1.

– О чем эта загадка? 
(О причастии.)

- А как вы узнали, что о причастии? Докажите

-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии.

-Какие вопросы мы затрагивали? (признаки причастий, образование причастий, правописание причастий, знаки препинания при причастном обороте)

-Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься? (Повторять, обобщать и  закреплять пройденный материал по причастию)

-Совершенно верно. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

-Запишите число, тему урока: «Причастие. Повторение. Обобщение.» Слайд №2

II. Повторение      

1)  Задание с целью нахождения  причастий? (3мин)

   Один учащийся у доски. Слайд №3.

Одетый, срывавшемуся, качающаяся, приставленной

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? 

- В  этом  нам  поможет проект,  выполненный    Сибиркиным  Максимом (5мин)

        

- Итак, подведем итоги выше сказанного Слайд №4 

(Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?).

2) Веришь, не веришь? (10мин)

Это упражнение поможет узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

- Если верите, то поднимите руки.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения на примере записанных слов (открыть экран с текстом)

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастий  может быть краткая форма?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?(Попробуем проверить это)

3) Работа с текстом  Слайд №5.(7мин)

 - Прочитайте предложения.

- Можно ли назвать это текстом?

- Какое задание мы будем выполнять? (собрать предложения в текст)

- Запишите получившийся текст в тетради, расставляя знаки препинания (один у доски)

- Какова тема текста? (осенний лес)

- Определите тип речи. (описание)

- Найдите причастия. Докажите.

- В каком предложении вы поставили запятую и почему? ( В третьем предложении, потому что причастный оборот находится после определяемого слова).

- На вопрос что такое причастный оборот, нам ответят учащиеся, который подготовили проект. (3 мин)

- Итак, кто попробует графически выделить причастные обороты после выступлений девочек.

-И все же чем осложнено третье предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

III. Закрепление

Работа с текстом. (5мин)

-Перед этой работой нам необходимо вспомнить немного о морфологии

Все самостоятельные части речи определеяются по трём признакам:

  •  грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении

-Давайте попробуем вспомнить и создать портрет некоторых самостоятельных частей речи:

Портрет глагола

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Каким членом предложения обычно

является?

Портрет прилагательного.

-Что обозначает прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

- Каким членом предложения является?

Портрет причастия.

- Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?

- Признаки каких частей речи оно сочетает? (глагола и прилагательного)

- Назовите суффиксы причастий? (ущ,ющ,ащ,ящ,ом,ем,им,вш,ш,енн,нн,т)

- Каким членом предложения является?

Задание к тексту:

-Все глаголы, прилагательные и причастия, использованные в данном отрывке, запишите в таблицу.

Вечер был тяжёлый и палящий. На небе стояла большая луна, ярко освещавшая землю, а внизу мчалась так называемая позёмка. В такую погоду всякое движение останавливается.

глагол

прилагательное

причастие

Был

Стояла

Мчалась

Останавливается

Тяжелый

Большая

Палящий

Освещавшая

Называемая

- С какой целью мы работали именно с этими частями речи? (Потому что у них есть сходство по признакам)

- Между какими частями речи вы видите сходство? И почему?( у прилагательного и причастия одинаковые  вопросы, изменение по числам, падежам и родам…)

-В чем различие?(У деепричастия и причастия свои суффиксы)

IV. Обобщение и  систематизация  ЗУНов

- Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. (3 мин)

(раздать каждому карточку)

Подпишите фамилию и имя

ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это .... форма ......, которая совмещает в себе признаки ......(время, вид) и признаки ...... (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от ...... с помощью специальных суффиксов: ......

Причастия в предложении обычно бывают ..... и отвечают на вопросы: ......

При них часто находятся зависимые слова и образуют ........, который может находиться как перед ...., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед....., то он ..... запятой, если же он стоит после ....... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ......

Действительные и страдательные причастия часто имеют полную и ....формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.......

Слайд №7 .

V. Подведение  итогов  урока

1)- Итак, о какой  части  речи  шел  сегодня  разговор?(Причастие)

- Назовите  основные  особенности  причастия?

- Что  такое  причастный  оборот  и  когда  он  обособляется?

2) Домашнее задание: упражнение 159 (русский язык на других уроках)

3) Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе по теме Причастие. Повторение. Обобщение

Тема: Причастие. Повторение. ОбобщениеЦели:Обучающие: повторить и обобщить знания по теме «Причастие»...

Технологическая карта урока по теме: Причастие.Повторение.Обобщение.

Технологическая карта урока.1. Ф.И.О. учителя:  Хайдарова Гульнора Азизовна .2. Класс: 7б. Дата: 08.11.2013. Предмет:   русский язык  . 3. Тема урока:  «Причаст...

Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"

Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение"...

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....