Экспериментальная площадка
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ерофеева Елена Владимировна

Урок русского языка в 4 классе "Экспериментальная площадка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_kl._glagoly-isklyucheniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная площадка

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Глаголы - исключения».

Цели урока: уточнить знания учащихся об особенностях глаголов I и II спряжения; познакомит учащихся с глаголами-исключениями; отрабатывать умение распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.

Оборудование урока: таблица «Глаголы - исключения», карточка-алгоритм «Как определить спряжение глагола».

Содержание урока:

I.Организационный момент. Психологический тест «Актуализация настроения учащихся». Проверка домашнего задания.

II.Повторение ранее изученного.

  1. Фронтальный опрос:

- Какая часть речи называется глаголом?

- Что называется неопределённой формой глагола? На какие вопросы

она отвечает? Почему так называется?

- Что называется спряжением глагола?

- Сколько спряжений у глагола?

- По личному окончанию глагола, записанному на доске, определить

лицо, число глагола: -ишь; - ете; -ит; -ем; -ут.

- Какие личные окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?

- С какой целью мы учились распознавать спряжение глагола по его

начальной форме?

  1. Упражнение в распознавании спряжения глагола по начальной

форме. Работа с фразеологизмами, которые записаны на доске до начала урока. Задание: заменить фразеологизмы глаголами в начальной форме, указать спряжение глагола, выделить окончание глагола в неопределённой форме.

Задирать нос – важничать (I)

        забегать вперёд – торопиться (II)

        задеть за живое – взволновать (I)

закинуть удочки – разузнать (I)

делать из мухи слона – преувеличивать (I)

смотреть сквозь пальцы – не замечать (I)

бить баклуши – бездельничать (I)

- Какие из данных фразеологизмов могут употребляться и в прямом значении?

-Знаете ли вы происхождение фразеологизма «бить баклуши»?

- Как вы определили спряжение глагола «торопиться»?

- Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа.

- Запишите глагол «запутать» в форме 2 лица множественного числа.

- Какая безударная гласная пишется в личном окончании глаголов I

спряжения? II спряжения?

III.Изучение новой темы.

  1. Наблюдения над глаголами – исключениями (термин вводится

позже). Учитель прости оставить свободную строчку для записи темы урока. Работа с глаголами из отрывка из сказки А.С. Пушкина.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит, дело лихо…

- Прочитайте отрывок, записанный на доске. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, запишите рядом неопределённую форму этих глаголов, проверьте правописание окончаний. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, один ученик – у доски.)

Подходит – подходить (II)

слышит – слышать (?)

смотрит  - смотреть (?)

видит – видеть (?)

- Какое несоответствие вы заметили? (Глаголы «слышит», «смотрит», «видит» имеют личные окончания II спряжения, хотя в начальной форме они оканчиваются на –ать, -еть.)

2.  Сообщение темы урока, постановка учебной цели.

- Запишите тему урока на пропущенной строке: «Глаголы  исключения». В глаголах, которые вы выписали из стихотворения, нет никакой ошибки. Это так называемые глаголы-исключения. Наша задача – запомнить глаголы-исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.

3. Работа по таблице «Глаголы - исключения».

- Прочитайте глаголы-исключения. Сколько их? (11.) 7 на –еть,

4 на –ать.

- Запомните ещё 2 глагола-исключения I спряжения: «брить», «стелить».

4. Работа с карточкой-алгоритмом «Как определить спряжение

глагола». Учащиеся знакомятся с лексическим значением слова «алгоритм» - 1. Предписанная последовательность операций; 2. Совокупность действий, правил для решения данной задачи.

5. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения прочитайте

стихотворение, состоящее только из них.

IV. Закрепление. Выполнение тренировочных упражнений.

  1. Работа со стихотворением. Задание: объяснить правописание

личных окончаний глагола, угадать слово, вставить его вместо прочерка. Используя алгоритм рассуждения, определить спряжение глаголов.

Ветер тучи гон…т,

Ветер в трубах ________ (стонет).

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

Шепч…т верба вербе:

«Осень. Скоро осень». (А.Екимцев.)

  1. Выполнение упражнения № 482.

Прочитайте текст упражнения, озаглавьте, выпишите глаголы с пропущенной буквой в корне. Найдите в тексте глаголы-исключения. Назовите глаголы с пропущенным окончанием. Объясните правописание окончания, используя алгоритм рассуждения.

  1. Запишите текст, раскрывая скобки, употребите глаголы в настоящем

или будущем времени. Обозначьте спряжение глаголов, выделите личные окончания.

Ты (входить) в лес и (слышать), как шумит в ветвях ветер. Тебе (казаться), будто неведомые музыканты (настраивать) свой оркестр.

   V. Подведение итогов урока.

  • Что нового вы узнали о глаголе сегодня а уроке?
  • Перечислите глаголы-исключения.
  • Почему они так называются?
  • Кто испытал какие трудности сегодня а уроке?

Урок завершается продолжением теста «Актуализация настроения учащихся», который был начат в начале урока.

VI.Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение-правило.
  2. Выполнить упражнение № 483.
  3. Уметь пользоваться алгоритмом рассуждения.

Приложения:

Ко второму же спряжению

Отнесём мы без сомнения

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё:

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И дышать, смотреть, вертеть

Карточка – алгоритм

Как определить спряжение глагола

1.Поставь ударение. Если окончание ударное:

-ешь; -ет; -ут (-ют) – 1 спряжение;

-ишь; -ит; -ат (-ят) – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, то поставь глагол в Н.ф.

3. Посмотри на суффикс перед окончанием Н.ф.

4. Если глагол на –ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

5. Если глагол не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Экспериментальная площадка. Проект "На Севере"

Сценарий презентации детских проектов...

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"

Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...