Экспериментальная площадка
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка в 4 классе "Экспериментальная площадка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная площадка
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Глаголы - исключения».
Цели урока: уточнить знания учащихся об особенностях глаголов I и II спряжения; познакомит учащихся с глаголами-исключениями; отрабатывать умение распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.
Оборудование урока: таблица «Глаголы - исключения», карточка-алгоритм «Как определить спряжение глагола».
Содержание урока:
I.Организационный момент. Психологический тест «Актуализация настроения учащихся». Проверка домашнего задания.
II.Повторение ранее изученного.
- Фронтальный опрос:
- Какая часть речи называется глаголом?
- Что называется неопределённой формой глагола? На какие вопросы
она отвечает? Почему так называется?
- Что называется спряжением глагола?
- Сколько спряжений у глагола?
- По личному окончанию глагола, записанному на доске, определить
лицо, число глагола: -ишь; - ете; -ит; -ем; -ут.
- Какие личные окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
- С какой целью мы учились распознавать спряжение глагола по его
начальной форме?
- Упражнение в распознавании спряжения глагола по начальной
форме. Работа с фразеологизмами, которые записаны на доске до начала урока. Задание: заменить фразеологизмы глаголами в начальной форме, указать спряжение глагола, выделить окончание глагола в неопределённой форме.
Задирать нос – важничать (I)
забегать вперёд – торопиться (II)
задеть за живое – взволновать (I)
закинуть удочки – разузнать (I)
делать из мухи слона – преувеличивать (I)
смотреть сквозь пальцы – не замечать (I)
бить баклуши – бездельничать (I)
- Какие из данных фразеологизмов могут употребляться и в прямом значении?
-Знаете ли вы происхождение фразеологизма «бить баклуши»?
- Как вы определили спряжение глагола «торопиться»?
- Запишите этот глагол в форме 2 лица множественного числа.
- Запишите глагол «запутать» в форме 2 лица множественного числа.
- Какая безударная гласная пишется в личном окончании глаголов I
спряжения? II спряжения?
III.Изучение новой темы.
- Наблюдения над глаголами – исключениями (термин вводится
позже). Учитель прости оставить свободную строчку для записи темы урока. Работа с глаголами из отрывка из сказки А.С. Пушкина.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит, дело лихо…
- Прочитайте отрывок, записанный на доске. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, запишите рядом неопределённую форму этих глаголов, проверьте правописание окончаний. (Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, один ученик – у доски.)
Подходит – подходить (II)
слышит – слышать (?)
смотрит - смотреть (?)
видит – видеть (?)
- Какое несоответствие вы заметили? (Глаголы «слышит», «смотрит», «видит» имеют личные окончания II спряжения, хотя в начальной форме они оканчиваются на –ать, -еть.)
2. Сообщение темы урока, постановка учебной цели.
- Запишите тему урока на пропущенной строке: «Глаголы исключения». В глаголах, которые вы выписали из стихотворения, нет никакой ошибки. Это так называемые глаголы-исключения. Наша задача – запомнить глаголы-исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.
3. Работа по таблице «Глаголы - исключения».
- Прочитайте глаголы-исключения. Сколько их? (11.) 7 на –еть,
4 на –ать.
- Запомните ещё 2 глагола-исключения I спряжения: «брить», «стелить».
4. Работа с карточкой-алгоритмом «Как определить спряжение
глагола». Учащиеся знакомятся с лексическим значением слова «алгоритм» - 1. Предписанная последовательность операций; 2. Совокупность действий, правил для решения данной задачи.
5. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения прочитайте
стихотворение, состоящее только из них.
IV. Закрепление. Выполнение тренировочных упражнений.
- Работа со стихотворением. Задание: объяснить правописание
личных окончаний глагола, угадать слово, вставить его вместо прочерка. Используя алгоритм рассуждения, определить спряжение глаголов.
Ветер тучи гон…т,
Ветер в трубах ________ (стонет).
Дождь косой, холодный
По стеклу стучит.
Шепч…т верба вербе:
«Осень. Скоро осень». (А.Екимцев.)
- Выполнение упражнения № 482.
Прочитайте текст упражнения, озаглавьте, выпишите глаголы с пропущенной буквой в корне. Найдите в тексте глаголы-исключения. Назовите глаголы с пропущенным окончанием. Объясните правописание окончания, используя алгоритм рассуждения.
- Запишите текст, раскрывая скобки, употребите глаголы в настоящем
или будущем времени. Обозначьте спряжение глаголов, выделите личные окончания.
Ты (входить) в лес и (слышать), как шумит в ветвях ветер. Тебе (казаться), будто неведомые музыканты (настраивать) свой оркестр.
V. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о глаголе сегодня а уроке?
- Перечислите глаголы-исключения.
- Почему они так называются?
- Кто испытал какие трудности сегодня а уроке?
Урок завершается продолжением теста «Актуализация настроения учащихся», который был начат в начале урока.
VI.Домашнее задание.
- Выучить стихотворение-правило.
- Выполнить упражнение № 483.
- Уметь пользоваться алгоритмом рассуждения.
Приложения:
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И дышать, смотреть, вертеть
Карточка – алгоритм
Как определить спряжение глагола
1.Поставь ударение. Если окончание ударное:
-ешь; -ет; -ут (-ют) – 1 спряжение;
-ишь; -ит; -ат (-ят) – 2 спряжение.
2. Если окончание безударное, то поставь глагол в Н.ф.
3. Посмотри на суффикс перед окончанием Н.ф.
4. Если глагол на –ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
5. Если глагол не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-24963.jpg)
Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"
Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...
Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"
Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"
Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...