планирование русский язык 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Базыкина Ангелина Ивановна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                 Утверждаю

                                                                                                                   

Зам. директора по УВР средней школы № 6                                                                                      Директор средней школы № 6

_______________________ С.В.Жердева                                                                                           _____________________ С.В.Муравьёва

«_________» _________________ 2013г.                                                                                            приказ от __________ №__________

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

(средняя школа №6)

Рабочая программа

по предмету русский язык в 5 классе

Учитель: Базыкина А.И.

   Принята на заседании                                         

  педагогического совета                        

  протокол от «____» _____________ 2013 г. №_________

 

2013/2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята программа по русскому языку для 5 – 9 классов В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной, А.П.Еремеевой, Г.К.Лидман-Орловой и др., которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Дрофа 2008 год.

На изучение курса отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры. основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

  • формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции;

  • коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения - реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения;
  • совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
  • развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
  • формирование жизненно важных умений: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения;
  • формирование интенсивного речевого и интеллектуального развития учащихся;
  • создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.     

Образовательные технологии, используемые учителем: развивающее обучение, дифференциальное обучение, разноуровневое обучение, интерактивное (диалоговое) обучение, информационно – коммуникативное обучение, проектное обучение.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент и

компонент ОУ

5

Программа по русскому языку (авторы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.), Дрофа, 2008; федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку

УЧЕБНИКИ:

В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория 5-9 класс»

изд. «Дрофа», 2010г.

Г.К.Лидман-Орлова, А.Ю.Купалова, Ю.С.Пичугов «Русский язык. Практика 5 класс»; изд. «Дрофа», Москва, 2010г. Е.Н.Никитина «Русская речь. 5 класс» изд. «Дрофа»2010г.

А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов «Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория.  Практика. Русская речь. 5-9 кл»; изд. «Дрофа», Москва, 2010г.

А.Ю.Купалова «Книга для учителя»; изд. «Дрофа», 2010 г.

Основные умения и навыки:

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • свободно пользоваться словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Дата проведения урока

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабораторных (практических) работ

Формы контроля

примечание

I.

Введение

3ч.

1

1.1.

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Знакомство с учебными пособиями, чтение вступительных статей.

1.2.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа. Р.к. Язык как культурно-историческая среда.

Словарно-орфографическая работа со словами на полях учебника

1.3.

Развитие речи. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

Воссоздание речевых ситуаций по рисункам

II.

Вводный курс. Орфография

6ч.

1

2.1.

Орфограмма.

Повторение правил проверки безуд. гл.; согл.

2.2.

Правописание безударных гласных в корне слова.

2.3.

Правописание безударных гласных в приставках. Гласные И, А, У после шипящих.

2.4.

Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.

Работа с таблицей

2.5.

2.6.

Контрольный диктант по теме «Орфография» и его анализ

III.

Морфология и орфография

20ч.

2

2

3.1.

Самостоятельные и служебные части речи.

3.2.

3.3.

Имя существительное как часть речи.

Работа со слабыми уч-ся по повторению основных признаков им.сущ.

3.4.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение основных признаков им.прил.

3.5.

Развитие речи. Что такое диалог и монолог?

3.6.

3.7.

Глагол как часть речи. Инфинитив. Изменение глагола по временам. Правописание глаголов в форме прошедшего времени.

Р.к. Морфологические особенности употребления глагола в форме инфинитива в речи местных жителей.

Повторение признаков глагола как части речи

3.8.

3.9.

I и II спряжение глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Р.к. Морфологические особенности употребления глаголов в языке местных жителей.

Отработка навыков работы с алгоритмом

3.10.

Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма «Глаголы с – ТСЯ, -ТЬСЯ».

3.11.

Повторение и обобщение изученного по глаголу.

Отработка навыков морфологичес кого разбора глагола

3.12.

Диктант по теме «Глагол как часть речи»

3.13.

Развитие речи. Как вести беседу?

Работа с пословицами

3.14.

3.15.

Наречие как часть речи.

Работа со словарями

3.16.

3.17.

Местоимение как часть речи.

Дополнит.работа с новыми типами орфограмм

3.18.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.

Работа с орфограммой-дефисом

3.19.

Частица как часть речи.

3.20.

Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография.»

IV.

Синтаксис и пунктуация

41ч.

8

2

4.1.

4.2.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Синтаксис как раздел грамматики.

4.3.

Развитие речи. Что такое текст?

Повторение отличительных признаков текста

4.4.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

Работа со слабыми уч-ся по определе  нию грамматичес кой основы

4.5.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные.

Работа со слабыми уч-ся

4.6.

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные предложения.

Работа со слабыми уч-ся

4.7.

Развитие речи. Что значит писать и говорить на тему?

4.8.

Развитие речи. Выборочное изложение.

4.9.

Члены предложения.

Работа со слабыми уч-ся

4.10.

4.11.

4.12.

Главные члены предложения.

4.13.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии.

4.14.

4.15.

4.16.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Работа со слабыми уч-ся

4.17.

4.18.

Диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения» и его анализ.

4.19.

4.20.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания.

4.21.

4.22.

4.23.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Работа по составлению схем предложений с однор.членами

4.25.

Развитие речи. Главное в тексте – идея, основная мысль.

4.26.

Развитие речи. Контрольное  изложение, близкое к тексту.

4.27.

4.28.

Предложения с обращениями. Интонация предложений с обращением.

Работа со слабыми уч-ся

4.29.

4.30.

Предложения с вводными словами.

Работа над пунктуацией

4.31.

4.32.

4.33.

Сложное предложение. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Обучение осмысленному употреблению союзов в сложном пр-ии; правильному и уместному употреблению сложных пр-ий в речи

4.34.

Развитие речи. Для чего нужен план?

Работа со слабыми уч-ся по составлению плана

4.35.

4.36.

Предложения с прямой речью. Диалог.

Работа со схемами

4.37.

4.38.

Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Работа со схемами

4.39.

4.40.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ.

4.41.

Развитие речи. Как связать предложения в тексте?

Работа со схемами

V.

Основной курс русского языка

5.1.

Понятие о литературном языке.

1ч.

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

22ч.

1

1

5.2.

5.3.

Звуки речи. Учитесь выразительно читать. Звуки речи и буквы. Алфавит.

Р.к. Фонетические особенности Тульского говора.

5.4.

Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов.

Р.к. Фонетические особенности языка Тульского края.

Работа со слабыми уч-ся по умению находить орфограмму

5.5.

Ударение.

5.6.

5.7.

Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм.

Р.к. Фонетические и грамматические особенности Тульского говора.

Работа с опорными таблицами

5.8.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Работа со слабыми уч-ся по отработке навыков проверки безуд.гл. в корне слова

5.9.

5.10.

Гласные буквы после шипящих и Ц.

Работа по составлению таблицы

5.11.

5.12.

5.13.

Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. Правописание непроизносимых согласных.  Правописание слов с двойными согласными.

5.14.

Развитие речи. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

5.15.

5.16.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

Работа по усвоению правила

5.17.

5.18.

Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ь и Ъ.

Работа по усвоению правила

5.19.

5.20.

Повторим изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

Словар ный диктант

Составление таблицы

5.21.

5.22.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» и его анализ.

VI.

Морфемика. Орфография.

45ч.

8

3

6.1.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфемные словари русского языка.

Работа над системой условных обозначений морфем

6.2.

Основа слова и окончание.

Повторение некоторых орфограмм окончаний

6.3.

6.4.

Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

Введение элементов этимологичес кого анализа слова

6.5.

Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Работа со слабыми уч-ся по отработке действий по выделению морфем

6.6.

Развитие речи. Стили речи. Разговорный стиль.

6.7.

6.8.

Чередование звуков в корне слова.

6.9.

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний.

6.10.

Развитие речи. Контрольное сочинение о слове.

6.11.

Морфемный разбор слова. Морфемные словари русского языка.

Работа со слабыми уч-ся по отработке действий по выделению морфем

6.12.

Развитие речи. Книжные стили. Знакомьтесь: научный стиль.

6.13.

6.14.

6.15.

6.16.

6.17.

Правописание корней с чередованием гласных а – о.

Составление таблиц; использование алгоритмов

6.18.

6.19.

6.20.

Правописание корней с чередованием е – и; а (я) – им, ин.

6.21.

6.22.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» и его анализ.

6.23.

6.24.

Развитие речи. Художественный стиль.

6.25.

6.26.

6.27.

Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

Повторение правописания гласных в приставках с учетом этимологичес кого анализа слова

6.28.

6.29.

6.30.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Работа со слабыми уч-ся по усвоению правила

6.31.

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Работа со слабыми уч-ся по усвоению правила

6.32.

Развитие речи. Изложение, близкое к тексту.

6.33.

6.34.

6.35.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Работа со слабыми уч-ся по усвоению правила

6.36.

6.37

Обобщение изученного о правописании приставок.

6.38.

6.39.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» и его анализ.

6.40.

6.41.

6.42.

Словообразование.

6.43.

Повторим изученное в разделе «Морфемика. Орфография».

Совершенство вание навыков морфемного анализа и правописания

6.44.

Развитие речи. Как различают типы речи?

Творчес  кая работа

Работа с рисунками

6.45.

Развитие речи. Повествовать – значит рассказывать.

VII.

Лексика

24ч.

7

7.1.

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Работа с использовани ем словаря

7.2.

7.3.

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов.

Работа со словарем

7.4.

7.5.

Однозначные и многозначные слова.

Работа со словарем

7.6.

Прямое и переносное значения слова.

Работа со словарем

7.7.

Развитие речи. Выборочное изложение.

7.8.

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.

Работа со словарем

7.9.

7.10.

7.11.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Лексический разбор слова. Словари синонимов русского языка и их использование.

Работа со словарем

7.12.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка.

Работа со словарем

7.13.

Развитие речи. Как описать предмет?

Работа по сопоставлению текстов

7.14.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

Р.к. Язык города и Тулы и его разновидности.

7.15.

7.16.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы.

7.17.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов и их использование.

Работа со словарем

7.18.

Развитие речи. Как описать животное?

7.19.

Фразеология как раздел лексикологии. Пословицы и поговорки; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.

Р.к. Диалектная лексика и фразеологизмы Тульского края.

Работа со словарем

7.20.

Повторим изученное в разделе «Лексика».

7.21.

Развитие речи. Подготовка к сочинению о любимом животном.

7.22.

Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать.

7.23.

7.24.

Развитие речи. Контрольное сочинение по картине.

Работа со словами             и конструкция ми, использу     емыми в сочинении по картине

IX.

Повторение изученного в 5 классе

8ч.

1

9.1.

9.2.

Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

9.3.

9.4.

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

9.5.

9.6.

Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение» и его анализ.

9.7.

9.8.

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи.

Р.к. Язык тульской прессы.

Работа с резервными материалами из «Русской речи»

Итого

170ч.

27

11

Список литературы

Русский язык. Самые сложные правила в таблицах и схемах. Е. А. Арбатова, 2011

Игры на уроках русского языка: 5 класс. Т.Г. Рик, 2011

Пословицы, стихи и загадки о русском языке. О.Д. Ушакова ,2007

Все виды разбора по русскому языку 5-9 классы. О. Д. Ушакова 2011

Открытые уроки русского языка. 5-9 классы. Н.С. Риалко ,2011

Русский язык. Слитно? Раздельно? Через дефис? С.И. Львова, 2009

Русский язык. Трудные случаи разбора предложения. И.А. Мартьянова, 2007

90 основных правил русской орфографии. К.А Войлова и др. 2008

Экспресс-тесты по русскому языку 5-9 классы. Б. А. Макарова, 2009

Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон: познавательные игры, уроки знаний, викторины, турниры. Т. А. Курушина, 2009

В.Н. Горшкова – «Сборник диктантов по русскому языку для 5 класса»

Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарёв – «Русское слово»

Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим – «Уроки русского языка в 5 классе»

Л.А. Виноградова – «Уроки русского языка в 5 классе»

Е.А. Евлампиева – «Занимательные задания на уроках русского языка»

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработка уроков. В.Н. Пташкина и др. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Русский язык. 7 класс.

Учебник:  Русский язык. 7 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; - М.: Просвещение, 2010....

Тематическое планирование . Русский язык. 9 класс.

Учебник:  Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/., Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., и др.; - М.: Просвещение, 2009....

Календарно-тематическое планирование. Русский язык 5 класс.Автор: Баранов М.Т.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе.   Всего в году 204 часа (из расчёта 6 часов в неделю), из них РР – 36 ч.;  КД – 6 ч.Программа  для общеобразо...

Календарно-тематическое планирование. Русский язык 6 класс. Автор: Баранов М.Т.

Календарно-тематическое планированиеуроков русского языкав VIклассе Всего в году 204 часа (из расчёта 6 часов в неделю), из них РР – 38 ч.;  КД – 9 ч.Программа  для общеобразовате...

Календарно-тематическое планирование. Русский язык 7 класс.Автор: Баранов М.Т.

Календарно-тематическое планированиеуроков русского языкав VIIклассе Всего в году 136 часов (из расчёта 4 часа в неделю), из них РР – 27 ч.;  КД – 10 ч.Программа  для общеобразова...

Календарно-тематическое планирование. Русский язык 8 класс.Автор: Баранов М.Т.

Календарно-тематическое планированиеуроков русского языкав VIIIклассе Всего в году 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю), из них РР – 14 ч.;  КД – 5 ч.Программа  для общеобразоват...

Календарно-тематическое планирование. Русский язык 8 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений для 5-9 классов. Русский язык, М. «Просвещение» 2006г., авторы программ...