Изобразительно-выразительные средства языка
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Улитина Елена Владимировна

Презентация "Изобразительно-выразительные средства языка". Найдена в интернете.Красочно, доступно изложен материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.95 МБ

Подписи к слайдам:


Троп-
(греч. «поворот») оборот речи ,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль-шей художественной выразительности.
В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкимив каком-либо отношении.
Наиболее распространённые виды тропов:
Аллегория ,гипербола ,ирония ,литота ,метафора ,метонимия,олицетворение, перифраза , синекдоха ,сравнение , эпитет.
средство художественного изображения, основанное на преувеличении .
Гипербола -
Глаза громадные, как прожекторы. ( В. Маяковский )
Это образное выражение ,содержащее непомерное преувеличениеразмера ,силы ,значения какого-либо предмета , явления .
В сто сорок солнц закат пылал… (В.Маяковский).


Гротеск
- Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер
Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина)
Ирония
осмеяние , содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противо-положный ему, подразумеваемый .
Отколе , умная , бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (в обращении к ослу)
- троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Литота
- средство художественного изображения, осно-ванное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)
Образное выражение ,содержащее непомерное преуменьшение размера ,силы ,значения какого-либо предмета ,явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)
Метафора (развёрнутая метафора)
- скрытое сравнение.
Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
греч.(перенос) – употребление слова в переносномзначении на основе сходства в каком-либо отноше- нии двух предметов или явлений. (Словарь лингвистических терминов)
Метафора
Метафора простая:
Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн,град пуль, закат пылает, льётся речь (метафора построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)
Метафора развёрнутая:
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросаетИх с размаха в дикой злобе на утёсы , разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М. построена на различных ассоциациях по сходству)
Метонимия -
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия дея-тельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Когда же берег адаНавек меня возьмёт,Когда навек уснётПеро, моя отрада... (А.Пушкин)
(греч. переименование).Употребление названия одногопредмета вместо названия другого предмета на основаниивнешней или внутренней связи между ними.
Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)
Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов)
Читал охотно Апулея ,а Цицерона не читал.(Пушкин)
Олицетворение -
- Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев.)
троп ,состоящий в приписывании неодушевлённымпредметам признаков и свойств живых существ.
Перифраз (или перифраза ) -
2) Один из тропов, в котором
название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
(греч. «описательный оборот ,опи-
сание»)1)Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора )
Туманный Альбион (вместо «Англия»)
Творец Макбета (Шекспир )
Певец Литвы (Мицкевич)
Синекдоха -
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли») ( А.Пушкин.);Швед, русский колет, рубит, режет.
А) Часть вместо целого:
Б) Родовое название вместо видового:
Ну что ж, садись ,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце»)
В) Видовое название вместо родового:
Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)
Г) Единственное число вместо множественного:
И слышно было до рассвета ,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)
Сравнение -
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (И. Некрасов )
троп ,состоящий в уподоблении одного предмета другомуна основании общего у них признака.
Сравнение выражается:
А) творительным падежом.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. ( Б.Горбатов)
Б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ты всех милее ,всех дороже , русская суглинистая ,жёсткая земля. (А.Сурков)
В) оборотами со сравнительными союзами
Внизу ,как зеркало стальное ,синеют озера струи.(Ф.И.Тютчев)
Г) лексически (при помощи слов подобный ,похожий и т.д.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Серафимович)
Эпитет -
Образное определение , слово,
Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.)
(греч. «приложение»).
определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Весёлый ветер , мёртвая тишина ,седая старина ,чёрная тоска
При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное ,определяющее существительное ,но и существительное – приложение, а такженаречие ,метафорически определяющее глагол.
Мороз – воевода ,бродяга – ветер, старик океан ;Гордо реет Буревестник (М.Горький)Петроград жил в эти январские ночи напряжённо ,взволнованно ,злобно, бешено. (А.Толстой)
Постоянный эпитет.
Эпитет ,часто встречающийся в народном поэтическом творчестве,переходящий из одного произведения в другое.
Море синее ,поле чистое ,солнце красное ,тучи чёрные;добрый молодец ,красна девица, зелена трава…
Анафора -(или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф,прозаи-ческого отрывка.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин.)
Анафора звуковая:
Грозой снесённые мосты,Гроба с размытого кладбища.
(А. Пушкин.)
Анафора морфемная :
…Черноглазую девицу, Черногривого коня.
Анафора лексическая:
Анафора синтаксическая:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.
(А. Пушкин.)
Антитеза -
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе.
Богатый и в будни пирует ,а бедный и в праздник горюет . (поговорка)
Где стол был яств ,там гроб стоит. Г.Р.Державин.
Градация -
(постепенность) —стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей.
Не жалею, не зову, не плачу,Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.)
Градация восходящая -
Пришёл, увидел , победил. Юлий Цезарь
Градация нисходящая -
расположение слов в порядке уменьшающегося значения.
Присягаю ленинградским ранам,Первым разорённым очагам;Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. О.Берггольц.
расположение слов в порядке усиливающегося значения.
Инверсия -
( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. ( А. Пушкин.)
В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не явля-ется обычным) или ,наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.
Помогла им чистейшая случайность . (инверсировано подлежащее)
Не надеюсь я на его аккуратность. (инверсировано сказуемое)
Лексический повтор -
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Простите, простите, простите, меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю…
Повтор слов:1) для обозначения большого числа предметов,явлений.
За теми деревнями леса ,леса , леса.
2) для усиления признака, степени качества или действия.
Вот тёмный, тёмный сад.И ближе ,ближе всё звучал грузинки голос молодой. М.Ю.Лермонтов.
3) для указания на длительность действия.
Зимы ждала ,ждала природа. А.С.Пушкин.
Оксюморон -
Мёртвые души
Например:
(греч.- «остроумно-глупое») Стилистическая фигура,состоящая в соединении двух понятий, противоречащихдруг другу ,логически исключающих одно другое.
Горькая радость.
Звонкая тишина
Красноречивое молчание
Сладкая скорбь
Риторический вопрос, восклицание, обращение -
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа ,а для эмоционального воздействия на читателя.
Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.)
Вопросительно- риторическое предложение содержит утверждение или отрицание в форме вопроса , на который не ожидается ответ.
На кого не действует новизна?
Риторическое обращение – стилистическая фигура ,состоящая в том ,что высказы-вание адресуется неодушевлённому предмету , отвлечённому понятию, лицу отсутст-вующему, тем самым усиливая выразительность речи.
Мечты , мечты! Где ваша сладость? А.С.Пушкин.
Синтаксический параллелизм -
Приём, заключающийся
в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)
(греч. «рядом идущий»).
Одинаковое синтаксическое построение (одинаковоерасположение сходных членов предложения ) сосед-них предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога,Старикам везде у нас почёт. (Лебедев –Кумач)
Твой ум глубок ,что море.Твой дух высок ,что горы. (В.Брюсов)
Параллелизм отрицательный.
Параллелизм ,построенный на отрицательном сравнении
То не чудо сверкает над нами,То не полюса блеск огневой,.. (Н.Тихонов)
Умолчание -
поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно прерван-ном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.)
оборот речи ,заключающийся в том, что автор не до концавыражает мысль ,предоставляя читателю ( слушателю )самому догадаться , что именно осталось невысказанным,
Но слушай :если я должна тебе…кинжалом я владею ,я близ Кавказа рождена. (А.С.Пушкин.)
Эллипсис -
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемогов данном контексте или ситуации по смыслу.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский )
(греч. «выпадение ,опущение»)
Во всех окнах – любопытные ,на крышах – мальчишки. (А.Толстой)
Шампанского! (А.П.Чехов)
используется как стилистическая фигура для придания высказываниюдинамичности ,интонации живой речи ,художественной выразительности.
Вместо хлеба – камень ,вместо поученья – колотушка. (М.Е.Салтыков - Щедрин)
Элипсис
Эпифора -
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня ! (А.Блок )
Мне бы хотелось знать , отчего я титулярный советник ?Почему именно титулярный советник ? ( Н.В.Гоголь )
Звукопись -
приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... ( П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание -
подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин )
Спасибо за внимание!
1.Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград ,2008.2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.3. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 4. http://images.google.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...