Практические материалы к урокам «Изобразительно-выразительные средства языка» (в рамках уроков по Русскому языку и культуре речи)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«1-ЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая работа

Практические материалы к урокам

«Изобразительно-выразительные средства языка»

(в рамках уроков по Русскому языку и культуре речи)

                                               Составитель: преподаватель

                                                 русского языка и литературы

                   Шаповалова

                                  Татьяна Анатольевна

Коломна

2013

 

Пояснительная записка

     Материалы мною были собраны в течение нескольких лет преподавания предмета «Русский язык и культура речи» в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

      Особенностью тестовых заданий единого государственного экзамена по русскому языку является подготовка к аттестации не только  в  плане грамотного письма, т.е. соблюдения норм орфографии и пунктуации, но и в плане владения языковой, лингвистической и коммуникативной компетенцией.

     Цель собранных здесь материалов состоит в том, чтобы подготовить учащихся к анализу выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых.  

     Чтобы проверить качество знаний о выразительности речи и уровень сформированности умений видеть способы авторского выражения мыслей и чувств, в экзаменационные материалы включают специальные задания. Они имеют повышенный уровень сложности. К ним относится задание В8. Его выполнение сводится к восстановлению пропущенных в тексте рецензии слов-терминов. И здесь следует не ошибиться как в поиске в тексте изобразительно-выразительных средств,  так и в названии таких средств. А это значит, что подготовка к выполнению тестового задания должна иметь надежную теоретико-практическую базу. При этом усвоение материала сводится не к заучиванию названий и признаков терминов, а к тому, чтобы понять их суть, специфику построения и роль в речи, научиться их дифференцировать.

I. Тропы

Комментарий

      На первом этапе обучения  происходит знакомство с терминами, их особенностями, свойствами, способами употребления в  текстах.

     На втором этапе предлагаются упражнения нескольких видов на закрепление теоретического материала.

  1. Задания на определение названия по основным признакам  уже подчеркнутых тропов и обоснование своего выбора.

Например,

Найдите в предложениях тропы (эпитеты, метафору,  гротеск, гиперболу, метонимию, иронию, сравнение, олицетворение, литоту, перифраз, синекдоху): 

1. А у низеньких околиц звонно чахнут тополя (С. Есенин)

2. Спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя… (А. Пушкин)

3. Прими из рук моих нерукотворный град… (М. Цветаева)

4. Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный (И. Бунин)

5. Но когда замираю, смиренная,/ На груди твоей снега белей… (А. Ахматова)

6. Никакая родина другая/ Не вольет мне в грудь мою теплынь…

7. Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил…    (С. Есенин)                                                                                                  

8. Буйство глаз и половодье чувств… (С. Есенин)

9. В сто сорок солнц закат пылал. /В июль катилось лето… (В. Маяковский)

10. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (А. Пушкин)

11. Не то на серебре – на золоте едал… (А. Грибоедов)

12. Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)

13. Черные фраки носились врозь и кучами там и сям… (Н. Гоголь)

14. Клубит и пляшет дым болотный… (С. Есенин)

15. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах,… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)

 16. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей… (А. Грибоедов)

17. Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский)

18. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина

19. Надел на голову квартала рыжий парик… (В. Маяковский)

  1. Самостоятельный поиск тропов

Усложняем задачу и предлагаем учащимся самостоятельно заняться поисками тропов, сохранив  при этом список терминов

Например,

Найти в предложениях тропы  и соотнести буквы и цифры

А.  Где уж нам, дуракам, в этом разобраться?!

Б.  Отговорила роща золотая/ Березовым весенним языком…

В. - Эй, Калуга! Подь сюда!

Г.  О чем ты воешь, ветер ночной…

Д.  Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая…

Е.   Глаза громадные, как прожекторы.

Ж.  Сегодня профессиональный праздник работников прилавка.

З.   О Русь – малиновое поле,/ И синь, упавшая реку…

И.  С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

К.  Талии не более  бутылочной шейки…

Л.  Прекрасен Царскосельский сад,/ Где льва сразив, почил орел России мощной..

М. Тяжелые, утомительные,  однообразные думы.

 Список тропов: 1.Эпитет;  2. Метафора;  3. Метонимия;  4. Сравнение;  5. Олицетворение;  6.Оксюморон;  7. Гипербола;  8. Литота;  9. Ирония; 10. Сарказм;  11. Аллегория;  12. Перифраз

  1. Далее предлагаем  найти  в предложениях тропы, но списка терминов не  прилагаем

Например,

  Задание 1

    Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

  1. Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи…
  2. Ликует буйный Рим...
  3. Небеса опускаются наземь, точно занавеса бахрома...
  4. И золотеющая осень... листвою плачет на песок
  5. Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам..
  6. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку
  7. Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны
  8. Лошадь величиною с кошку…
  9. Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание»
  10. Солнце нашей поэзии закатилось…

 Задание 2    

Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

  1. И тьмой и холодом объята душа усталая моя.
  2. Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя…
  3. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.
  4. Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной
  5. По неделе ни с кем никому не скажу, все на камне у моря сижу…
  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость
  7. Ту уже включились в кампанию акулы пера
  8. Мартышка к старости слаба глазами стала..
  9. Жизнь человека — один миг…  
  10. И слышно было до рассвета, как ликовал француз

 Комментарий

Приведенные выше примерные задания можно выполнять как в устной, так и в письменной форме. Задания собраны в довольно большие блоки, их можно и даже нужно делить на более мелкие.

  1. В этом разделе предлагаю несколько упражнений иного плана. Это тестовые задания.

Например,

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин)

А.Метонимия

2.

Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин)

Б. Эпитет

3.

Миллион казацких шапок высыпал на площадь.

(Н. Гоголь)

В. Метафора

4.

Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо

Г. Сравнение

Д. Синекдоха

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

 Но самозванка – я пришла домой… (М. Цветаева)

А.Синекдоха

2.

 …больше всего береги и копи копейку… (Н. Гоголь)

Б.  Сравнение

3.

 …вы смотрите устрицей из раковин вещей (В. Маяковский)

В. Антитеза  

4.

 При адском грохоте и треске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франчески   (Б. Пастернак)

Г.  Перифраз

Д.  Метонимия

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

  Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

А. Олицетворение

2.

 В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили.

(В. Маяковский)

Б.Сравнение

3.

 Годами когда-нибудь в зале концертной

Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.

                                                            (Б.Пастернак)

В.  Ирония

4.

 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. Пушкин)

Г.   Метонимия

Д.   Синекдоха

  1. На завершающем этапе работы с тропами можно обратиться к работе с текстом.

 Комментарий.

Работа с текстом предполагает умение осознавать, каким образом автор добивается взаимодействия с читателем, как передает смысл и собственные чувства, оценку, как добивается яркости и образности читательского восприятия. Задание усложняется тем, что работать предстоит теперь не с отдельными фрагментами, а с текстом в целом.

Поэтому на ранних этапах предлагаю упражнения облегченного характера

Например,

Лунный блик.

1.Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. 2.Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. 3.Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. 4. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину. 5. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

  1. В каком предложении употреблено сравнение?
  1. 5     2)  1         3)  2       4) 3

  1. В каком предложении используется метафора?
  1. 3      2) 5        3)  2      4) 1

  1. В каком предложении употреблено олицетворение?
  1. 2    2)  4    3)  5     4) 1

Теперь переходим к примерным упражнения по теме «Синтаксические средства выразительности»

  1. Фигуры.

Комментарии

Здесь упражнения и задания подобраны по такому же принципу, что и в части «Тропы». Поэтому я лишь привожу тексты заданий в соответствии с принципами работы над ними и порядком расположения им подобных  в  разделе «Тропы».

  1. Задания на определение названия по основным признакам  уже подчеркнутых  фигур и обоснование своего выбора.

1. Когда избавит нас творец/От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А. Грибоедов)

2. Покорный Перуну старик одному...».  (А. Пушкин)

3. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.  (А. Чехов)

4. Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; (Ф. Вийон)

5. Всё — только руку протяни — все тут./ Всё — только пристальней взгляни — все тут.

                                                                                                                                      ( В. Луговской)

6. Едут по полю добры молодцы,/ Летят по небу ясны соколы.

7. Край родной долготерпенья,/Край ты русского народа.

8. Пришел, увидел, победил (Юлий  Цезарь);

9. "Куда ты скачешь, гордый конь,/И где опустишь ты копыта?" (А. Пушкин)

10. Унылая пора! Очей очарованье!...  (Ф. Тютчев)

11. Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К.Чуковский)

12. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё – едино (М. Цветаева).

13. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, // Что уж барону время умереть  (А.С. Пушкин).

14. Мы любим все – и жар холодных числ,/ И дар божественных видений. (А. Блок)

15. Самое лучшее и дорогое – Родина./ Горе твое – это наше  горе, Родина.

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция

  1. Задания по самостоятельному поиску фигур речи

 

  1. Коня, коня, полцарства за коня! (У.Шекспир)
  2. Наше оружие — наши песни,/ Наше золото — звенящие голоса.
  3. Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М.Цветаева)
  4. Или ты меня не знал, или ты себя не знал?
  5. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.  (В. Короленко)
  6. Ночь, улица, фонарь, аптека,/ Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
  7. Хотя страшился он сказать,/ Нетрудно было б отгадать,/ Когда б… но сердце, чем моложе,/ Тем боязливее, тем строже…
  8. Кто был ничем, тот станет всем.
  9. Смотри, ей весело грустить /Такой нарядно-обнаженной (А.Ахматова)
  10. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть./И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антакольский)
  11. И где Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)
  12. Над ухом шепчет голос нежный… (А. Пушкин)
  13. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
  14. Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (А.Твардовский).
  15. "А судьи кто?" (А. Грибоедов)
  16. "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция

  1. Задания по поиску фигур речи без предложенного списка терминов

  1. Пора! Пора! Рога трубят (А.С. Пушкин)
  2. Не напрасно дули ветры, /Не напрасно шла гроза.
  3. Я мещанин, я мещанин, Я, слава богу, …Нижегородский мещанин (А.С. Пушкин)
  4. Что же ты, песня моя,/Молчишь? /Что же ты, сказка моя,/Молчишь?  (П. Васильев)
  5. и блеск, и шум, и говор волн (А.С. Пушкин).
  6. Прямо дороженька, насыпи узкие,/        Столбики, рельсы, мосты.
  7. Баснь эту можно бы и боле пояснить – /Да  чтоб гусей не раздразнить...
  8. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
  9. Но красоты их безобразной/ Я скоро таинство постиг. ( М. Лермонтов)
  10. Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин).
  11. Все грани чувств, все грани правды стерты:/ В мирах, в годах, в часах. ( А. Белый)
  12. Белеет парус одинокий  (М. Лермонтов)
  13. В синем небе звёзды блещут,/ В синем море волны плещут.
  14. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. (Твардовский)
  15.  "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре Н. Гоголь)
  16. Могу ль узреть во блеске новом/ Мечты увядшей красоту?

 Комментарий

 И вновь  приведенные выше примерные задания можно выполнять как в устной, так и в письменной форме.  Необходимо также поделить задания на несколько мелких блоков.

  1. Далее можно предложить  тестовые задания.

Например,

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

 У капель – тяжесть запонок…(Б. Пастернак)

А. Эпифора

2.

 Как у молодой змеи – да старый уж,

Как у молодой жены – да старый муж.

                                                             (М. Цветаева)

Б.  Градация

3.

 Плащ, шаловливый, как руно,

Плащ, преклоняющий колено.  (М. Цветаева)

В.  Элипсис

4.

 Слышу твой кошачий шаг,

                                признак измены!

Вновь темнит глаза твой мрак,

                                признак измены!

                                                         (М. Кузьмин)

Г.  Симплока

Д.  Анафора

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

 Солнце – мое. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.                     (М. Цветаева)

А.  Бессоюзие

2.

 Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин)

Б.   Парцелляция

3.

 Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.   (Б. Пастернак)

В.Синтаксический параллелизм  

4.

 Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды! –

и моё,

поэтово

- о, четырежды славься,

                                благословенная!

                                                      (В. Маяковский)

Г.   Многосоюзие

Д.   Антитеза

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

1.

  Доля ты! – русская долюшка женская!

                                                            (Н. Некрасов)

А. Многосоюзие

2.

Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость… (А. Пушкин)

Б. Риторический вопрос  

3.

Кого не утомят угрозы,

Моленья, клятвы, мнимый страх… (А. Пушкин)

В.Риторическое восклицание  

4.

 Неужель на такие страдания не откликнется наша душа?

Г.Синтаксический параллелизм

Д.   Бессоюзие

  1.  В заключении предлагаю работу с текстом

На раннем этапе предлагаю работу по поиску средств выразительности.

Укажите номера тех средств выразительности, которые используются в тексте.

И это скольжение, как на воздушных салазках, вниз принесло ей наибольшее наслаждение. Земля поднялась к ней, и в бесформенной до этого черной гуще обозначились ее тайны и прелести во время лунной ночи. Земля шла к ней, и Маргариту  уже обдавало запахом зеленеющих лесов. Маргарита летела над самыми туманами росистого поля, потом над прудом. Под Маргаритой хором пели лягушки, а где-то вдали, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд. Маргарита вскоре увидела его. Он полз медленно, как гусеница, сыпя в воздух искры. Обогнав его, Маргарита прошла над еще одним водным зеркалом, в котором проплыла под ногами вторая луна, еще более снизилась и пошла, чуть-чуть не задевая ногами верхушки громадных сосен.

 

1.  Сравнение

2.   Метафора

3.  Перифраза

4.  Литота

5.   Гипербола

  1. Эпитеты
  1.  Риторическое обращение
  2. Инверсия
  3. Градация
  4. Лексический повтор

После выполнения подобных  упражнений    можно переходить к выполнению заданий по типу В8. Приводить подобные задания нет смысла.  Их можно взять в любом сборнике тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ, на сайте ФИПИ и т.д.

 

Заключение.

     В подборке практических материалов отсутствуют некоторые средства выразительности.  Это не значит, что мы с учащимися над ними не работаем. Целью моей было показать лишь некоторые практические материалы, помогающие в работе над очень сложной, по  моему мнению, темой.

     В заключении я хотела бы выразить надежду на то, что собранные мною материалы пригодятся в работе на уроках Русского языка и культуры речи и на занятиях по подготовке к ЕГЭ по русскому языку при изучении, закреплении или повторении темы «Изобразительно-выразительные средства языка».  

 

Список литературы

  1. Готовимся к ЕГЭ Культура речи. Нормы русского языка» Материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы, составитель Руженцева Н.Б.
  2. «ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В)», под ред.  Жуковой М.В. М., «Экзамен» 2008
  3. «Русский язык и культура речи»,  под ред. В.Д. Черняк. М., «Высшая школа» 2003
  4. Симакова Е. С.  «Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выразительность русской речи» М., «Астрель».г Владимир «ВКТ» 2009
  5. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент) «ЕГЭ Русский язык 2010» Сборник экзаменационных заданий Составители Цибулько И.П., Кривонос Л.И. и гр. авторов. М., «Эксмо» 2009

Адреса электронных носителей

ege.yandex.ru/russian/

www.fipi.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи."

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. культура речи" (в 2-х вариантах)...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи"  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...