Глагол как часть речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Некрасова Юлия Александровна

Урок построен согласно технологии модульного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.25 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.81 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.62 КБ
Файл prilozhenie_3.pptx445.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Глагол как часть речи

Цели: 

  1. Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.
  2. Развитие умения находить глагол в тексте.
  3.  Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;
  4.  Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

I.Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.

Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Как стараться, удивляться –

Растолкует нам …. (глагол)

II. Целеполагание.

 - Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.

1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.

2. Изучение нового материала по теме «Глагол».

III. Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).

 - Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!

Итак, задание 1.

1.Дайте верное определение глагола.

Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.

*составить предложение с однородными сказуемыми.

Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.

А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.

(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)

Переходим к заданию 2.

 2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.

 *придумать примеры к схеме. 

Задание 3.

3.Изменение глаголов по временам. Работа с учебником.  Выполнение упр.661. Время выполнения – 5 минут.

*Выполнить дополнительные задания  (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)

Физминутка

Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.

Возвращаемся к маршрутному листу.

Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)

Откройте учебник на стр. 266 -  267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

 5. Работа с текстом. Из текста выписать глаголы и определить их морфологические признаки. (5 минут)

В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.

Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник

соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.

*Определить лексическое значение слова подкралась.

 - Вы хорошо потрудились сегодня. Подсчитаем ваши баллы. В листах оценивания вы найдете таблицу, которая поможет перевести ваши баллы в оценки.

6. Рефлексия.

- Давайте подведем итог нашего  урока (устно).

Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________?  _____________________________? и др. Глагол изменяется по _______, ________,________ и т.д. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.

7. Домашнее задание. Прочитать параграф 107; выполнить задания на выбор (выбери по своим  способностям): упр.679; *упр.687;

8. Оценки.

 - Вы довольны своими оценками? До свидания.

                   



Предварительный просмотр:

Задания к уроку

  1. Дайте верное определение глагола. (3 мин.)

Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________?  _____________________________? и др. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.

*Составьте предложение с однородными сказуемыми и подчеркните их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работа с учебником. (4 мин)

Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов».

*Придумать по одному примеру к схеме.

Изменение глаголов

  1. Время глагола. (5 мин.)

Откройте учебник на странице 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время.

*Выполните дополнительное задание (2).

**Выполните дополнительное задание (5).

Глагол

Время глагола

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________* - задания повышенной сложности

  1. Спряжение глагола. (8 мин.)

Откройте учебник на стр. 266 -  267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Ответы

А)__________________________________________________________________________________

Б)__________________________________________________________________________________

В)___________________________________________________________________________________

Г)___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

5. Работа с текстом. (5 мин.)

В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.

Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник

соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

*Определите лексическое значение слова  подкралось.

6.* Творческое задание.

Составить небольшой рассказ (7-8 предложений) с использованием глаголов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     



Предварительный просмотр:

Карта оценивания деятельности ученика

Ф.И. ученика________________________________________________________________

Название задания

Критерии

Оценка

1.

Дайте верное определение глагола

Нет ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 – 3 ошибки – 3 балла

Более 3 – 2 балла

*Составить  предложение с однородными членами и подчеркнуть их.

 1 балл

2.

Составить схему «Изменение глаголов»

Нет ошибок -  5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

*Привести по одному примеру к схеме

 1 балл

3.

Время глагола

0 – 1 ошибка – 5 баллов

2 – 3 ошибки – 4 балла

4 – 5 ошибок – 3 балла

Более 5 ошибок – 2 балла

*Выполнить разбор слова по составу

 1 балл

**Выполнить пунктуационный разбор предложения

2 балла

4.

Спряжение глагола:

  1. Ответить на вопросы

Без ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

  1. Определить спряжение глаголов

0 – 1 ошибка – 5 баллов

2 – 3 ошибки – 4 балла

3 – 4 ошибки – 3 балла

Более 4 ошибок – 2 балла

*Дополнительное задание

1 балл

5.

Работа с текстом

Нет ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

*Определить лексическое значение слова.

1 балл

Итоги

Балл

Оценка

37 - 30

5

29 - 22

4

21 - 14

3

13 - 7

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадай загадку Интересная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, сеет иль поет. Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Как стараться, удивляться – Растолкует нам ….

Слайд 2

ГЛАГОЛ Как часть речи

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.

Слайд 4

Задание № 1. Дайте верное определение глагола. Глагол – это часть речи, которая обозначает _______ , отвечает на вопросы ______ ? ______? В предложении обычно является ________ и подчеркивается __________. * Составьте предложения с однородными сказуемыми и подчеркните их.

Слайд 5

Проверь себя! Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении обычно является сказуемым и подчеркивается двумя чертами. *Весной в полях пашут, сеют, боронят.

Слайд 6

Задание №2. Составление опорной схемы. Откройте учебник на стр. 242. Прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». *Придумайте примеры к выполненной схеме.

Слайд 7

Изменение глаголов По временам По лицам По числам По родам (в настоящем и будущем) ( в прошедшем ) времени времени

Слайд 8

Задание №3. Изменение глаголов по временам. Работа с учебником: Найдите стр. 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время. *Выполните дополнительное задание (2). **Выполните дополнительное задание (5)

Слайд 9

Время глагола Глагол Время Тает Настоящее Бегут Настоящее Повеяло Прошедшее Засвищут Будущее Оденется Будущее Зазвенели Прошедшее Греет Настоящее Стали Прошедшее Зазеленеет Будущее

Слайд 10

**Пунктуационный разбор 1. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною . Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми . 2. Скоро все зазеленеет: степи, рощи и леса. : - обобщающее слово при однородных членах; , - разделение однородных членов.

Слайд 11

Задание №4. Спряжение глагола. Откройте учебник на стр.266 – 267. Рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на предложенные вопросы. Определите спряжение глаголов.

Слайд 12

Проверь себя А) Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Б) К 1 спряжению относятся все глаголы на – еть . В) Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить . Г) Брить, стелить (1спряжение); терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать (2 спряжение)

Слайд 13

Проверь себя Ходить (2), задержать(2), доверять(1), терпеть (2), сеять (1), отвечать (1), пилить (2), видеть (2), шить (1), стоять (2). *Стелить (1), пить (1), гнать (2), ненавидеть (2), брить (1).

Слайд 14

Задание 5. Работа с текстом. Прочитайте текст. В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику. *Определите лексическое значение слова подкралось .

Слайд 15

Проверь себя Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона. Подкралось ( прошед . время, ср. род, ед.ч, 1 спряжение) Вздрагивает (наст. время, 3 лицо, ед. ч, 1 спряжение) Звенит (наст. время, 3 лицо, ед. ч., 2 спряжение) Зазвенит (буд. время, 3 лицо, ед. ч, 2 спряжение) Начинается (наст. время, 3 лицо, ед.ч, 1 спряжение).

Слайд 16

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Подкрасться – подойти тихонько, незаметно. Пример: кошка подкралась к воробью.

Слайд 17

Глагол Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: могут быть в прошедшем, настоящем и будущем времени. Глаголы изменяются по лицам и числам( в настоящем и будущем времени) Глаголы изменяются по родам ( в прошедшем времени) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Слайд 18

Домашнее задание Прочитать параграф 10 7 ; Выполнить задания на выбор (выбери по своим способностям): упр.6 79 ; *упр.6 87 ;

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...