Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) по теме
Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Основные требования к оформлению документов
Цель: сформировать навыки составления документов. Научиться находить допущенные в тексте речевые ошибки и устранять их в соответствии со стилистическими нормами.
Теоретический материал:
Официально-деловой стиль представляет собой один из функциональных стилей современного русского литературного языка, набор языковых средств, предназначенных для обслуживания сферы письменных официально-деловых отношений. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для каждой разновидности документов правилам, предусматривающим обобщенное стандартное решение в какой-либо определенной стандартной ситуации. Документы различаются спецификой своего содержания (т.е. служат отражением тех или иных деловых ситуаций), а соответственно, своей формой (набором и схемой размещения реквизитов – содержательных элементов текста документа) и объединяются набором языковых средств, используемых для нейтральной (неэмоциональной и неэкспрессивной) передачи деловой информации.
Культура официально-деловой речи включает в себя владение двумя различными по характеру типами норм:
- текстовыми, регулирующими закономерности развертывания содержательной схемы документа, закономерности его построения;
- языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала.
Этот двусторонний характер норм деловой речи (текстовые – языковые) помогает понять направленность работы над документом: осмысление официально-деловой ситуации → подбор соответствующего ей жанра документа → уяснение соответствующих жанру документа норм построения текста → выбор приличествующих средств, языковое наполнение выбранной схемы документа.
- Форма документа предоставляет в распоряжение его составителя определенный набор реквизитов и определенную их композицию. Наиболее частотные реквизиты: а) адресат; б) адресант; в) наименование документа; г) список документальных приложений; д) подпись; е) дата.
- В плане языковых норм составитель использует традиционные для делового стиля языковые средства: стилистика текста документа (нейтральная и/или книжная); лексика (клише, штампы, канцеляризмы); морфологические средства (преобладание отглагольных существительных); синтаксические средства (причастные и деепричастные обороты, именные цепочки с родительным падежом).
Названные специфические – текстовые и языковые – черты делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень унификации и стандартизации официально-деловых документов.
Задание №1. Найдите в предложениях нарушение административного речевого этикета. Отредактируйте и запишите предложения.
I вариант
- Не откажите нам в любезности, и примите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы.
- Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.
II вариант
- Обращаюсь к вам с убедительной просьбой прислать срочно необходимую информацию.
- Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и утвердить.
Задание 2. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах на современные.
I вариант
Каковой ;
вышепоименованный ;
на предмет ;
при сем ;
вверенный Вам отдел .
II вариант
В настоящем письме ;
сим отношением ;
уведомляем Вас .
Задание 3. Найдите допущенные в предложениях ошибки. Отредактируйте и запишите предложения.
I вариант
- Нужно держать свое обещание.
- Чтобы получить заказ, мы пошли в сговор с одной из частных фирм.
- Передача наводит размышления на то, что необходимо менять структуру программы.
- Был провозглашен приговор суда.
- Придется еще раз обсчитать данные.
- Осталось затвердить это на собрании.
- На заводе возникло нестерпимое положение.
II вариант
- Мы признаемся о том, что проект станка неудачный.
- Рабочие, что допустили брак, получили выговор.
- Нужно сказать должное идеи президента.
- Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски.
- Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.
- Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.
- Гражданка Сидорова обратилась с заявлением о разводе брака.
Задание 4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к существительным соответствующие глаголы.
I вариант
Приговор ,
срок ,
ответственность ,
жалоба ,
пособие ,
рассмотрение .
II вариант
Приказ ,
контроль ,
выговор ,
меры ,
обязанности ,
содействие .
Задание 5. Составьте словосочетания, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги.
I вариант
В целях ,
в силу ,
в связи ,
в течение .
II вариант
Согласно ,
в продолжение ,
ввиду ,
вследствие .
Задание 6. Какие языковые конструкции, выражающие I вариант просьбу,
II вариант благодарность, применяются в деловых бумагах? Составьте с ними предложения (не менее двух) и запишите их.
Задание 7. Напишите I вариант личное заявление, II вариант объяснительную записку (содержание на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением норм и реквизитов.
Контрольные вопросы
- Какие сферы общественной деятельности обслуживает официально-деловой стиль?
- Какие стилистические и семантические свойства делового текста связаны с его спецификой?
- Какие требования предъявляются к составу и оформлению реквизитов документов?
- Какие аспекты содержания документа могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей? Приведите примеры.
Литература
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи».
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Ответы на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Богатство, разнообразие и выразительность речи
Цель: расширить и пополнить словарный состав, дать представления об основных средствах выразительности речи.
I. Важным источником обогащения речи служит синонимия.
Синонимы – слова, имеющие общее назначение и различающиеся дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы, различающиеся оттенками значений, называются идеографическими. Такие синонимы выполняют дифференцирующую функцию. Антонимы - это слова, имеющие противоположные значения.
Задание 1. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:
I вариант
интересный фильм ,
интересная внешность ,
интересный писатель ,
интересный сюжет ,
интересная трактовка .
II вариант: свежий хлеб,
свежие огурцы ,
свежее белье ,
свежий вечер ,
свежий вид ,
свежий взгляд .
Помимо дифференцирующей функции, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т.е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими.
Задание 2. Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.
Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.
Книжное | Нейтральное | Разговорное |
Множество | много | Уйма |
Вывод. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.
II Не только количество слов, их многозначность, синонимия, но и фразеология свидетельствуют о его богатстве. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, например, белая ворона.
Задание 3. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.
I вариант:
ахиллесова пята ;
крокодиловы слезы ;
калиф на час ;
глас вопиющего в пустыне ;
Содом и Гоморра .
II вариант:
дамоклов меч ;
двуликий Янус ;
прокрустово ложе ;
лебединая песня ;
открыть Америку или изобрести велосипед .
Вывод. Богатство словаря и фразеологии русского языка позволяет избегать в устной и письменной речи повторения одних и тех же слов, словосочетаний, разнообразить речь, делать её богаче.
III В литературоведении есть термин перифраз или парафраз – «художественный трюк, состоящий в замене однословного наименования предмета или явления описанием существенных, определяющих черт и признаков его, создающих полную и яркую картину» («Словарь современного русского языка»).
Задание 4. Объясните значение следующих парафраз:
Черное золото ,
корабль пустыни ,
спутница жизни ,
однорукие бандиты ,
туманный Альбион ,
город на Неве ,
белая смерть .
IV О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений.
Задание 5. Восстановите и объясните пословицы.
I вариант: Любишь кататься… ______;
___________________________________________________
____... от того и наберешься;
___________________________________________________
_… лучше новых двух;
___________________________________________________
Язык до Киева… ______
___________________________________________________
II вариант:
______… гуляй смело;
___________________________________________________
_… так и откликнется;
___________________________________________________
Не имей сто рублей… ______;
___________________________________________________
Взялся за гуж…
___________________________________________________
Вывод. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя.
V Выразительность речи усиливает её эффективность. Яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий её знаком с художественными приемами, традиционно называемыми ТРОПАМИ и ФИГУРАМИ.
Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты.
Метафора основана на переносе наименования по сходству.
Задание 6. Подчеркните метафоры в предложениях:
- Ночь тихо спустилась на землю.
- Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
- Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;
то, как зверь, она завоет, то заплачет как дитя.
Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности.
Задание 7. Выпишите примеры метонимии из предложений:
- Я три тарелки съел. ________________________
- «Экий ты бестолковый, братец» - укоризненно сказала телефонная трубка. ______________________________
- Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. ________________________________________
Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого или, наоборот, целое – вместо части.
Задание 8. Составьте предложения, в которых данные слова выступают в качестве синекдохи. Пример: Берет (в значении «человек») прошел вперёд и встал у окна.
Шляпа .
Борода .
Пальто .
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Задание 9. Подчеркните сравнения в тексте:
Между тем псы заливались всеми возможными голосами: … другой отхватывал, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант… и всё это повершал бас, может быть старик, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас.
Эпитеты – художественные определения.
Задание 10. Подберите как можно больше эпитетов к словам:
век ,
время ,
вера .
Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу (противопоставление резко контрастных понятий), инверсию (изменение обычного порядка слов в предложении), повтор и др.
Задание 11. Укажите в предложениях инверсии. Запишите предложения, используя прямой порядок слов.
- Твоих оград узор чугунный.
- А в школу я не пойду!
- Первым лодку заметил Николай.
Контрольные вопросы
- Что понимается под богатством и разнообразием речи?
- Что такое синонимы? Какие функции они выполняют в речи?
- Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.
- Что такое «выразительность речи»? От каких условий они зависят?
- Назовите основные средства речевой выразительности.
- Охарактеризуйте изобразительные средства языка: метафору, метонимию, синекдоху, сравнение, эпитет.
- Охарактеризуйте выразительные средства языка: антитезу, повтор, инверсию.
- Приведите свои примеры использования средств речевой выразительности.
Литература
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи».
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Ответы на контрольные вопросы
- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Акцентологические, орфоэпические,
морфологические нормы
Цель: повысить уровень грамотности и сформировать навыки языковой компетенции.
I Акцентологические нормы.
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
I вариант
Алкоголь, баловать, договор, договоренность, закупоривать, избаловать, каталог, красивее, кухонный, мизерный, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, откупоривать, похороны, развитой, ремень, столяр, украинец, ходатайствовать, цыган, черпать, щавель, эксперт, туфля.
II вариант
Августовский, алфавит, бензопровод, досуг, жалюзи, индустрия, квартал, избалованный, танцовщица, оптовый, кашлянуть, кухонный, украинский, позвонишь, договор, черпать, туфля, торты, компас, начать, крапива, свекла, гусеница, хозяева, завидно, средства, мастерски.
Задание 2. От приведенных глаголов образуйте формы ед. и мн. числа прошедшего времени. Поставьте ударения.
Образец: Понять- понял, поняла, поняло, поняли.
I вариант
Начать ,
предать ,
родиться ,
взять .
II вариант
Задать ,
принять ,
баловать ,
гнать .
Задание 3. Подчеркните варианты, которым соответствуют следующие значения. Поставьте ударения.
I вариант II вариант
Образы – образа (иконы) Цветы – цвета (окраска)
Учители – учителя (идейные
руководители) Соболи- соболя (меха)
Видение (способность видеть) Видение (мираж, призрак)
Характерный (упрямый, Характерный (типичный,
выразительный) особенный)
II Орфоэпические нормы.
Задание 4. Обозначьте букву «ё» в словах, где она произносится.
I вариант
Тренер, тапер, магнетизер, гравер, костюмер, акушер, ретушер, гренадер, карабинер, решетчатый, афера, шестивесельный, белесый, свекла.
II вариант
Маневры, опека, никчемный, разношерстный, вычерпывать, двоеженец, двоеженство, желоб, завороженный, новорожденный, острие.
III Морфологические нормы.
Задание 5. Поставьте данные существительные в родительный падеж множественного числа.
I вариант
Апельсины ____ комментаторы
Армяне ____ носки
Ботинки ____ партизаны
Гектары ____ плечи
Грузины ____ помидоры
II вариант
Граммы ____ сапоги
Киргизы ____ свадьбы
Мандарины ____ солдаты
Осетины ____ туфли
Рельсы ____ яблоки
Задание 6. Подберите прилагательные к словам.
I вариант
Рояль ____ какаду
бра ____ Сочи
кофе ____ меню
тюль ____ мозоль
иваси ____ тихоня
рельс ____ тушь
туфля ____ домишко
II вариант
Купе ____ шимпанзе
пенальти ____ зубрила
жюри ____ городишко
кенгуру ____ пари
туш ____ Тбилиси
шампунь ____ толь
Задание 7. От данных слов образуйте формы Им. падежа множественного числа
I вариант
Автор ____ трактор
берег ____ цех
директор ____ корпус (здание)
доктор ____ образ (икона)
катер__________________ орден (рыцарские и монашес-
инструктор ____ кие общества) _____________
II вариант
Адрес ____ торт
бухгалтер ____ корпус (туловище)
договор ____ образ (художественно-литера-
конструктор ____ турный)
инспектор ____ орден (знак отличия)
прожектор ____
Контрольные вопросы
- Дайте определение понятия «Норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.
- Расскажите о вариантах норм литературного языка.
- Что такое акцентология?
- Расскажите об орфоэпических нормах.
- Охарактеризуйте морфологические нормы.
Литература.
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи».
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Ответы на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Синтаксические и лексические нормы.
Цель: повысить уровень речевой грамотности и сформировать навыки языковой компетенции.
I Синтаксические нормы.
Задание 1. Создайте два варианта данных предложений, которые между собой различались бы по смыслу. Запишите их.
I вариант
- Призывает вдова вождя сирийцев.
- Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом.
II вариант
- Хозяин дома спал.
- Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов.
Задание 2. Образуйте конструкции с предлогом в или на и с антонимичными им предлогами из и с. Запишите их.
Образец: Приехать в Ростов. Уехать из Ростова.
I вариант
Москва
Украина
Сахалин
Карпаты
Спектакль
огород
гараж
колледж
II вариант
Тула
Грузия
Корсика
Алтай
концерт
лицей
дорога
море
II Лексические нормы.
Задание 3. Дайте толкования слов.
I вариант
аншлаг _____
паритет
цейтнот
абонемент
аккредитация
тривиальный
дефолт
II вариант
импичмент
реквизит
генерация
аргументировать
трансформация
имитация
антагонизм
Задание 4. Приведенные слова сгруппируйте в четыре синонимических ряда.
I вариант
Артачиться, безжалостно, бессердечно, бесхитростный, естественный, жестоко, настаивать, незамысловатый, немудреный, первенство, превосходство, приоритет, свирепо, упорствовать, упрямиться, бесчеловечно, безыскусственный.
II вариант
Проглядеть, просить, прийти, втихомолку, притащиться, тайком, канючить, просмотреть, клянчить, прозевать, явиться, втихую, вымаливать, пожаловать, пропустить, явиться.
Задание 5. Замените иностранные слова русскими синонимами.
I вариант
Мотивировать ____ форс-мажор
актуальный ____ ассимиляция
рейтинг ____ дифференцировать
антитеза ____ секьюрити
эмбарго ____ тинэйджер
II вариант
Абстрактный ____ полемика
абсурд ____ сувенир
адекватный ____ фамильярный
аморальный ____ фиаско
игнорировать ____ эмоции
колоссальный ____
Слова для справок: тождественный, безнравственный, пренебрегать, огромный, тусклый, одобрять, смешной, отвлеченный, спор, притворяться, неудача, чувства, бесцеремонный, подарок, сверхъестественный, степень популярности, приводить доводы, запрет, непреодолимая сила, противопоставление, различать, подросток, охрана.
Задание 6. Исправьте лексические ошибки.
I вариант
- Они сидели молча без слов.
- Схожу на следующей остановке.
- Я одел пальто и пошел на занятия.
- Актер всю душу отдавал в свою работу.
- Этому вопросу нужно было уделить серьезное значение.
II вариант
- Мы проделали большой сизифов труд.
- В котором году отменено крепостное право?
- Об этом будет сказано ниже.
- Пересдача задолженностей с 8 по 16 сентября.
- Запретить курение студентов в здании института.
Контрольные вопросы
- Охарактеризуйте синтаксические и лексические нормы языка.
- Какие ортологические словари (т.е. словари, рекомендующие нормы правильной речи) вы знаете?
- Какие факторы влияют на динамику литературной нормы?
Литература
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи».
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Ответы на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Подготовка и произнесение речи
Цель: сформировать навыки составления и произнесения речи.
1 Теоретический материал:
Характерные черты ораторского стиля определяют особенности его конкретных воплощений. Ораторская речь является одним из видов публичной живой речи. В качестве обязательного признака ораторского стиля выступает, как известно, целевая установка, т.е. то, что называется ораторским намерением. В зависимости от характера аудитории, жанра и цели воздействия говорящий избирает стиль речи, включающий сумму художественных приемов оформления темы. В самом публичном выступлении следует выделять:
- субъекта речевого воздействия;
- массового слушателя как объекта речевого действия;
- устное живое слово (канал воздействия);
- цель речевого воздействия.
2 Задание. Подготовьте информационную, агитационную (убеждающую или призывающую к действию) или приветственную (воодушевляющую) речь. Выберите тему речи. Продумайте композиционное построение речи. Используйте приемы привлечения внимания аудитории. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы.
3 Материалы к заданию.
Примерные темы
для информационной речи:
- События в нашей стране или за рубежом.
- Как стать интересным собеседником.
- Как бороться с плохим настроением.
- Как я отделался от дурной привычки.
- Что делает нас привлекательными.
- Как ладить с родителями.
- Удивительный характер.
- Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь).
- Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни.
- Как я утратил иллюзии.
- Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть честной.
- Деньги в нашей жизни.
- А счастье, что оно…?
- Хочу ли я стать политиком?
- Что значит для меня свобода?
- Семья или карьера?
- Моя совесть и я.
для агитационной речи:
- Можно научиться быть счастливым,
- Я люблю «русское кино».
- Жизнь - любовь.
- Книга, которую каждый должен прочитать.
- Не будьте равнодушным (о понятии «чужое горе» ).
- Берегите здоровье.
- Занимайтесь спортом.
для приветственной речи:
Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь:
- Юбилей лица (организации)
- Встреча делегации
- Вручение награды
- Открытие памятника, мемориальной доски
- Начало работы съезда, конференции
- Памятная дата
- Выпускной вечер
Обратите внимание на то, что главная задача приветственной речи – создать приподнятое настроение, вдохновить воодушевить слушателей, поэтому ориентируйтесь на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.
Структура приветственной речи:
- Обращение. Слова приветствия.
- Краткая характеристика события.
- Успехи и достижения, перспективы.
- Пожелания.
4 Схема оценки речи:
- Тема и цель
Интересны? Уместны? Актуальны?
- Вступление
Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?
- Главная часть
Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
- Заключение
Ясно? Есть ли обобщение сказанного?
- Произношение
Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?
5 Памятка
«Не пытайтесь сесть и приготовить речь за 30 минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаг все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в голову в самое различное время - когда вы принимаете ванну, едете в центр города. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех». Д. Карнеги
РЕПЕТИРУЙТЕ!!!
6 Контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля)
- Отражает ли название темы речи ее содержание?
- Действительно ли меня интересует тема выступления?
- Достаточно ли я знаю по данной проблеме?
- Убежден ли я в том, о чем буду говорить?
- Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления?
- Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные?
- Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?
- Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?
- Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы?
- Правильно ли распределен материал по времени?
- Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?
- Владею ли я материалом выступления?
- Проведены ли тренировки?
7 Литература
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи».
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Для заметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкции к практическим занятиям по физической культуре
Инструкции - циклограммы к практическим занятиям по бегу и метаниям в лёгкой атлетике , по спортивной гимнастике(акробатика, упражнения на бревне и брусьях разной высоты) и применениюDV...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Методическое пособие по проведению итоговой аттестации по физической культуре для студентов специальной группы и освобождённых от практических занятий.
Система тестирования позволит преподавателю организовать итоговую аттестацию с учётом особенностей студентов, предлагая задания, соответствующие их уровню полготовки. Она даёт большой простор дл...
Школьная газета "Спортивные вести",выпускаемая освобожденными на год от практических занятий по физической культуре учащихся,однако не лишенными интереса к спортивной жизни школы
-Автор: Белова Мария Идея создания школьной спортивной газеты витала в воздухе школы уже давно...Однажды на теоретических занятиях по физической культуре на вопрос по технике пры...
Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям
Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Методическое пособие разработано для студентов Воронежского музыкального колледжа для элективного курса "Русский язык и куль...
Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...