Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Галяутдинова Галина Александровна

Открытый урок по русскому языку 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

                    урока русского языка

                           в  6 классе

Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Разработала: учитель русского

языка и литературы МБОУ Видновская СОШ №4

Галяутдинова Г.А.

                  Класс: 6А

Предмет: русский язык

2013г.

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Цели урока:

1.   Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного,  совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм;

  словари русского языка (орфографический,  толковый, фразеологический).

                                   

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка проблемы урока «Открытие» обучающимися новых знаний

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Фиксация знаний и повторение

Рефлексия и диагностика деятельности

Проектирование выполнения домашнего задания

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Включение детей в деятельность.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Поприветствуйте друг друга и наших гостей!

Учитель:  - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

 - Важно ли быть грамотным?

Творческий орфографический диктант:

Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:

сумка из холста (холщовая сумка),

платье из парчи*** (парчовое платье),

обувь из замши*** (замшевая обувь),

цвет апельсина (апельсиновый цвет).

  - Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?

 Работа с текстом.

1) Прочитайте название текста. («Осенний туманный день»- приложение№1. Текст спроецирован + напечатан). Определите по названию текста, о чем он?

Подумаем над темой и идеей текста.

О чем этот текст? Какова основная мысль? К какому стилю и типу  речи мы отнесем этот текст? Какие языковые средства присутствуют в нем?

 - Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова -  на доске):

лунный –           луна

звериный –       зверь

стеклянные –    стекло

серебряный –    серебро

утренний -         утро

(Выключение проектора)

Гимнастика для глаз:

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз.

посмотреть на кончик носа

-Вернемся к нашим словам.

посмотреть на пол

Внимательно посмотрите на них. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно?

- Посмотрим, от чего образованы эти прилагательные.  Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова?

С какой же проблемой мы столкнулись? Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных? Давайте понаблюдаем и сами попробуем это определить.

-    Как же решить вопрос о выборе Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных?

Итак, читаем правило в учебнике и внимательно рассматриваем примеры.

 - А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску (на листке – слова- исключения ).

1.Обратимся к материалам учебника, выполним Урп.318.,стр.133.

 - А сейчас давайте подумаем, как мы будем рассуждать при объяснении правописания?(составляем алгоритм)

-Как вы думаете, для чего мы это сделали? Зачем нам это нужно?

 2. Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так и на краткие формы.

 - Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

           длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно;

            румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно;

            единый – коллектив един, Россия едина, общество едино.                                                      -      Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

 -     Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы  (бледнолицый, бледный)

1.А теперь задание на экране

( приложение №2)

Физкультминутка.

Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

2. Работа по карточкам (приложение №3).

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

 - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

 - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

Итогом нашей работы будут проверочные тесты. КИМ.

Обменяйтесь КИМами, проверьте работу своего одноклассника( учитель диктует ответы).

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Составить словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя прилагательные на изученную орфограмму.

- Выполнить упр. 321., стр.134.

 

        Включение в работу, самоопределение

Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Обучающиеся делают вывод о том, от какой части речи образованы прилагательные, с которыми им сегодня предстоит работать(Словообразование).

(Лексика).

Обращение к толковому словарю.

Обучающиеся  работают самостоятельно, после чего сверяют с эталоном на доске.

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

Повторение словообразования

Рассуждения учащихся

Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике

Работа со словами- исключениями, запись их в словари.

Работа в парах.

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных.

Лексическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся,

Самопроверка по образцу.

Работа у доски.

Консультанты проверяют выполненное на доске задание.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Самостоятельная работа обучающихся, взаимопроверка.

Оценивание работы класса, выставление отметок, ответы обучающихся.

Приложение №1.

Осенний туманный день.

Лес стоит сонный, хмурый. В небе слышится журавлиный крик. Это журавли летят за синие моря и таинственные страны. За ними потянулись гусиные и утиные стаи. Улетели птицы.

В холодном лесу наступила таинственная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, которые блестят как стеклянные. Их выстроил утренний мороз, после того как ночной дождик омыл верхний слой муравейника.

Приложение №2.

Задание: Списать, в данных предложениях найти слова на изученную орфограмму, объяснить их правописание, подчеркнуть каким членом предложения они являются.

Крутые каменистые склоны взл..тают к голой обветрен..ой вершине.

Эти леса скрывают в своей глубине торфян..ые б..лота.

Тонкая ледян..ая пыль висла в воздух… и ун…силась с ветром.

Лес оживал, стряхивал дремотное оц..пенение, весело свивал серебрян..ые жгуты ручьев.

В лиственном л..су от ле..кого ветра впервые был слышен зеленый шум.

Приложение №3.

Карточка.

Выписать из слов прилагательные с –Н-  –НН- по столбикам.

Земляной, дружественный, тополиный, шерстяной, лиственный, соловьиный, ураганный, буранный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован  на обобщающем уроке по теме....

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила...

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

1.Познакомить учащихся с одной и двумя буквами Н в суффиксах прилагательных.2. Научит правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н.3. Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбор...

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Тема урока: Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Тип урока:  открытие нового знания Цель урока:  - образовательная:  познакомить с правилом «Правопис...

Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и система...

одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"...