Урок-путешествие по острову "Морфемика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Варнина Наталья Александровна

Этот урок можно провести как урок обобщения по теме "Морфемика" или как внеклассное мероприятие по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_po_ostrovu_morfemika_5_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок – путешествие  по русскому языку

                      на тему:

«Повторение и обобщение по теме

              «МОРФЕМИКА».

                        5 класс

         

Учитель: Варнина Н.А.

МБОУ СОШ №24 г.Ковров.

Цели: Повторить и обобщить материал по теме «Морфемика».

         1.Повторить:

              - что такое морфема;

              - известные части слова и их определения;

              -изученные по теме орфограммы.

         2.Продолжить работу над формированием  умений:

              -находить однокоренные слова;

              -отличать формы слова и родственные слова;

              -определять грамматическое значение слова по окончанию;

              -выделять части слова и проводить морфемный разбор;

              -правильно записывать слова на изученные орфограммы;

        3.Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся.

        4.Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.

Подготовка к уроку.

Учащиеся делятся на несколько команд, придумывают название команды, выбирают командира.

Оборудование:

Карта острова «Морфемика», карточки с заданиями, дерево с листочками разного цвета, маршрутный лист для команды.

                               Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Путешествуя по стране Лингвинии, мы делаем новую остановку.

Сегодня на уроке мы будем путешествовать по острову Морфемика.

- Почему он так называется?

Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

- Что такое морфема?

- Какие морфемы вам известны?

Итак, путешествие начинается.

2.Остановка «Представь морфему».

  Капитаны готовят рассказ об одной из морфем.

Вставьте в стихотворение пропущенные слова-термины, называющие морфемы.

Та часть слова, что изменяется,

      …   называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы    ....

   …   слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят   …    власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

За корнем   …  

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратилась в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая -  …  .

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

3.Остановка «Смотри в корень».

Прочитайте и разделите слова каждого ряда на две группы. Почему это возможно? Слова одной группы подчеркните одной чертой, а второй группы -  двумя.

1.Берег, берег, приберегать, береговой, сберегательный.

2.Бережливость, побережье, набережная, сбережение, бережок.

3.Борьба, боровик, бор, оборонный, борец.

4.Воронка, проворонить, вороночка, вороний, ворона.

5.Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.

6.Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться.

4.Остановка «Найди родственника».

Выпишите сначала однокоренные слова, а потом формы одного и того же слова.

Подосиновик, осину, осинник, осиновый, осиннике, осиновым.

Травяным, травка, травянистый, травяного, травке.

5.Остановка «Определи часть речи».

Определи по морфеме часть речи.

1.-его, -ит, -е, -ет.

2.-ешь, -я, -ому, -ут.

3.-ая, -ете, -ят, -е.

4.-ему, -ит, -я, -ишь.

6.Остановка « Берег Приставки».

Приставка или нет? Выделите приставки в словах..

1.Ворваться, воевать, ворох, вогнать.

2.Добраться, домашний, доверить, доброта.

3.Озабоченный, оловянный, одеревенеть.

4.Предвидеть, предсказать, предмет.

5.Расписание, растение, расколоть.

6.Сотрудник, соловей, соединение.

7.Поездка, полоса, полеводство, полено.

8.Разбитый, разваленный, разный.

7.Остановка «Поселок суффиксов».

Отрывок из сказки О.Л.Соболевой и В.В.Агафонова «Тайна страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным».

Присоедините к корням данных слов суффиксы, подходящие по смыслу.

ИЗБ – А         ЛЕД –        ПЕНЬ -

УГОЛЬ –                  СМЕЛ – ЫЙ          ЧИСТ - ЫЙ

КОРЗИН – А            ГОЛУБ – ОЙ         КАМЕНЬ –

Суффиксы:

 -УШК-      -ИНК-           -ЕЦ-

-ЕК-           -ЩИК-           -ЯН-

-ИЗН-        -ЕЦ-               -ОСТЬ-

8.Остановка «Составь слово».

Образуйте слова с данными морфемами.

1.-СЯ, -БЛИЖ-, ПРИ-, -А-, -Л-,

2.-ЫЙ, -ОСТЬ-, -ЖАЛ-, БЕЗ-, -Н-.

3.-СЬ, -КАЗ-, -А-, ПО-, Л-, -О.

9.Остановка « Творческая».

Вставьте пропущенные буквы в данные ниже слова. Составьте с этими словами рассказ на тему «Утро в саду».

Ш…РОХ, Р…СТОК, ВЫР..СТИ, БЕ…ШУМНЫЙ, Ж…ЛТЫЙ,

ПРИЛ…ГАТЬ, Ц…ПЛЕНОК, АКАЦ…Я.

10.Остановка «Разбери слово».

Заполни таблицу данными словами:

ПОДОРОЖНИК, ОБЛАЧНОГО, ИЗГОРОДЬ, ВЫРУБКА, УЛИЧНЫЙ, ПЕРЕКРЕСТОК, ПЕРЕДВИГАЕТСЯ, ПРОСИГНАЛИТЬ, АСФАЛЬТОВОЕ, ОБОЧИНА.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

11. Подведение итогов.

-По какому острову мы путешествовали?

-Какие лингвистические термины повторили?

-Какие повторили орфограммы?

-Что нового вы узнали?

Рефлексия.

Давайте на нашем острове посадим дерево знаний.

Возьмите листочки для нашего дерева, которые будут соответствовать вашему настроению.

Зеленый – мне все понравилось

Красный – мне понравилось, но не все

Желтый – мне не все понравилось

Черный – мне ничего не понравилось.

Посмотрите, какое красивое получилось дерево.

Что вы для себя сегодня открыли?

Большое спасибо за работу. Всего доброго и удачи вам.

Маршрутный лист для команды.

                                                Название остановки

Представь морфему

Смотри в корень

Найди родственника

Определи часть речи

Берег приставки

Поселок суффиксов

Составь слово

Разбери слово

Творческая

Общее количество

очков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...