Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Арышева Лариса Геннадьевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.rar18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятельности учителя

Систематизировать информацию о главных и второстепенных членах предложения, отрабатывать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): определять роль второстепенных членов в  предложении, знать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения; уметь выделять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор по алгоритму.

Метапредметные :  познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, главные и второстепенные члены предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты.

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

\I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Орфографическая разминка.

- Отгадайте загадки, ответы запишите.

• Что за чудо в доме нашем? Ест дрова и кормит кашей. (Печка.)

• Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.)

• В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.)

• На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

- Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Листы

обратной

связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Лингвистический эксперимент

- Отгадайте загадку: Зверек грызет.

- Почему вы не можете дать однозначного ответа?

- Давайте подберем подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила.)

- Подчеркните главные члены предложения. Помогли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать?

- Сделаем вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?

Отвечают

на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные

ответы

3. Вы-

явление

места

и при-

чины затруднения

Эвристическая

беседа, формулирование правила, составление схемы-помощницы.

Задания по группам.

- Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями,

коллективно заполните опорную схему.

Формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

делают вы-

воды.

Выполняют элементарные физические упражнения

Групповая,

индивидуальная.

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их

преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

 Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения

информации.

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Физкультминутка

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

Виды второстепенных членов предложения и их признаки

                           

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы, выполнение письменных заданий

Определение

Дополнение

Обстоя

                                                                      тельство

Что обозначает?

Признак

предмета

Предмет

Место, время.

причину, образ действия

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей?

Вопросы кос-

венных падежей

Где? Когда?

Почему? Как?

Чем выражено?

Прилагательное, местоимение

Существительное, местоимение

Наречие, существительное с предлогом

От каких частей речи зависит?

От существительных

От глагола

От глагола

Как подчеркивается?

- - - - - - -

- - - - - - -

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать

- Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке.

- Сейчас мы будем работать в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить  текст.

Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами». Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

5. Творческая

практическая

деятельность

по реализации

построенного

проекта

Обучающая

игра

Эстафета.

- Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны па доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведет разбор.

1-я группа: Завтра будет отличная погода

2-я группа: Сегодня Петя уроки приготовил.

3-я группа: Мама сварила вкуснейший борщ.

Отвечают

на вопросы.

под руководством педагога участвуют в вы-

полнении

задания

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило

контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения

информации

6. Первичное

закрепление

с комментированием

во внешней речи

Подбор приме-

ров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление

связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

Творческий диктант.

- Распространите предложения второстепенными членами.

1-я группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.

2-я группа: Вошел учитель. Наступила тишина.

3-я группа: Начался урок. Дети слушают.

- Какова роль второстепенных членов в предложении?

- Исправьте ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

1-я группа: У Пети смех заразный.

2-я группа: Грипп - инфекция заразительная.

3-я группа: Актер отражал зрителей своим талантом

Отвечают

на вопросы,

выполняют

упражнения

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Устные ответы,

письменные работы

7. Само-

стоя-

тельная

работа

с само-

проверкой

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися.

Упражнение №283 стр.128

Выполняют

упражнения

Индивидуальная

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение

письменных упражнений

8. Включение

в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

ТЕСТ

- Закончите предложения.

1. Подлежащее и сказуемое - это ...

а) главные члены предложения;

б) второстепенные члены предложения;

в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения - это ...

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) сказуемое.

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...

а) нераспространенными;

б) распространенными;

в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ...

а) нераспространенными;

б) распространенными;

в) большими.

Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников озвучивает свои ответы на вопросы теста

Решают

тест; определяют уровень приобретенных

знаний

Индивидуальная,

групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание

учащихся за работу на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу

Тема урока:

 Второстепенные члены

предложения (обобщение). Разбор простого предложения.

ТЕСТ

- Закончите предложения.

1. Подлежащее и сказуемое - это ...

а) главные члены предложения;

б) второстепенные члены предложения;

в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения - это ...

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) сказуемое.

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...

а) нераспространенными;

б) распространенными;

в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ...

а) нераспространенными;

б) распространенными;

в) большими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...