Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Туниева Марго Аветисовна

Данная работа поможет учащимся отработать  навыки в написании сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._russkiy_yazyk_11_klass.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

                               ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В Х1 классе. 

        Подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту

                                                 (часть С, ЕГЭ)                                                                                              

Цели урока: - систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;                               -   вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,                               проблематику;

-характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;

 Задачи: - совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развивать аналитическое мышление;

 Воспитательная цели: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи,                    воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

 Оборудование: портрет В.П.Астафьева,  раздаточный материал (текст, план анализа), словарь.

На доске эпиграф: «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей» ( Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.)

                                                               

                                                                                Ход урока:

                                 На экране  Слайд №1 с названием темы урока 

УЧИТЕЛЬ: - Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня    на уроке и как мы их буднем достигать?

                                                                       Ответы учеников               

-Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете  написать сочинение-рассуждение.

- Послушайте стихотворение  Ольги Спорыниной, которое прочтет ………

- О чем это стихотворение?

- А что такое дружба?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

- Кого вы можете назвать настоящим другом?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?  Согласны ли вы с утверждением  автора?

                                                                                        Ответы.

УЧИТЕЛЬ:  -  Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.

                          Для начала вспомним, что такое текст.

                                                                        Ответы.

 УЧИТЕЛЬ: - Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда  говорим об анализе текста? (Ответы: тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).

                                                                     Слайд №2

УЧИТЕЛЬ:  - Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи.

Давайте познакомимся с текстом. Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).

                                                                 Работа с текстом.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие  друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете  было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся.    (В.Астафьев)

                                                     

                                                    ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.

УЧИТЕЛЬ: - Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Приступите к их выполнению (5 мин.)

                                                        Самостоятельная работа.

                                                                           

                                                                          ТЕСТ.

1.Какое  высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

                            1) Добрых людей на земле больше, чем злых.

                             2) Все люди на земле одинаковые.

                             3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения.

                             4) С поля боя  выносят бойцов настоящие друзья.

2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?

                              1)   8                                                3)   4

                              2)   2                                                4)   1

3. Автор считает, что настоящая дружба –это…

                                1) награда                                    3) подарок

                                2) испытание                               4) счастье

4.Какие слова в тексте можно считать  ключевыми?

                               1) человек, коллектив, любовь,

                                2) фронтовик, порядочность, добро;

                                3) добро, зло, дружба

                                4)награда, друг, преданность

 

УЧИТЕЛЬ: - Давайте проверим, что у вас получилось.

                       - О чём текст, какова его тема?

                      - Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)

                      - Над какой проблемой  автор рассуждает больше всего? (это основная проблема)

                       -Зачем Астафьев написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию)

 - Определите стиль (публицистический), докажите;  тип речи (рассуждение), докажите.

  - Как вы думаете, можно ли считать дружбой отношения, в основе которых лежит какая -то выгода, определённые цели? (Ответы)

   _ Есть в языке такое слово «прагматизм». Как вы думаете, что оно означает? ( Подготовленный ученик зачитывает: «Философия, которая считает не то, что соотносится с объективной действительностью, а то, что дает практически полезные результаты). Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?

УЧИТЕЛЬ: -Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания   сочинения - рассуждения. Нужную информацию записывайте в тетради.

  УЧИТЕЛЬ: - Один из признаков текста – это его содержательная и структурная завершенность,      т.е. текст имеет внешний план строения - определённую композицию.

У вас на партах лежит план к сочинению-рассуждению.  

                                                                          СЛАЙД   №3    

УЧИТЕЛЬ: -  В любом виде речи необходимо выразить начало мысли, то есть текст должен начинаться со вступления. Чтобы работа получилась логически стройной надо продумать первое предложение, в котором можно отразить тему или проблему текста. Учитываем, что существуют различные виды вступлений. Вспомним о них, посмотрев на экран.

                                                                          СЛАЙД   №4    

УЧИТЕЛЬ: - Подумаем, какое вступление можно сделать к  нашему сочинению (3-4 предложения)

                       -  Как один из вариантов могут быть вопросы-символы: 

                        - Например, какие?                    

                            Для чего человеку дается дружба?   Кого можно считать настоящим другом?                        Каким нужно быть самому, чтобы иметь настоящих друзей?

УЧИТЕЛЬ:  - Возвращаемся к нашему плану сочинения.

                       - Мы переходим к анализу содержательной стороны текста. Нам нужно выявить те вопросы (или проблемы), которые волновали автора. Что же такое проблема?

                                                          Слайд №5  

УЧИТЕЛЬ: - Помним, что в тексте может быть несколько проблем, мы же выбираем только одну и пишем только о ней. Выбранная вами проблема должна быть лейтмотивом всего сочинения - рассуждения, т.е. проходить красной нитью через всю работу. Итак, какие или какую проблему вы увидели в тексте? Записываем. 

             1)  Что определяет характер человека?  Как развивается  характер человека? ( 2)

             2)  Как влияет дружба на человека?(3)

             3)  Кого можно назвать настоящим другом? (4)

             4)   Каково соотношение добра и зла в мире?  (8)

             5)  Что такое дружба?  (во всем тексте)        

             

УЧИТЕЛЬ: - Как сформулировать проблему, какими способами?

                                                                      СЛАЙД №6

 УЧИТЕЛЬ: - Какие бывают проблемы?

                                                                       СЛАЙД №7

  УЧИТЕЛЬ: - К какой группе относятся проблемы данного текста? (Ответы: нравственные)             Мы определили проблемы, что теперь нужно делать, согласно плану? Правильно, прокомментировать выбранную проблему.

  УЧИТЕЛЬ:  - Вспомним, что такое комментарий (дети вспоминают).

                                     Подготовленный ребёнок зачитывает выписку из словаря.

УЧИТЕЛЬ: - Комментарий – это некая «интерпретация» проблемы. Нельзя ни в коем случае допускать пересказа текста. Вы должны кратко изложить суть комментируемой проблемы текста, для того чтобы подготовить читающего, т.е. эксперта, к восприятию того, о чём будете рассуждать и  что будете анализировать. Помним, что нельзя рассуждать по поводу всех проблем текста. Комментарий всегда должен опираться на прочитанный тест. Это важно! И ещё помним, что будет ошибкой, если вы прокомментировали проблему, имеющуюся в тексте, но её саму не сформулировали. 

                     -   Вспоминаем, какими бывают комментарии.

                                                                         СЛАЙД №8      

УЧИТЕЛЬ: - Давайте прокомментируем проблему нашего текста, выбрав один из способов комментария.

                                                                      Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы прокомментировали проблему. Дальше по плану мы должны выявить  позицию автора по комментируемой проблеме.

УЧИТЕЛЬ: - Что такое позиция автора?

                                                                        Ответы.

УЧИТЕЛЬ: - Совершенно верно, это авторское отношение к той или иной проблеме,  Позиция автора по основной проблеме текста представляет основную мысль текста. Помним, что если проблема – это вопрос, то позиция – это ответ на вопрос.                                                                                                          

                                                                       СЛАЙД №9

УЧИТЕЛЬ: -  Как мы ранее отметили, наш текст относится к публицистическому стилю, поэтому позицию автора по обозначенным проблемам  нетрудно выявить. Посмотрите записи в тетрадях.

       Ученики определяют позицию автора по каждой проблеме.

                      1)    Характер человека складывается под влиянием среды (2).

                      2)    Дружба бывает крепче  и вернее родственных связей (3)

                      3)    Много фактов влияет на характер человека, один из них – дружба (2)

                       4)    На свете добрых людей больше, чем злых (8).

УЧИТЕЛЬ: Можем выделить основную мысль: «Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная».

УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что нельзя путать «Я» автора с «Я» рассказчика. Автор пишет текст. Всё, что он написал в тексте . происходит не с ним , а с героем.  Он не всегда выражает авторское мнение. Его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните, что повествователей, высказывающихся от собственного, первого лица, естественно называть рассказчиком.

УЧИТЕЛЬ: - Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы  (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

                      Аргументы.

  1.  «Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)
  2. Поэт М.Светлов «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы».
  3. «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)
  4. «Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого  друга, за которого можно было умереть».

УЧИТЕЛЬ: - Мы подошли к последнему пункту плана, заключению.

                                                                          СЛАЙД №10.

УЧИТЕЛЬ: - Сейчас  предлагаю вам работу по парам  (группам).

                          Задания для каждой  пары (группы).

1 группа – написать вступление.

2 группа – сформулировать проблему.

3 группа – прокомментировать проблему.

4 группа – сформулировать позицию автора.

5 группа – сформулировать собственное мнение и привести 2 аргумента.

6 группа – написать заключение.

УЧИТЕЛЬ: - Итак, сегодня на уроке мы на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. В дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость.

Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.

Resource id #3202

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема сочинения-рассуждения на основе исходного текста (часть С, ЕГЭ)

Подробная схема сочинения, с опорными языковыми конструкциями...

Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).

Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...

открытый урок по русскому языку в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С)"

Материал будет полезен учителям русского языка, работающим в 11 классах...

открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...